О создании «Общества благоустройства еврейского кладбища» в 1910 году - Накипіло
img

  • 23 вересня 2018

Как известно, наш любимый Харьков ― город интернациональный и толерантный. Как сейчас, так и 100 лет назад в нем существовали иностранные консульства и различные общественные национальные организации. Поэтому французский, латышский, немецкий, бельгийский, английский, американский и другие «Харьковы» являются неотъемлемой частью нашей истории.
Естественно, представителям национально-религиозных общин нужны были места для упокоения своих усопших земляков ― в городе существовали католическое, лютеранское, мусульманское и еврейское кладбища. Но в сегодняшней статье речь пойдет не сколько о них, а об истории появления одной из национальных организаций.

Итак, 14 апреля 1910 года в «Харьковское губернское по делам об обществах и союзах присутствие» было подано прошение. В документе пять учредителей ходатайствовали об открытии в нашем городе организации под названием «Общество благоустройства еврейского кладбища». А личный почетный гражданин Николай Эммануилович Сегал, проживающий в доме №26 по Сумской улице был уполномочен просителями от их имени присутствовать на заседании при обсуждении проекта устава, а также дачи объяснений.

Рис.001

Получив прошение, в тот же день (14 апреля) с пометкой «экстренно» чиновники отправили запрос в правоохранительные органы с просьбой дать информацию о политической  благонадежности поименованных в прошении лиц. А уже 29 апреля пришел ответ, из которого следовало, что учредители «Общества благоустройства еврейского кладбища», а именно:
— Пейсах Яковлевич Бурас
— Мордух Давидович Левинсон
— Израиль Пейсахович Бурас
— Михаил Яковлевич Тарловский
— Яков Пейсахович Бурас
— Михаил Лейбович Хацкель
за все время проживания в городе Харькове ни в чем предосудительном в нравственном отношении замечены не были, под судом и следствием не состояли и к делам политического характера не привлекались. В начале мая этим людям были разосланы приглашения ― 17 мая к 2 часам дня явиться на улицу Губернаторскую №16 для дачи словесных объяснений по делу об образовании «Общество благоустройства еврейского кладбища».

Рис.002

В итоге, Губернское Присутствие 17 мая приняло решение проект устава «Общества благоустройства Еврейского кладбища» утвердить, пополнив его с согласия уполномоченного от учредителя рядом правок. По ряду причин выборы членов правления произошли лишь 2 октября. В результате из семи членов правления практически все были ранее соучредителями общества, в том числе и представители семейства Бурас. Ничего удивительного в этом, в принципе, нет. Глава семейства Петр Яковлевич Бурас (он же Пейсах Якимович) имел в нашем городе табачную фабрику, продукция которой в начале ХХ века пользовалась большим спросом и успехом не только в Российской империи, но и за рубежом. Ведь девиз торгового дома «Бурас и Ко» гласил: «Самый лучший табак по самой скромной цене». Обладая немалым достатком, Петр Яковлевич также заслужил славу щедрого мецената. Естественно, не забывал он и о своей национальной общине, принимая активное участие в ее жизни, а также создании и развитии всевозможных еврейских организаций.

Рис.003

О важности этого общества можно судить по четко прописанным в уставе целям.

§1. Общество имеет своей целью содействовать экономическому и духовному благоустройству харьковского еврейского кладбища.
§2. Средствами для достижения означенной цели служат:
I) Приведение территории кладбища в благолепное состояние, соответствующее высоте понятия о месте последнего упокоения;
2) Постоянное украшение кладбища и наблюдение за содержанием его в санитарном и гигиеническом отношениях;
3) Наблюдение за исправным состоянием могил, памятников, предметов религиозного культа и всех прочих предметов, сооружений и зданий, находящихся на кладбищенской территории;
4) Доставление всего необходимого при погребении по еврейскому обряду умерших бедных евреев;
5) Содействие семьям умерших недостаточных евреев в облегчении расходов, связанных с погребением.
6) Стремление к всяческому сокращению расходов на погребение для всех без различия евреев, при непременном в тоже самое время условии соблюдения всех требований и обрядности, предписываемых еврейским вероучением.

Рис.004

Так что, как видим, задачи основателями данной организации ставились действительно высокие и благие.

Вот такой рассказ о создании «Общества благоустройства еврейского кладбища», важного не только для харьковской еврейской общины, но и являющегося неотъемлемой частью истории нашего города.

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова