Харьковчанка Мария Суслова давно «своя» в модной тусовке Instagram-блогеров и украинских дизайнеров. С момента ее первого коммерческого заказа — отрисовки коллекции haute couture для бренда ANNARUSSKA — прошло шесть лет. Иллюстраторка самостоятельно развивает творчество и уверена: главная составляющая успеха в любом деле — кайф от работы.
Вместе с Марией мы подготовили гайд для художников, желающих ступить на тропу индустрии моды.
Плохая затея — рисовать в стол, но именно так у Марии накапливались рисунки персонажей с выразительными глазами, ярким макияжем и в необычных нарядах. Девушка работала в рекламной сфере — создавала дизайны открыток, визиток, плакатов и логотипов. Однако к полиграфии душа не лежала, и в 2013 году Маша всерьез задумала изменить направление.
Не последнюю роль в ее популярности сыграли зарубежные fashion-блогеры. Благодаря их заметкам о работах харьковчанки узнали американские издания и опубликовали несколько стильных картинок. Позже рисунки, напоминающие аниме, появились в отечественных версиях журналов L'officiel, Vogue, Marie Claire. Постепенно к украинке стали обращаться модельеры, желающие увидеть свои коллекции в карандашной и акварельной технике Марии Сусловой. Сейчас ее принты украшают коллекции одежды, представленные на Ukrainiаn Fashion Week.
«Вдохновение для меня — как аппетит, который приходит во время еды. Когда ты все время работаешь, вдохновение сопровождает тебя постоянно и усиливается во время творческого процесса. Мозг автоматически сканирует окружающую среду: увидела на дереве, ага, вот как там тень легла… Цвет листьев взяла себе на заметку. А если к нему добавить другой оттенок, что получится… Так и садишься рисовать. Я уже спокойно не могу смотреть на привычные всем вещи. Сразу вижу в них форму, текстуру, детали».
Изящные силуэты в воздушных платьях с яркими принтами — результат вдохновения картинами Сальвадора Дали. В свое время именитый художник сотрудничал с Vogue и Harper’s Bazaar. Из-под его кисти вышли около десяти сюрреалистических обложек, которые до сих пор считаются шедеврами в истории моды.
Для Маши он — гуру сумасшедших образов и пример того, насколько важно развивать индивидуальность. Жаль, что об этом мало говорят преподаватели художественных академий, продолжает девушка, и акцентируют внимание на «правильных» пропорциях и цветовых гаммах.
«В институте дают мало знаний, которые потом можно применить на практике. Тебя ставят в рамки. Нашим университетам не хватает свободы, креатива».
Академическая база лишней не будет, но чтобы «засветиться» в этой индустрии, отрабатывайте характерные авторские детали, ищите подходящий стиль.
Конечно, эта способность приходит с опытом, улыбается наша собеседница. В большинстве случаев человеку трудно объяснить, каким он видит готовый результат, а начинающему художнику (дизайнеру) сложно угадать предпочтения. Каждая новая правка продлевает работу на несколько часов. Поэтому рисование по ночам и до утра — обычная практика Марии последние пару лет.
«Первое, о чем я прошу заказчика — еще раз просмотреть мои работы и определиться, точно ли ему подходит то, что я делаю. Потом прошу найти примеры рисунков у других художников: может, получится совместить стили или придумать совершенно другое».
На одну такую зарисовку может уйти полдня — все зависит от сложности заказа. В портфолио Марии есть принты, которые она создавала и за полчаса. Но в этом случае нужно учитывать пропорции и материал аксессуара или будущего изделия из ткани. Раньше приходилось сканировать или распечатывать картину, и цвет терялся. Сегодня работу упрощает планшет, но техника полноценно не передает «эффект акварели».
Иллюстраторка советует перенять опыт фрилансеров и обзавестись контрактом для удаленной (проектной) работы. Юрист поможет грамотно выписать в документе условия сотрудничества и расценки на гонорар. В договоре также можно указать возможности заимствования работ, дабы уберечь себя от кражи авторских прав.
Искусство — это тоже труд, который должен достойно оплачиваться, считает художница. Для западных клиентов расценки на авторский принт на ткани стартуют от 250 евро, у нас — от 100 долларов. Конкретная стоимость зависит от известности бренда, профессионального уровня автора и сложности заказа. Иногда цена может достигать и 900 евро за принт. В Украине удается заработать меньше, ведь сфера только набирает обороты, объясняет Мария. Из-за этого молодым иллюстраторам бывает трудно оценить стоимость своей работы.
«У нас не так давно начали активно заниматься принтованием ткани, привлекать иллюстраторов, тратить на это деньги. Но технологии идут вперед, сейчас в Украине налажено хорошее производство. Если раньше в основном ткань покупали уже принтованную, то сейчас дизайнеры гонятся за индивидуальностью. Всем людям хочется выделяться, и они готовы за это платить».
Оперативні та перевірені новини з Харкова