О мечте помещика Константина Хрущева

В своей книге «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» Филарет (Д. Г. Гумилевский) напишет о Рясном следующее:

«Одно из лучших сел благодатной Украины. Оно расположено на полугоре, с трех сторон окружено водою и прекрасными рощами; во всех дачах почва земли — чистый чернозем, самый плодородный; в каждой равнине можно найти источник чистой воды; лес большей частью строевой».

Рис.001

В то время не было там еще монастыря, который и значился конечной точкой нашего путешествия, но история у Рясного уже была...

В документе «Перепись Слободских полков гвардии майора Хрущева 1732» указывается, что  Рясным владел сотник Сумского полка Иван Кондратьев, и было там 65 дворов, 95 домов и 405  душ. Поселено на жалованной земле лет тому с 60 назад».

Современники писали, что в разных дачах сего имения есть несколько могил, имеющих вид продолговатой насыпи, называемой курганом. Из них примечательны три, издавна называемые Голубовыми могилами. Полагают, что они носят на себе имя Голубя, знаменитого сотника краснопольских казаков. Старики же со страхом вспоминали о дремучем лесе, росшем вблизи Рясного. В роще, еще целой, известной тогда под именем Келембетовой, в 1831 г. после сильного дождя оказалась пещера довольно чистой работы, в длину 6 саж., в высоту 11/2 саж. В конце ее на стене вырезаны три креста. Считали, что пещера была притоном шайки татарина Келембета, а после там же укрывались бродяги из черкасов, известные в краю под именем бурлаков.

В 1814–1815 гг. в селе усердием владельцев Димитрия Андреевича и сына его, которым от Кондратьевых перешло Рясное, на месте деревянного храма был построен каменный с тремя прежними престолами. Новый великолепный храм освящен был ахтырским протопопом Феодором Щербинским в октябре 1816 г.
Последним владельцем Рясного был Константин  Дмитриевич Хрущев. Вот как вспоминает о нем своих мемуарах «Хроника моей жизни» бывший Харьковский епископ Савва (Тихомиров), знавший Хрущева лично.

Рис.002

«…человек набожный, но в высшей степени оригинальный: тип истого хохла-малороссиянина, без всякого научного образования, чуждый всяких современных правил общественного приличия».

Владея немалыми богатствами, был Константин Дмитриевич весьма строг, влечению к великосветской жизни не имел, любил уединение и жил вдали от общества. При этом был он весьма набожен, много путешествовал по святым местам и немало средств жертвовал на монастыри. Не имея наследников, на склоне лет задумал в 1864 году на средства свои учредить в Рясном мужской монастырь с богадельней и училищем при нем. Однако, так как имение было родовое и стояло под запрещением, дело затянулось на несколько лет.

В 1865 Хрущев очистил Рясное от долгов и обратил его из родового имения в благоприобретенное. В 1867 году семидесятипятилетний Константин Дмитриевич отправляется в Санкт-Петербург и подает прошение о разрешении устройства в Рясном мужской общежительной обители во имя Святого Дмитрия Солунского с богодельнею при ней для 20 инвалидов и училищем для 20 мальчиков. На содержание обители Хрущев жертвовал свою усадьбу, 2700 десятин земли, 1000 десятин леса, пруды, мельницы. После своей смерти завещал монастырю 100 000 рублей, а для бывших крестьян своих обязал построить отдельно от монастыря каменную церковь.

Епархиальным начальством касательно предложения Хрущева были собранны все необходимые сведения, в частности, указывалось, что:

«Предполагаемое Хрущевым устройство монастыря необходимо, потому что число желающих посвятить себя монастырской жизни в том крае превышает штатное положение существующих монастырей». В итоге 14 сентября от императора Александра II высочайшее соизволение на утверждение монастыря было получено.

????????????????????????????????????

Но не все после этого шло гладко. Оказалось, что изначально планируемые под монастырь постройки  совершенно к монастырской жизни не приспособлены, однако перестроить их Хрущев не может. В силу этих причин Константин Дмитриевич 27 февраля 1868 года просил Харьковского епископа Макария разрешить воздвигнуть постройки на новом, более удобном месте в своем имении. В итоге 15 августа 1868 года Святейший Синод дал свое разрешение. А уже 6 мая того же года бывший настоятель Ахтырского Свято-Троицкого монастыря игумен Евстратий был назначен первым настоятелем обители в Рясном.

Монастырь размещался на довольно значительной возвышенности, царящей над окрестностями.
С южной стороны его окружал старинный лес с гигантами-дубами, достигшими преклонных лет, и монастырский фруктовый сад. С восточной стороны монастырь окаймлялся большим прудом. С западной стороны имела монашеская обитель. Перед нею было открытое пространство ― отсюда паломники попадали в монастырь; по обеим сторонам расположен был  лес, так что невольно получалось впечатление широкой и длинной аллеи.

После смерти 30 августа 1876 года Константина Дмитриевича Хрущева его двоюродный внук сразу же оспорил духовное завещание. Судебные тяжбы затянулись на 4 года. А 7 ноября 1880 года Правительствующий Сенат постановил «оставить просьбы наследников Константина Дмитриевича без последствий».

У молодой монастырской обители наконец-то началась спокойная жизнь. Что же представляло собой детище набожного Константина Хрущева к началу ХХ века?

Рис.004

В самом монастыре было 3 храма.

Первый, самый главный ― каменный собор св. великомученика Дмитрия Солунского был освящен 25 октября 1881 года. Был он пятиглавым. Стены внутри храма были прекрасно расписаны, пол выложен паркетом, деревянный иконостас весь вызолочен, а иконы нижнего и частично верхнего яруса ― в серебряных вызолоченных ризах прекрасной работы и высокой ценности.

Рис.005

Трапезный храм во имя архистратига Михаила, освященный 27 октября 1881 года, был теплым. Имел выход через обширную стеклянную дверь в виде арки в братскую трапезу. Сама же братская трапезная представляла собою одноэтажное длинное каменное здание, где размещались братская трапеза, монастырская кухня, а также 5 келий для братии.

Третий храм во имя Преображения Господня освятили 4 -го июля 1900 года. Иконостас в этом храме был весь вызолочен, а иконы ― художественной работы. Под храмом устроили для отопления калориферную печь. С южной и северной сторон соединен он был с двухэтажными больничными  корпусами. В них размещались монастырская ризница и больница для монашествующей братии на десять кроватей.

Рис.006 — копия

Колокольня была каменной, под аркою сделали святые ворота. На самой же колокольне помещалось 13 колоколов, главный из которых весил 423 пуда. А в 1902 году на ней были установлены башенные часы с боем. С северной стороны колокольни пристроили каменную сторожку для вратаря. С наружной же стороны находилась небольшая лавка для продажи крестиков, иконок и прочего.

Рядом находился двухэтажный корпус с каменным нижним этажом, а верхним ― деревянным. Там располагались помещения для выпечки хлеба и просфор, а также 8 келий для братии.

С северной стороны к ограде пристроено было помещение для хранения съестных припасов, в нижней части располагались ледник и холодильник.

Один из двухэтажных братских корпусов украшен был на втором этаже стеклянной галерей. В другом (тоже двухэтажном) находились 18 братских келий для певчих, портные, сапожные, красильные и столярные мастерские.

В отдельном здании на верхнем этаже размешались покои настоятеля монастыря, а на нижнем ― кельи. С южной и северной сторон колокольни находились еще 2 каменных флигеля с кельями для монахов. Около каждого из перечисленных корпусов были размещены деревянные сараи, где складывали дрова для отопления. В коридорах каждого из зданий имелся водопровод. Все здания и храмы были соединены каменными тротуарами, свободные пространства между которыми засажены различными деревьями. Ограждала монастырские постройки от мира большая каменная стена с башнями.

Рис.006

Вне стен монастыря находились не менее значимые постройки. В большом двухэтажном каменном здании, обнесенном каменною оградою с железными воротами, было 32 комнаты. На верхнем этаже находился приют для престарелых лиц духовного звания, а на нижнем ― такой же приют для стариков-мирян.

Рядом располагалась на каменном фундаменте деревянная одноэтажная гостиница на 8 номеров, с сараем для экипажей и лошадей паломников. Странноприимный дом (богадельня) на семь комнат с подвальными жилыми помещениями был также одноэтажным, но каменным. В деревянном летнем доме находились номера для богомольцев, а также кухня и столовая. Монастырская больница для мирян также была каменной и имела 10 комнат. Возле колодца во дворе больницы располагалась двухэтажная  водокачка.

Рис.007

Имелась в монастыре и каменная баня с тремя довольно вместительными комнатами. Монастырская пасека, расположенная в саду, насчитывала около 300 ульев. На расстоянии около 700-800 метров находилась экономия, где было сосредоточено главное хозяйство монастыря. Ведь именно там располагались мастерские, дом для служащих, амбары, помещение для рабочих, конюшни, сараи, в которых хранились новейшие орудия для обработки земли, а также молочное заведение. С северной стороны от монастыря на расстоянии около километра находилась старая усадьба Константина Дмитриевича Хрущева. При ней, помимо одноэтажного деревянного барского дома с 13 комнатами, были: каменная кладовая, каретный сарай, два деревянных флигеля и два каменных одноэтажных дома.

????????????????????????????????????

С восточной стороны на разном расстоянии находились водяная и паровая мельницы, сукновальня, а за селом ― монастырский кирпичный завод. Поблизости в Ново-Дмитревском хуторе, назначением которого служило надзор за строевым дубовым лесом, также размещался  комплекс монастырских построек: амбары, кельи, церковно-приходская школа, водяная мельница. Часть обширных монастырских земель арендовал Мезеновский сахарный завод.

Благодаря доживавшему в обители престарелому иеромонаху Товии (в 1893 году ему было 87 лет), который был ранее настоятелем Ильинского скита на святой Афонской горе, в Ряснянском монастыре появились частички мощей святых угодников. Подлинность их была засвидетельствована Константинопольским патриархом. Описание всех чтимых икон в дорогих окладах и ценной церковной утвари для живущих в то время представлялось крайне сложным трудом, для которого пришлось бы составить отдельную большую книгу.

Устав монастыря был заимствован из Святогорской Успенской пустыни. Отличался он крайней строгостью и особыми обрядами при богослужениях.

Крайне важным является тот факт, что монастырь с момента основания стремился по мере возможности удовлетворять духовные и материальные нужды окрестного населения.
При обители организовали две церковно-приходские школы. Одна была в уже вышеупомянутом Ново-Дмитриевском хуторе. Для нее выстроено специально каменное здание, приспособленное для 100 человек учащихся, с квартирами для учителей и интернатом для 10 человек сирот. На школу эту монастырь ежегодно расходовал более 1000 рублей.

Рис.010

Вторая школа находилась в монастырском здании в самом селе Рясном. При Харьковском епархиальном женском училище монастырем были учреждены две стипендии для полного содержания учащихся.

Действующая при обители библиотека отпускала книги не только монахам, но и светским лицам.
Беднейшие жители ближайших сел получали от монахов необходимые продукты, а иногда и деньги.

В зимнее время беднейшим семействам и вдовам монахи бесплатно отпускали дрова. А если у жителей окрестных поселков умирал кто-то, то родственники получали от монахов (без различия на материальное состояние) доски для гробов. При монастырской больнице имелась аптека, постоянно дежурил фельдшер.

С 1888 года из села Бобрика в монастырь совершался крестный ход с чудотворною иконою Святителя Николая, в котором участвовали и сумские епископы. А определением Харьковского епархиального начальства от 9/15 октября 1907 года обители было разрешено с 1908 года проводить ежегодное чествование частиц мощей святых угодников Божьих (в понедельник на неделе Всех Святых и 13 сентября).

Всего же в 1911 году в Свято-Дмитриевской обители состояло 250 человек братии.

Рис.011

В 1918―1920 годы монастырь был упразднен и разграблен. В 1930-е годы большая часть построек (в том числе и собор св. великомученика Дмитрия Солунского) были разрушены. То, что уцелело, местное население потихоньку разбирало на кирпичи.

Летом 2000 года по благословению епископа Сумского и Ахтырского Иова на месте разрушенного Свято-Дмитриевского собора был установлен мраморный крест. В конце 2004 года было принято решение о возрождении Ряснянского монастыря. Сейчас в бывшей водонапорной башне живут несколько монахов, по мере своих сил возрождающие эту святую слобожанскую обитель.

Рис.012

Устоявшая прекрасная Преображенская церковь по-прежнему радует взор. Кто-то видит Ряснянский Свято- Дмитриевский монастырь вот так:

Рис.013

Для нас же, приехавших туда в жаркий день 27 июня 2017 года, он всегда был и останется  вот таким...

Рис.014

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ещё по теме:

«Шельменко-денщик» оживет на сцене Схid Opera

Турнир «Сила Нации»: в Сумах состязались бойцы АТО. Фоторепортаж

«Як тільки людина виходить на пенсію, то має втрачати право голосу», — ветеран АТО

О национально-культурных мероприятиях в Харькове в 1901 году

«Схід Опера» презентует американскую микро-оперу

опубликовано

26 июля 2017

текст

Антон Бондарев

фото

Харьков Манящий, Инна Роменская

просмотров

1343

поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: