О самом старом деревянном храме Слобожанщины и месте, откуда не возвращаются - Накипіло
img

Антон Бондарев

  • 14 Листопада 2017

Слобожанщины много не бывает. А наш край прекрасен в любое время года.

Поэтому 29 октября наша дружная Накипело-УАР команда, состоящая из меня, Инны Роменской, Алексея Сорокина, Ольги Дзюбы, Романа Ткача и Александры Кисель, снова отправилась в путь. Погода была пасмурной и серой, что для конца октября не редкость, поэтому решили видеосъемку не делать, а ограничиться фотографиями. Так что у нас получилась не экспедиция, а скорее, разведка боем ― чтобы потом вернуться в эти места весной или летом.

Изначально основным пунктом назначения был хутор Алеша. О его существовании я узнал давным-давно благодаря прекрасному сайту «мой Тростянец». На нем в разделе «Тростянец и окрестности» была размещена следующая информация, а также фото.

«Алеша.
В двух километрах от автодороги Тростянец – Лебедин находится заброшенный лесной хутор Алеша. Сейчас в Тростянце мало кто знает о его существовании, хотя еще несколько десятков лет назад здесь, под вековыми  дубами, стояли дома, жили и работали люди. Хутор Алеша известен с средины 19 века, когда на берегу лесного озера помещиками Марковыми был построен винокуренный завод. Рядом с заводом, на природном холме, была построена казарма для рабочих, рассчитанная на проживание 10 человек.

Рис.001Фото с сайта my-trostyanets.net

Все здания были деревянными, укрытые черепицей. До наших дней завод не сохранился, а от казармы остался только каркас здания да две разрушенные печи. Люди жили на хуторе где-то до 70-х годов прошлого века, занимались работой в лесу (посадка, выращивание и рубка леса). Была всего одна улица, на которой стояло около десятка домов. Во время войны в Алешу переселилось много семей из сожженной немцами Оводовки. Часть из них возвратились после войны назад, а некоторые остались жить среди леса. Были такие, кто имел дома и в Алеше и в Оводовке, а жили в них по очереди по нескольку лет».

Рис.002Фото с сайта my-trostyanets.net

С учетом того, что ни на каких других интернет-ресурсах информации об этом месте не было, у меня возникли сомнения на тему существования «Алеши» как такового вообще.
Однако поработав с трехвестовыми картам Шуберта XIX века

Рис.003

и картами генштаба,

Рис.004

я сделал приблизительную сверку, ориентируясь на то, что место, куда мы едем, должно быть  расположено чуть выше Оводовки. К своей радости теперь могу сказать, что мой изначальный скептицизм был не обоснован ― место таки существует.
Так как световой день давал место для маневра, я посчитал, что глупо было бы ограничиться посещением только заброшенного хутора. В итоге коррективы и правки в маршрут были внесены буквально за 30 минут до выезда из дома. И они того таки стоили.
Утро 29 ноября. Для того, чтобы выехать на лебединскую трассу, проезжаем через Тростянец.  Видя памятник Леопольду Кенигу, не можем не сделать остановку. Вокруг все ухожено, чисто и красиво.

Рис.005Фото Инны Роменской

Посовещавшись, «Алешу» решили оставить мы напоследок. С учетом того, что красивая архитектура родного края в приоритете, первым объектом стала Иоанно-Предтечевская церковь в селе Рябушки. В книге Филарета Гумилевского «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» читаем:

«Первый храм в честь рождества св. славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна построен здесь в 1770 г. помещиком Иваном Тимофеевичем Красовским. На месте, где ныне стоит слобода Рябушки и самая церковь, так рассказывают старожилы, жил когда-то хутором один только крестьянин по фамилии Рябушка и на всем пространстве, где стоят ныне слобода и церковь, рос огромный дубовый и березовый лес, а внизу по течению реки Ольшаной был луг. Остатки всего этого видны еще и ныне... Иван Тимофеевич Красовский, живший до 1770 года в Лебединском уезде в деревне Тимофеевке, полюбил местоположение Рябушек, где большая часть леса и земли принадлежала ему и, движимый благочестием, по благословению Преосвященного Самуила, епископа Белгородского и Обоянского, в 1770 году, прежде нежели построил для себя дом, заложил дом Божий, и с того времени постоянно уже жил в Рябушках, куда переселил и часть людей своих. В 1771 г. сентября 11 д. церковь освящена Лебединским протопопом Иоанном Шкурским».

Рис.007Фото Александры Кисель

Гостил у Ивана Тимофеевича Красовского в имении и любимый на Слобожанщине Григорий Сковорода. Одна из улиц в Рябушках названа в честь уроженца села генерала от инфантерии, участника наполеоновских, двух русско-турецких и персидской войн, а также участника подавления польского восстания Афанасия Ивановича Красовского.

Рис.008Джордж Доу. Портрет Афанасия Ивановича Красовского

С 1869 по 1878 годы 10-й Уланский Одесский полк дислоцировался в Лебедине. Его же 2-й эскадрон был расквартирован в Рябушках. В 1886 году на месте старого деревянного храма была на средства прихожан построена каменная Иоанно-Предтечевская церковь. Несмотря на пластиковые окна и следы разрушения, она до сих пор радует взор и заслуживает того, чтобы ею любовались.

Рис. 009Фото Инны Роменской

Бывал в 1875 годы в Рябушках и епископ Харьковский и Ахтырский Савва. В своих мемуарах он пишет:

«В 9  часов вечера прибыл я в слободу Рябушку и остановился на ночлег в доме благочинного, священника Томашевскаго. Дома в этой слободе расположены в одну линию на протяжении 7-ми верст. Церковь находится почти в средине слободы. По причине  позднего времени я не мог хорошо ее осмотреть».

Рис.010Фото Инны Роменской

Прошли годы, а село Рябушки все так же растянуто вдоль дороги. Да и храм до сих пор в центре стоит. Радует, что есть в этой динамичной жизни что-то вечное...
Стремительно проносятся мимо нас старинная архитектура прекрасного уездного города Лебедин. Но мы не останавливаемся даже на мгновение, чтобы полюбоваться или запечатлеть эту слобожанскую красоту. Наш путь лежит юго-западней города, в место под названием Боброво.

Рис.011 (1)Трехверстовая карта Шуберта середины XIX века

В конце XVIII века было в нем 3 господских дома:
— титулярного советника Неплюева с садом и винокуренным заводом;
— штабс-капитана Горобцева;
— прапорщика Андрея Васильевича Рославцева.

Затем владения бобровских помещиков были выкуплены Бухариными, чей род был в то время  очень известным и весьма влиятельным. В 1832 году благодаря браку Веры Ивановны Бухариной с Николаем Николаевичем Анненковым имение переходит к последним.  Кстати, с Верой Ивановной мы уже встречались ранее. Ведь за участие во Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Харькове в 1887 году она получила похвальную грамоту.

Рис.012Портрет работы Николая Крамского

При каменной усадьбе в Бобровом находился деревянный храм святого Николая, построенный на деньги прихожан в 1730 году. Однако уже в 1846 году храм был перестроен Верой Ивановной. Было обновлено дерево, подведен каменный фундамент. В 1891 на ее же средства рядом на кладбище  был построен каменный храм в честь Святого Николая. Владельцы Боброво были, как я писал выше, людьми весьма знатными и состоятельными. Ряд крайне интересных историй, связанных с ними, я непременно еще опубликую. А сегодня мне хотелось бы поделиться тут  другой своей удивительной находкой. Дело в том, что описаний самой усадьбы и храма тех времен известно крайне мало. Однако в автобиографических записках  высокопреосвященного Саввы мною они таки были найдены. Ведь летом 1875 года архиерей Харьковской епархии гостил там. Вот что он пишет:

«После обеда в доме благочинного Ходскаго оставил Лебедин и на ночлег приехал в село Боброво, где очень радушно принят был знатною помещицею Верою Ивановною Анненковой, вдовой генерал-адъютанта Анненкова, бывшего Киевского генерал-губернатора. Вера Ивановна показывала мне 11-ть томов писем и телеграмм от ее покойного супруга, и на основании этих материалов  она предприняла попытку составить его биографию.
Бобровская церковь, находящаяся при доме помещицы, содержится очень благоприлично. В  алтаре стоит икона с изображениями разных святых, поднесенная покойному И. Н. Анненкову 6-го декабря 1863 г. гражданами Киева, в бытность его там генерал-губернатором.

Рис.013
Парамонов А. Ф. «Православные храмы и монастыри Харьковской губернии»

Близ церкви — народная школа, в которой занималась обучением одна из дочерей госпожи Анненковой; а при школе открыта чайная для крестьян, которую они могли посещать в известные часы дня. Ту и другую я осмотрел и произвел испытание детям по всем предметам, какие преподаются в школе, чем доставил великое удовольствие наставнице-барышне. Усадьба генеральши Анненковой расположена на красивой местности. Большой каменный дом стоит на возвышенном холме; от  него вниз  спускается обширный тенистый сад, омываемый рекою Пслом. По берегу Псла идут на довольно далекое расстояние заливные луга».

Однако до наших дней усадьба не дожила, так как в послевоенные годы была разобрана. Вещи же из нее и по сей день можно увидеть в Лебединском художественном музее. Сейчас на ее месте поля.

Рис.014Фото Инны Роменской

Храм святого Николая, являющийся самым старым деревянным храмом на Слобожанщине, имеет статус памятника архитектуры местного значения с охранным номером. Результаты заботы государства о таком уникальном для нашего края объекте, как говорится, налицо.

Рис.015Фото Инны Роменской

Рис.016Фото Александры Кисель

Рис.017Фото Инны Роменской

Нет-нет! Это не декорация к съемкам фильма ужасов, это наша реальность. За тем, что называется по документам «памятником архитектуры», находятся остатки древнего кладбища. На котором можно еще увидеть надгробные камни прежних владельцев.

Рис.018Фото Инны Роменской

Через несколько часов пребывания в Бобровом мы вернулись на лебединскую трассу и в конце нашего воскресного путешествия таки посетили хутор Алеша. Он, вернее, его останки, действительно существует в лесной глуши на берегу озера. Места там неописуемо красивые.

Рис.019Фото Артем Громов

С момента нашего посещения тех мест прошло уже более 2 недель. Однако, скажу вам честно, что в душе из Боброво мы так до сих пор и не вернулись...

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова