Николай Лысенко и Харьков. Начало пути

С выдающимся деятелем украинской национальной культуры, прекрасным композитором, пианистом, дирижером, педагогом и общественным деятелем Николаем Витальевичем Лысенко в нашем любимом городе связано немало  историй.

Начнем с того, что после своей  учебы в пансионе Гедуэна в Киеве юный Лысенко должен был поступить в четвертый класс гимназии. Полтавский дворянский пансион родители Николая посчитали «вульгарным мужицким хлевом». Зато в университетском Харькове у них был дальний родственник ― профессор минералогии Харьковского университета Борисяк, согласившийся приютить у себя своего племянника за крайне солидную по тогдашним временам плату ― 700 рублей в год. В дальнейшем Лысенко жил у доктора Гюббинета, а затем у Рейнгардта.

После поступления Николая в 1855 году во вторую Харьковскую гимназию его музыкальные занятия успешно продолжались.

Рис.001
Газета «Утро»

Настоящий виртуоз, лучший музыкант Харькова и учитель будущего великого композитора Николай Дмитриевич Дмитриев старался отшлифовать врожденную беглость игры ученика и придать ей блестящий оттенок, изучал с ним Бетховена, Моцарта, а также знакомил с другими классиками. Благодаря другому учителю, чеху Вильчеку, игра Николая окрепла настолько, что его мастерское исполнение произведений Шопена просто завораживало слушателей.

По окончании с отличием в 1859 году гимназии Лысенко поступил на естественнонаучный факультет Харьковского императорского университета. В 1860 году его родители переехали в Киев и Николай Витальевич был вынужден перевестись из любимого Харькова на кафедру естественных наук физико-математического факультета Киевского императорского университета.

Рис.002


Рис.003

Однако именно с харьковским периодом связывают первые публичные выступления Николая Лысенко как пианиста. Успех они, кстати, имели ошеломительный. На всех  вечерах (в доме у Вильчека, затем у мецената князя Голицына) и раутах он был приятным и дорогим гостем.
Например, однажды, уже будучи студентом, Николай Витальевич настолько очаровал своей виртуозной игрой публику, исполняя Шопена и Контского, что одна харьковская аристократка в порыве восхищения сняла с себя дорогую золотую брошь с самоцветом и прикола ее на грудь Лысенко со словами: «Юноша, прошу принять это как награду за ваше мастерство, которое захватило меня!»
Однако в Харькове молодого музыканта любили и ценили не только за прекрасную игру. Его заразительная веселость, любовь к танцам и холеная красота просто пленяли сердца окружающих.

Рис.004

Связывает наш город с именем одного из величайших композиторов Украины и ряд судьбоносных премьер. Так, именно в Харьковском драматическом театре 1 июня 1882 года впервые было исполнено значительное музыкально-сценическое произведение, написанное еще в 1873 году – оперетта «Черноморцы».

«Рождественская ночь» авторства Николая Лысенко считается первой украинской национальной оперой. В силу этого крайне интересна история ее создания и развития. Первая редакция оперетты в двух действиях была поставлена в 1872 году аматорским кружком у сестер Линдфорс на Рождество. Зал был переполнен. Успех и признание зрителей вдохновил авторов расширить оперетту.

Во второй редакции музыкальная комедия «Рождественская ночь», уже в четырех действиях, была представлена на суд зрителя на сцене Киевского городского театра в феврале 1873 года. И снова успех был ошеломительным. Однако следует сказать, что в то время «Рождественская ночь» не была оперой в классическом понимании этого слова ― она считалась опереттой. Со временем Николай Лысенко полностью переделал свое произведение в оперу. И именно в этом виде она была впервые представлена публике 27 января 1883 года в нашем любимом городе.

Рис.005

А в 1885 года на премьере оперы «Утопленница» по мотивам произведений Гоголя, также состоявшейся в Харькове, был задействован полный симфонический оркестр, «один только женский хор состоял из 40 душ», как писала тогдашняя пресса.

Уже после смерти композитора 3 октября 1924 года именно в Харькове прошла премьера знаменитой оперы Лысенко «Тарас Бульба».

Рис.006

Во время празднования 35-летнего юбилея композиторской деятельности Николая Лысенко в нашем городе (как и во многих других) был устроен творческий вечер. Помимо многочисленных почитателей и самого  виновника торжества, на нем присутствовали: Иваницкий, Вилинский, Николаев, Кричевский, Уваров, Виленская, Бич-Лубенский, Васильковский, Михновский, Токарева, Кричевская и многие другие. Те же, кто не смог тогда прийти (преподаватели Харьковских университетов, представители литературных кружков, да и просто рядовые жители), слали ему свои искренние поздравления.

На семидесятом году жизни, 24 октября (по старому стилю) 1912 года великий композитор отошел в мир иной.

Рис.007

В нашем городе через несколько дней, в воскресенье, 28 октября по адресу: улица Черноглазовская, 7/ 9 Украинским обществом имени Квитки-Основьяненко была устроена панихида по покойному.

Рис.008

Большой некролог, полный скорби и боли, написанный главой общества Константином Бич-Лубенским был размещен в харьковской газете «Утро».

Рис.009

Статьи, описывающие похороны Николая Витальевича в Киеве, были размещены в газетах нашего города. А из самого Харькова на них выехали делегации и понеслись телеграммы. Под скорбным текстом «Голос харьковского студенчества над могилою Николая Лысенко» 160 человек поставили свои подписи.

Рис.010

А 1 ноября 1912 года гласный Харьковской думы Николай Михновский подал исполняющему обязанности городского головы Николаю Евдокимовичу Дорофееву весьма интересное заявление, посвященное сохранению памяти о композиторе в нашем городе. Тогда никто совершенно и подумать не мог, что этот документ станет началом долгой скандальной истории, которую не иначе как «страсти по памятнику Лысенко» не назовешь.

Но об этом ― уже на следующей неделе…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ещё по теме:

«Ночь истории» пройдет с экскурсией и под музыку

«Ночь истории» №5: лекции о торговцах и кинематографе

Харьков 1850 года в воспоминаниях Петра Вейнберга

О самом старом деревянном храме Слобожанщины и месте, откуда не возвращаются

Здесь должна была быть ваша... история

опубликовано

13 сентября 2017

текст

Антон Бондарев

фото

Инна Роменская

просмотров

1252

поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: