О поставщиках императорского двора и Харькове

В XIX — начале ХХ века своеобразным «знаком качества» на продукции служило изображение государственного герба. Те, кому было разрешено ставить подобную отметку, гордо именовались «поставщиками двора его императорского величества». Изначально в Российской империи это звание никак не регламентировалось законодательными актами. Получали его те, кто напрямую обеспечивали необходимыми товарами и услугами немаленькую императорскую семью. Однако уже в 1856 году Александр II

Рис.001

вводит почетное звание «поставщика высочайшего двора и великокняжеских дворов», а также утверждает регламент и сам вид знака. С 1862 года разрешается употребление государственного герба на вывесках и изделиях фабрикантам, художникам и ремесленникам, которые поставляли приготовленные ими предметы к высочайшему двору или исполняли заказы для двора в продолжение 8-10 лет. На 1901 год это звание присваивалось канцелярией министерства императорского двора по прошениям поставщиков дважды в год, на Пасху и Рождество. Тогда же было утверждено и новое изображение знака.

Под щитом размещалась лента, на которой указывался статус поставщика (высочайшего двора его императорского величества, императрицы Марии Федоровны, императрицы Александры Федоровны или великих князей и княгинь). Указывался также год присвоения звания и выдавалось специальное удостоверение из канцелярии министерства императорского двора с цветным изображением знака.

Рис.002

Для предоставления этого почетного звания и сопряженной с ним привилегии права изображения государственного герба требовалось соблюсти следующие условия:

1) испрошение на это высочайшего разрешения;
2) исполнение поставок или работ для потребностей высочайшего двора;
3) непрерывность этих поставок или работ;
4) известная продолжительность их в течение не менее 8-10 лет (то есть участие в промышленных выставках);
5) производство поставок или работ непосредственно лицом, ходатайствующим о получении упомянутого звания;
6) производство поставки по преимуществу из предметов собственного производства или изделий из собственных фабрик, мастерских и заводов;
7) успешность поставок или работ, то есть исправное, добросовестное, по сравнительно меньшим ценам исполнение заказов, засвидетельствованное начальством;
8) отсутствие рекламаций (претензий) от потребителей.

Немаловажным было и то, что звание поставщиков предоставлялось лишь на то время, пока производятся работы или поставки к высочайшему двору. Кроме этого, получение почетного звания обеспечивало производство необходимым заказом, при условии, что качество продукции будет хорошим, а цена товара не выше обычной.

Процесс получения звания начинался с подачи прошения в канцелярию. В документе предприниматель указывал, за какие услуги или товары он желал бы получить статус поставщика двора. После этого канцелярия министерства направляла запросы во все указанные заявителем учреждения, чтобы выяснить, насколько данная информация правдива. Для этого были разработаны специальные вопросы для государственных учреждений, на которые следовало ответить.

1) Какие именно работы производит или какие предметы поставляет?
2) С какого времени начались поставки или работы и когда прекратились?
3) Непрерывно ли в течение всего этого времени производились исполнение заказов, поставок или работ?
4) На какую сумму ежегодно?
5) Составляют ли упомянутые поставки изделия своего производства или собственных фабрик, мастерских и заводов?
6) Исправно ли, добросовестно и по умеренным ли ценам производятся эти работы или поставки?
7) Заслуживает ли уважения ходатайство?

Далее вся полученная информация анализировалась и только потом принималось решение.
Если же в приведенных сведениях возникали сомнения, следовал отказ.

На эту тему в работе «Купечество в стремлении получить звание поставщика императорского двора» питерского исследователя А. А. Журавлевой можно найти весьма интересный харьковский документ, хранящийся в Российском государственном историческом архиве (РГИА).

«Прошение потомственного почетного гражданина, харьковского 1-ой гильдии купца Н. А. Полуэктова.

Имею в Харькове фабрику кондитерских конфет, мармелада, пастилы и разных сортов пряников, на которой находится 350 душ рабочих и ими вырабатывается ежегодно 100 000 пудов означенных произведений. На оной фабрике с 1870 по 1873 гг. мною были представляемы к высочайшему двору в бозе почившего государя императора Александра Николаевича разные пряности, за что удостоился я получить через Ваше сиятельство 3 высочайшие благодарности. В 1876 году за все доставленные пряники и другие кондитерские произведения наследнику российского престола также удостоился получить всемилостивейшую благодарность. С 1877 по 1880 гг. в продолжение турецкой компании производил поставку потребных материалов в главную квартиру его императорского высочества великого князя Николая Николаевича старшего и его императорскому высочеству великому князю Владимиру Александровичу, за каковой труд был удостоен звания поставщика их императорских высочеств и права иметь на вывеске изображение герба их императорских величеств князей Николая Николаевича и Владимира Александровича».

В 1899 году на звание поставщика двора поступило 56 прошений. Из них отклонено было 31, а принято 25. Следует заметить, что статус сей присваивался не предприятию, а владельцу лично, в случае смены собственника новому хозяину либо наследнику требовалось получать звание заново.

Если же претендент нарушал хотя бы одно из условий ― отчет восьмилетия для него начинался заново. Например, известный производитель коньяков Николай Шустов добивался звания поставщика императорского двора целых 38 лет.

Рис.003

Обретение долгожданного титула крайнее ценилось предпринимателями. Знак «поставщик императорского двора» размещался абсолютно на всех товарных упаковках, помещался на рекламных вывесках, бланках фирмы, визитных карточках. Ясное дело, что продукция с таким своеобразным «знаком качества» привлекала больше внимания и повышала спрос. Иностранные фирмы также могли получить это звание.

В разное время поставщиками двора были фирмы, известные нам и по сей день:

— фабрика роялей Якоб Беккер;

Рис.004

— торговый дом «Павел Буре» (часы);

Рис.005

— товарищество парфюмерного производства «Брокар и К»;

— производство шампанских вин Л. С. Голицина;

— водочные заводы товарищества П. А. Смирнова (совр. Smirnoff);

— фабрика ювелирных изделий К. Фаберже;

— товарищество «Шустов и сыновья».

Однако поставщики двора работали не только на территории тогдашней Российской империи. Например, «чайные короли» ― компании «Перлов и сыновья»

Рис.006

были в конце XIX века поставщиками четырех иностранных высочайших дворов, а именно:

1) Его величества императора Австрийского.
2) Его величества короля Румынского.
3) Его высочества князя Черногорского.
4) Его высочества великого герцога Нассауского.

Естественно, гербы этих государств красовались на всех упаковках фирмы. В Харькове же чайная фирма «Перлов и сыновья» имела 2 своих магазина:

1) с 1866 года ― на Торговой площади.
2) с 1876 года ― на Московской улице.

Рис.007 рис.008

А вот у одного из старейших пивоваренных предприятий в Российской империи (ставшего с 1896 года поставщиками императорского двора), Шаболовского пивоваренного завода «Карнеев, Горшанов и К°» с Харьковом в середине XIX века отношения не сложились.

Рис.009

В 1879 году московские купцы открыли в нашем любимом городе свой склад. Однако просуществовал он всего год и был закрыт по причине крайне незначительного сбыта пива Шаболовского пивоваренного завода среди местного населения.

В Государственном архиве Харьковской области также можно найти крайне интересную документацию, связанную с поставщиками двора.

5 ноября 1910 года канцелярия министерства императорского двора направила харьковскому губернатору запрос «О лицах, пользующихся званием поставщиков двора его императорского Величества и дворов великоконяжеских». В документе выражалась обеспокоенность тем, что в ряде фирм, пользующихся званием поставщика двора, сменились владельцы. В силу этого все предприятия в Харькове, имеющие право на своих вывесках и упаковках размещать малый государственный герб, надлежало проверить.

В итоге таких предприятий в Харькове оказалось всего 3:

1) товарищество чайной торговли «Братья К. С. Поповы»;
2) конфетная фабрика товарищества «Жорж Борман»;
3) торговый дом акционерного общества «Треугольник».

Про конфетную фабрику товарищества «Жорж Борман» жителям нашего города известно немало. Однако немалый интерес представляют и две другие фирмы.

Рис.010

Товарищество «Братья К. и С. Поповы» было одной из самых крупнейших чайных торговых компаний в Российской империи. В начале ХХ века оно представляло собой огромнейшую разветвленную сеть торговых и производственных структур и имело восемь отделений. Кстати, харьковское отделение по прибыльности занимало 3-е место и в 1914 году приносило 85 794 руб. дохода.

Рис.011

Хозяевами фирмы были 2 купеческие династии: Поповы и Абрикосовы, находившиеся в тесных родственных семейных отношениях. Дело в том, что владелец компании Константин Абрамович Попов и Алексей Иванович Абрикосов были женаты на родных сестрах.

А вот тут-то и начинается все самое интересное. Ведь одно из лучших кондитерских товариществ империи «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова и сыновей» было главным конкурентом хорошо известного нам Жоржа Бормана. Которому наверняка могли сниться в Харькове жуткие кошмары, в которых жители нашего города запивали его вкусные сладости чаем Поповых.

Рис.012 Рис.013

Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры под маркой «Треугольник» (ТРАРМ) было основано в 1860 году. Основателем компании был американский коммерсант Фердинанд Краузкопф, приехавший в Российскую империю в 1859 году. А уже в 1861 году, через девять месяцев после запуска производства, «Товарищество российско-американской мануфактуры» получило свою первую награду за качество ― серебряную медаль Мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге. За первые 50 лет своего существования мануфактура изготовила 282 миллиона пар галош и стала одним из крупнейших «резиновых» производителей мира.

Рис.014

Кроме галош, фабрика «Треугольник» выпускала игрушки, продукцию для тяжелой промышленности, а также непромокаемую одежду, резиновые подушки и матрацы. В разгар Первой мировой войны «Треугольник» стал основным поставщиком резины для автотранспорта и авиации. Харьковский филиал компании в начале ХХ века располагался в доме по нынешнему адресу Полтавский шлях, 35.

Рис.015

Были в нашем городе филиалы и других крупных фирм, носивших гордое звание поставщиков императорского двора, но по непонятным причинам в документе не упомянутых.

Так что все самое интересное только начинается...

Рис.016

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ещё по теме:

Харьковские активисты проанализировали областной бюджет

Воспоминания харьковского епископа о Всехсвятском

Жадан и Собаки в Счастье и Славянске. Фоторепортаж

Жадан презентует в филармонии музыкально-поэтический проект

Афганцы требуют отменить ограничение льгот на проезд в метро

опубликовано

28 апреля 2017

текст

Антон Бондарев

просмотров

450

поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: