img

Антон Бондарев

  • 19 августа 2018
  • 1082

В последнее годы текстов с кричащим заголовком «Топ-10 (20, 30) лучших (красивейших, уникальнейших, необыкновенных) зданий Харькова» появляется все больше. Как это не печально, скорость их появления практически равносильна темпам уничтожения и разрушения этой самой архитектуры. В большинстве героями этих «топ-топов» становятся постройки дореволюционного  периода. Оно и понятно, ведь старые особняки без должной реставрации и ухода покидают наш прекрасный город значительно быстрее других. Единственное, что меня всегда смущало в подобных материалах, так это то, что в тексте, помимо частых ошибок в дате постройки и фамилии архитектора, не всегда понятно, чем это конкретное здание лучше остальных и в чем его значимость.

При работе в архиве с фондом «Главного управления архитектуры и градостроительства исполкома Харьковского областного совета народных депутатов» в одном из дел мне посчастливилось обнаружить прекрасный (правда, без указания автора) документ, датируемый концом 1953 года ― «Краткая характеристика лучших зданий и сооружений города Харькова периода 1917—1953 годов». На пяти страницах машинописного текста содержалось детальное описание двадцати архитектурных объектов советского периода, построенных, в том числе, и в послевоенные годы. Ведь как мы знаем из статьи «О главном архитекторе послевоенного Харькова», в те времена теме благоустройства и озеленения нашего города внимания уделялось немало.

Многие из дореволюционных особняков были разрушены, и на месте руин стали воздвигать новые здания. Планы в то время, несмотря на разруху, были грандиозные. Однако не всем им было суждено сбыться.

Рис.001

Давайте же все-таки узнаем, какие здания попали в этот «список лучших»?

Итак, под №1 составители списка указали центральный универмаг, находящийся сейчас на Павловской площади, 1/3. После войны от постройки осталась лишь коробка. По этой причине  архитектору А. М. Мовшовичу пришлось создать проект буквально с нуля. В 1952 году постройка была окончена и сдана в эксплуатацию.

«Колонны большого ордера, поддерживающие крупные полуциркульные арки, огромные проемы-витрины сообщают зданию монументальный выразительный облик и хорошо выражают образ здания. Богатый лепной декор и белая цементная штукатурка придают зданию нарядный и привлекательный вид», ― писали составители документа. И правда, в то время здание смотрелось действительно красиво.

Рис.002

Здание Харьковского вокзала, одного из крупнейших в то время в стране, было достроено в 1952 году. Творение архитекторов  Е. А. Лымаря, Б. С. Мезенцева и Г. И. Волошинова благодаря своему центральному многоколонному портику с двумя башнями по бокам и большой аркой главного зала прекрасно дополнили образ большого города. Для отделки залов ожидания и ресторана использовали мрамор, хрусталь и бронзу. Также особо отмечались оригинальность и богатство декоративных форм на фасадах и внутри. Ну и, конечно, размах пространственного решения.

Рис.003

Многие из нас, проходя сейчас по улице Свободы (ранее ― улица Иванова) не обращают внимания на здание общеобразовательной школы №5. А жаль. Ведь именно оно, восстановленное на старых фундаментах в 1951 году по проекту архитектора Г. И. Нечесенко, значится в списке под номером три. Благодаря тому, что «простыми средствами достигнута большая выразительность здания».

Рис.004

Несмотря на то, что постройка нового здания Харьковского университета к моменту написания списка (1953 год) была только начата, в документе оно упомянуто под №4. Согласно проекту архитекторов В. П. Костенко, А. М. Касьянова, В. И. Липкина, И. Д. Ермилова и других «использовались самые прогрессивные черты столичных зданий в сочетании с элементами украинского народного творчества». Высотный силуэт университета должен был доминировать над городом и сообщать ему особую архитектурную выразительность.

Рис. 005

Здание неподалеку от вокзала по адресу Котлова, 83-А известно как Дворец культуры железнодорожников. Однако раньше постройка 1929 года, созданная по проекту А. И. Дмитриева, была знакома жителям нашего города как «Дворец культуры имени И. В. Сталина». Объект также попал в список лучших. О его архитектурной ценности написано довольно много, куда более интересна характеристика 1953 года: «Несмотря на влияние конструктивизма, здание имеет ряд положительных черт ― выразительность, хороший план, использование живописи для отделки».

Рис.006

Семиэтажное здание, выходящее главным фасадом на привокзальную площадь, авторства академика Алексея Николаевича Бекетова, также считалось одним из лучших. Отмечались хорошие формы, простые пропорции и то, что «здание монументально, но в тоже время не потеряло характер жилого дома». Все желающие могут полюбоваться этим домом, придя на улицу Евгения Котляра, 8/10.

Рис.007

Построенное на месте сгоревшего Народного дома в 1938 году здание Краснозаводского театра (сейчас ― Дворец культуры ХЭМЗ ) находящееся по адресу: Московский проспект, 94, лично у меня никакого восторга и восхищения не вызывает. В годы войны постройка сильно пострадала, и в 1952 году архитекторами Арешкиным, Ореховым и Донским был разработан проект реконструкции, направленный на обогащение архитектурной выразительности фасадов и улучшение планировки. В 60-х годах дом реконструировали уже по проекту других архитекторов. Но, судя по всему, это ему мало помогло. Как бы там ни было, в 1953 году людям, по-видимому, нравилось.

Рис.008

На месте разрушенного немецкими оккупантами здания ЦКПБ(б)У (ранее там находилось здание Харьковской земской управы) в послевоенное время стали возводить здание для обкома коммунистической партии Украины (сейчас это Харьковская областная администрация).

Рис.009

Авторами проекта новой постройки были архитекторы Орехов и Костенко. Хотя на момент написания «Краткой характеристики лучших зданий и сооружений города Харькова периода  1917—1953 годов» постройка еще не была завершена, она все же попала в этот список. Главный фасад здания, выходящий на Сумскую улицу, создан в крупных монументальных формах и снабжен колонами большого размера. Указывалось, что «капители и декор имели элементы национальной архитектуры». Но одной из главных ценностей здания было то, что оно замыкало перспективу со стороны нынешней площади Свободы, становясь неотъемлемой частью ее ансамбля.

Рис.010

Реконструкция здания горсовета, построенного еще в довоенные годы, началась в 1947 году. Однако творение архитектора В. Костенко было уже не реконструкцией, а совершено новой постройкой, и к моменту своего завершения получило следующую характеристику: «Находясь в центральной части города, среди крупных зданий старой застройки, здание горсовета выгодно выделяется как своим высотным силуэтом с башней, так и своими оригинальными формами, решенными в мотивах украинской народной архитектуры».

Рис.011

Замыкал же первую десятку списка лучших нынешний Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет, расположенный по адресу: ул. Ярослава Мудрого, 25. Как и многие другие здания, в годы войны оно сильно пострадало. Поэтому в 50-х годах прошлого века по проекту Григория Павловича Домшлага провели реконструкцию с использованием форм классической архитектуры. В центральной части был сооружен высокий шестиколонный портик с треугольным фронтоном. Также в 1953 году отмечалось, что «в результате реконструкции облик здания улучшается, и архитектура его встречает положительную оценку». С тех пор прошло немало лет, но с этим тезисом я полностью согласен. Здание действительно красивое и приятное.

Рис.012

Как бы мне ни хотелось рассказать обо всех двадцати архитектурных объектах из списка, в одной статье это сделать тяжело ― иначе она получится просто гигантской. Так что те, кому интересно, продолжение смогут прочесть на следующей неделе. Тем более, что не все перечисленные объекты сохранились до наших дней, а значит, для нас это представляет еще большую ценность.

ПОДПИШИТЕСЬ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПЕЛО, чтобы быть в курсе свежих новостей.

ПОДПИШИТЕСЬ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПЕЛО

В случае массовых потасовок на улицах города мы вас оповестим