Николай Александрович Сергеев ― ни улицы в Харькове, ни памятника…

Мы живем с вами в удивительном городе. Только у нас могут причислить к «великим харьковчанам» людей (пусть и известных), живших в городе, например, 2 года, и с Харьковом совершенно себя ни как не идентифицирующих. Им требуют установить мемориальные доски, назвать именами в их честь улицы. Только в нашем прекрасном городе могут находить средства на установку нелепых и абсурдных памятников и при этом категорически не находить финансов на увековечивание памяти тех, кто действительно любил наш город и своей жизнью его прославлял.

Сейчас харьковцам мало о чем скажет фамилия Сергеевых, а ведь когда-то слава о деяниях этого рода звучала не только в Харькове, но и на просторах тогдашней Российской Империи.

В самом начале улицы Конторской расположен уютный сквер. В любое время года там можно встретить родителей, сидящих на лавочках с детьми, или владельцев собак, выгуливающих своих питомцев.

Рис.001

С середины XVII по 30-х гг. XX столетия на этом самом месте находилась церковь Рождества Христова (Христорождественский храм).

В книге «Истоки каменной храмовой архитектуры Слободской Украины» исследователь Андрей Федорович Парамонов пишет:

«Большинство исследователей истории Харькова считает, что первый Рождественский храм был построен не позднее 1655 г. Достоверно известно из актов Куряжского монастыря за 1687 г., что при этом храме была братчина... Приход состоял преимущественно из казаков и подпомощников, переименованных с 1765 г. в войсковые обыватели. Из наиболее известных прихожан были сотники Иван Квитка и Яков Довгаль, да обозный Василий Ковалевский. Со второй половины XVIII ст. здесь стали поселяться представители дворянского и купеческого сословий...»

Рис.002
Фото — фрагмент из части генерального плана Харькова 1839 года

Изначально храм был деревянным. В 1783 году по проекту архитектора П. А. Ярославского был воздвигнут уже каменный, который в дальнейшем неоднократно перестраивался.

Рис.003
Фото из работы Парамонова А. Ф. «Истоки каменной храмовой архитектуры Слободской Украины»

В книге 1882 года «Летопись Христорождественской церкви города Харькова (с 1655 по 1882 uг.) », автором которой был протоиерей Дмитрий Федоровский, о событиях 1860 года можно узнать следующее:

«Сверх ожидания, по указанию Промысла, при содействии одного из священников (ныне настоятеля протоиерея Дмитрия Федоровского), нашелся благочестивый прихожанин, давно искавший случая предложить свой услуги для блага общего; это был потомственный почетный гражданин Александр Сергеевич Сергеев, при сердечном участи и полной готовности на святое дело сына его, потомственного почетного гражданина Александра Александровича Сергеева».

Рис.004

Именно Александр Александрович Сергеев считается одним из основных фундаторов храма.

Он, однако, не ограничился одним устройством приделов или новой и обширной церкви. Его усилиями как попечителя и церковного старосты в храме был устроен изящный иконостас , значительно исправлен внутри и снаружи сам храм, устроена около церкви каменная ограда, а для самой церкви сделаны значительные приобретения. Ясное дело, что все это исключительно практически за собственные средства!

Современники в то время писали:

«Итак, по милости г-на Сергеева мы теперь имеем по удобствам, изяществу и великолепию один из лучших храмов в настоящее время в г. Харькове».

Пожертвования Сергеевых на храм составляли весьма немалую сумму ― более 50 тысяч рублей.

Должность же церковного старосты храма Александр Александрович Сергеев занимал целых 15 лет. Родившийся в 1855 году в нашем городе сын Александра Александровича, Николай, еще больше прославил семью. Образование он получил домашнее, а затем завершил его во 2-й Харьковской гимназии.

Рис.005

В 1876 Николай Александрович едет в Петербург, чтобы начать учебу в институте путей сообщения. Однако в институт он так и не поступил, так как решил воплотить свою давнюю детскую мечту ― стать художником. Будучи принятым учеником в частной школе одного из самых известных русских художников-маринистов — Льва Феликсовича Лагрио, Сергеев в полной мере реализовал свое призвание.

Рис.006

С конца семидесятых годов до 1890 г. его картины не просто выставлялись на годичных Академических выставках, но и получали награды. А в 1889 году Николай Сергеев был награжден орденом святого Станислава 3-й степени в поощрение деятельности на художественном поприще.

Принял активное участие наш земляк и в учреждении устава Санкт-Петербургского общества художников в 1890 году. С 1890 по 1903 годы его картины ежегодно представляются на выставках этого общества.

Рис.007

В конце 1908 г. Сергеева приглашают принять участие в учреждении и организации общества им. А. И. Куинджи. А в 1910 году Николай Александрович Сергеев становится академиком пейзажной живописи.

Картины нашего земляка пользовались у современников достаточно большой популярностью. Даже краткий перечень владельцев его полотен говорит сам за себя:

— Государь Император Николай II
— Государыня Императрица Александра Федоровна
— Государыня Императрица Мария Федоровна
— Великий князь Константин Константинович
— Великий князь Андрей Владимирович
— граф А. Д. Шереметьев
— галерея Терещенко в Киеве
— Императорская Академия Художеств
— Третьяковская галерея в Москве
— Харьковский областной музей

Рис.008

Современники писали о картинах Сергеева:

«Как пейзажист, Сергеев не ограничивается одним лишь воспроизведением внешних форм природы, но воспринимает ее душою художника-поэта, чуткого к ее жизни и многообразным настроениям. Его картины всегда поэтичны и оригинально взяты, в них много света и блеска, солнечных лучей; они очень своеобразны по общему тону и колориту, выгодно отличавшему Н. А. с первого же появления его произведений на выставках».

Рис.009

Однако не только картины создавал наш с вами талантливый харьковец.

Как известно, первые художественные открытки (тогда их называли открытыми письмами) появились в Российской Империи в 1898 году (ссылка). Отличительной особенностью таких открыток являлось то, что на них не печатались репродукции картин. Художник, бравшийся за работу, создавал отдельные полноценные и самостоятельные произведения. Поэтому многие талантливейшие и известные живописцы того времени стали творцами целого ряда серий художественных открытых писем.

В № 41 журнала «Огонек» за 1910 год была размещена небольшая заметка с фото, содержащая ряд весьма интересных фактов.

«Художник Н. А. Сергеев пишет в своей мастерской картину «Річка невеличка». Картина — собственность офицерского собрания Первого Железнодорожного полка. Слева на мольберте — щит с оригиналами открытых писем, изданных «Красным Крестом». Фотографировал тогда для журнала «Огонек» сын художника, подпоручик 1-го Железнодорожного полка Е. Н. Сергеев».

Рис.010

Помимо уникального фото с великим харьковцем за работой были размещены и изображения открытых писем (открыток), созданные Николаем Александровичем. Оригиналы этих 6 открыток, видимо, в силу своей эксклюзивности, были приобретены сразу же редакцией журнала. Материал же, размещенный журналом «Огонек», на данный момент является пока ЕДИНСТВЕННЫМ упоминанием того факта, что наш великий земляк Николай Александрович Сергеев, помимо картин, создавал еще и красивейшие художественные открытки. И, судя по найденному материалу, количество серий их было более одной.

Рис.011

Как пейзажист Николай Александрович был убежден, что природу необходимо писать с натуры, в силу чего проводил немало времени на воздухе. Будучи уроженцем Слобожанщины, в своих картинах наш земляк старался запечатлеть и мастерски передать всю красоту Украины и родного края.

Рис.012 Рис.013 Рис.014 Рис.015 Рис.016

Скончался Николай Александрович Сергеев осенью 1919 года от тифа в Харькове. Точная дата смерти и место захоронения неизвестны...

Рис.017

Ну, а наиболее дорогой картиной нашего земляка Н. А. Сергеева на данный момент считается работа «Осенний каприз зимы. Первый снег» (холст, масло, 1894 г. Размеры 115,5×195 см).

Рис.018

В 2011 году на одном из российских аукционов она была оценена всего-то в 250 000-300 000 у. е. Продали картину за 540 500 рублей.

Харьков ― удивительный город. С легкостью порождая необыкновенно талантливых людей, освещающих его жизнь, он с такой же легкостью их забывает. Но не стыдно ли, что о Сергеевых сейчас не помнит родина?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ещё по теме:

ДТП на Сумской. Год спустя

Онкоцентр проведет бесплатные осмотры для женщин

«Безопасный город». Как работает городская программа

В «Первом Националистическом Хабе» открылась выставка Никиты Титова «Щоденник»

Деньги на инсулин и земля АТОшникам: итоги сессии горсовета

опубликовано

16 марта 2017

текст

Антон Бондарев

просмотров

3467

поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: