О рождественских традициях в Слободской Украине

В ночь с 6 на 7 января многие из нас будут отмечать светлый и добрый праздник Рождества.
Безусловно, в это волшебное время, когда за окном лежит снег, а в доме стоит елка и горят свечи, как никогда хочется верить в чудеса и сказки. Уверен, что наши предки, жившие на просторах Слободской Украины, тоже не были исключением. Но в своем сегодняшнем предрождественском  материале мне хотелось бы избежать стандартного цитирования слобожанских колядок, а, пусть и немного, затронуть тему того, как именно отмечали этот праздник и во что верили раньше. Благо недостатка информации нет. Стоит отметить, что в некоторых деталях те или иные рождественские традиции и обычаи в разных уездах могли отличаться.

Итак, вечер накануне Рождества называли в то время по-разному: «Святвечер», «Богатый святой вечер», «Богатая кутя», «Коляда». В этот день принято было соблюдать строгий пост и ничего не есть «до первой звезды». Традиционно готовилась кутя с медом и узвар из сухофруктов, причем обязательно в новых горшках. В преддверии «Богатого святого вечера» кто-нибудь из детей приносил в дом чистое сено и клал его на «на покути» (в «красном углу»), при этом кудахча. Делалось это для того, «щоб кури квоктали и курчата водились». Также сено в красном углу, где стояли иконы, служило напоминанием всем о том, что Иисус Христос родился в яслях.

Рис.001
Николай Пимоменко «Сваты», 1882 год

Хозяйка дома брала кутю и несла ее «на покуття» со словами: «Собі кутя на покуття, а узвар на базар», а затем ставила ее на принесенное сено. В Купянском уезде, однако, считалось, что сено это должно быть обязательно ворованным. Самое интересное, что этому сену из-под кути приписывались еще и необычные свойства. Его отдавали овцам и телятам, «чтобы лучше росли», добавляли в воду при купании детей, «чтоб не нападала на них чесотка». Подкладывали в гнезда к домашним птицам, «чтобы хорошо плодились», а также набивали им подушки умерших. В некоторых селах нашего края женщины, неся кутю, ухитрялись еще и дергать своих детей за волосы со словами «шоб були (курчата) чубаті, шоб були хвостаті, шоб були вухаті».

С наступлением темноты перед иконами зажигались лампады и свечи. А после молитвы семейство, одетое в праздничные одежды, садилось за стол. Повсеместно было принято, чтобы первым за стол садился отец семьи или кто-то из старших, и звал сыновей вечерять. В меню «Богатого святого вечера» в зависимости от достатка семьи входили пироги, начиненные капустой, картофелем, горохом, фасолью, или помазанные медом, постным маслом, густая капуста с маслом, жидкая похлебка из размятого гороха, чечевицы или фасоли, печеная рыба. По возможности старались приготовить мясные блюда из свинины или гусятины. Ну и, конечно же, на столе стояли кутья и узвар. Воды за вечерей не пили, «чтоб летом в поле не было жажды». Также бытовало поверье, что если кто-то из детей чихал  за вечерею, то он будет счастлив, и родители одаривали его чем-нибудь. Интересно, что в мисках обязательно оставляли немного кути и узвара для «доли» (счастья), «а то, може, вона голодна, цілий рік не їла». А вот лишние ложки на слобожанских столах на Святой вечер, в отличие от католической традиции, совсем не приветствовались. Считалось что они представляют некую беду или неудачу, и назывались они «злыднями». По этой причине, если вдруг такое происходило, то такие деревянные ложки безжалостно бросались сразу же в печь.

Сергей Васильковский, "Дома зимой" 1900-е годы
Сергей Васильковский, «Дома зимой» 1900-е годы

После трапезы хозяин мог пойти в хлев, где находился скот, и посмотреть, куда корова лежит головой; если на восток, то считалась, что она приведет теленка утром,  на север — в полночь, на юг — в полдень, на запад — вечером. А дети несли кутью с медом своим крестным, родственникам и соседям. Причем не абы как и не в чем попало, а в миске, накрытой паляницей и обвязанной полотенцем. Подавая ее крестному, они говорили «Прислав батько й мати з хлібом и сіллю, нате вам, тату, вечерю». В ответ тот принимал ее и давал крестникам деньги или сладкие гостинцы. Также с кутей могли ходить по гостям не только дети, но и взрослые. С собой они брали еще и водку, и забирали потом хозяина, к которому приходили. Так что в канун Рождества в слобожанских селах можно было увидеть ватаги странников, блуждающих из хаты в хату всю ночь до самого утреннего благовеста. А еще в некоторых селах в это время на улицу выходили вор, невеста или жених с пирогом ― слушать разговоры за глухой стеной. Считалось, что, если в таком разговоре ими было услышано слово «иди», то можно было смело надеяться на исполнение задуманного. Невеста могла выйти замуж, жених ― жениться, а вору предсказывалась удача в воровстве.
Традиционно с наступлением Рождества наступали выходные дни. Наши предки считали, что
«Пока вода не освятится, нельзя и топора в руки брать». Сор из хаты, кстати, с наступлением Рождества не выметался, а сметался в один из углов. Затем его поджигали и обкуривали дымом сады, чтобы был хороший урожай.
Вечером парни и девушки ходили по хатам колядовать, подходя к дому, говорили: «Боже, дай вечір  добрий! Чи заколядовати?». Если хозяева соглашались их принять, то колядники пели: «Пане, господарю, застилай столи, посвяти свічі, клади калачі, буде до тебе трое гостей: перший гість у св. Різдво — радість принесло, другий гість у св. Василя — з Новим годом, трете Різдво —Іван Хреститель воду охрестив. Дайте пиріг довгий, без рук, без ніг, щоб не втік у сніг. Боже, дай вечір добрий». После этого колядникам давались пряники, пироги или деньги. Иногда, правда, в могли пошутить и налить в подставленный мешок воды.

Николай Пимоменко, «Святочное гадание», (1888)
Николай Пимоменко, «Святочное гадание», (1888)

А еще на Рождество было принято на улице водить хороводы и петь разные веселые песни.
Например, девушки пели в это время:
«Щедрый, щедрый
Добрый вечер!
Добрым людям
На веселье,
На здоровье.
Знаю, знаю,
Где мой милый ―
В конце стола,
На нем шуба новая,
На шубочке поясочек,
На поясочку три соболечка».

Также на рождественские праздники девушки в селах «водили  козла» т. е. становились в круг, брались за руки, перекручивались через них и пели:
«Вийди, вийди, Палаженько,
Та впізнай свого Іванка!
Твій Іван молодець:
На правій руці обідець,
А на лівій колечко, —
До Палажки сердечко.
До Івана, душенько:
Як заспіває, —
Листи читає,
Як заговоре, ―
У звін звоне,
Як засміється, ―
Сердце в’ється».

Ну и, конечно же, на Слободской Украине существовала масса примет, связанных с Рождеством. Вот некоторые из них.
— Если на рождественские праздники в первые три дня на деревьях иней, это к большому урожаю хлеба.
— Если кутя «выйдет с верхом» (то есть выдается из горшка), то будет урожай. А если без верха (осела) ― то к неурожаю или несчастью.
— Если девушки перед Святым вечером будут строго поститься, то у них появятся хорошие женихи.
— Если на Святой вечер идет снег, то жди урожая яблок, которые будут падать с деревьев так же часто, как снежинки (то же самое касалось и орехов).

Разумеется, соблюдать все это или нет, в наше время решает каждый для себя сам. Главное, чтобы при этом в сердце был мир, и близкие люди рядом. Ведь не приметы делают нас счастливыми. Радостного всем Рождества!

ещё по теме:

Прогулка Рождественской улицей

Как мы «подсели» на шумовой и световой наркотик

В Харькове стартует Неделя французского документального кино

Поэт-священник

Обыски на «Автопромподшипнике» тормозят работу, — директор фирмы

опубликовано

7 января 2019

текст

Антон Бондарев

фото

Николай Сергеев "Зима" 1900 год

просмотров

2207

поделиться