Немного об автомобильных авариях в 1913 году

Новости о всевозможных транспортных происшествиях в современных харьковских СМИ появляются регулярно. То трамвай сошел с рельсов, то пьяный водитель сбил людей, то пешеход, видимо, возомнив себя бессмертным «горцем», решил перебежать дорогу в неположенном месте... При этом чаще всего происходят наезды на пешеходов и превышение скорости. Такие ситуации типичны как для нашего города, так и для других городов Украины. А как же дела обстояли более 100 лет тому назад? Вы удивитесь сходству ― примеры автомобильных аварий, произошедших в 1913 году, мы сейчас и рассмотрим.

Рис.001Так, 28 июня в газете «Южный край» вышла статья под заголовком «На линии трамвая».

«Третьего дня, около 11 часов утра, вагон городского электрического трамвая № 94, следовавший с Павловской площади на Панасовскую улицу, на остановке против бассейна, на углу Малой и Большой Панасовской улиц не остановился и проследовал дальше. В это время напротив показался ванько, сворачивавший у бассейна на Малую Панасовку. Вагон трамвая чуть не задел кузов дрожек ванька. Сидевшая в дрожках дама, оказавшаяся женю офицера госпожой Литвиновой, в испуге соскочила с дрожек на мостовую у самой линии трамвая, и при том так неудачно, что, споткнувшись, порвала о камни мостовой платье и получила более или менее значительные ушибы. Вагон трамвая пролетел мимо дамы на таком близком расстоянии, что она лишь каким-то чудом не очутилась под вагоном. С госпожой Литвиновой произошло сильнейшее нервное потрясение. Посторонняя публика помогла ей взобраться на дрожки ванька и последний отвез ее на квартиру».

Жуткая история, согласитесь. Самое интересное, что реальность, судя по отчету харьковского полицмейстера, была несколько иной. Дело было так. Проезжая по Большой Панасовской улице возле дома № 86, жена прапорщика запаса Александра Литвинова заметила настигающий их трамвай. Полагая, что «ванька» не успеет повернуть в сторону, она выпрыгнула из экипажа на мостовую, разорвав при падении платье и получив незначительные ушибы. Сам извозчик при этом спокойно успел свернуть в сторону. При этом прошедший вагон не задел ни экипаж, ни Литвинову, которая «в данной ситуации никого не винит».

Рис.002

Превышения скорости также случались. Например, 18 июня в начале десятого утра по улице Сумской на ошеломляющей скорости мчался автомобиль, пассажиры которого, мужчина и женщина, по словам газетчиков, орали благим матом «Караул!». На Николаевской площади авто едва не наскочило на стоявший там киоск, однако шофер вовремя успел направить его на Павловскую площадь, а затем ― вдоль Екатеринославской улицы. Каким-то чудом водителю все же удалось остановить машину, причем так, что ни он, ни пассажиры не пострадали. В ходе расследования было установлено, что владельцем автомобиля оказался мещанин города Киева Николай Клинк. С его слов, инцидент произошел по причине отказа у автомобиля тормозов, в силу чего штраф за быструю езду и неисполнение требований полиции был уменьшен.

Рис.003

А вот в аварии 6 июля пострадавшие, к несчастью, были. Рано утром из гаража Дунина по адресу Сумская, № 130 в мастерскую был отправлен автомобиль для покраски. Возле Земельного банка от толчка на разбитой мостовой правое колесо машины сломалось. Потеряв управление, автомобиль опрокинулся и разбился вдребезги. Шофер Фесенко, находившийся за рулем, сильно разбил лицо, но после оказания медицинской помощи состояние его было признано удовлетворительным. Куда больше досталось во время аварии его помощнику Ивану Зайцеву, который получил при крушении ушибы головы и печени, а также травму правой руки. В бессознательном состоянии Зайцев был доставлен в Александровскую больницу на карете скорой помощи, по счастливой случайности проезжавшей мимо аварии. Остатки машины сложили на телегу и отправили обратно в гараж. В ходе следствия полицией были установлены интересные подробности. Как оказалось автомобиль прибыл в наш город 5 июля по железной дороге из Сум для ремонта. Однако шофер, вместо того, чтобы отправить транспортное средство в ремонтную мастерскую на подводе, рискнул поехать сам, зная, что рулевая тяга у автомобиля согнута. Именно поэтому и произошла авария.

Рис.004

Случались, естественно, и наезды на пешеходов. Правда, не всегда с трагическим концом. Около 4 часов дня 16 августа подрабатывавший у булочника 16-летний Михаил Свириденко мирно катил тачку с хлебом по улице Сумской. Напротив дома № 54 на него наскочил автомобиль, которым управлял шофер Трофима Ищенко ― Виктор Асмолов. Тачка разбилась, а хлеб разлетелся по улице. Свириденко никаких повреждений не получил. Виновный же в неосторожной езде был привлечен полицией к ответственности.

Рис.005

Стоит отметить, что быстра езда по городу автомобилистов, несмотря на преследования со стороны городской администрации, не прекращалась. СМИ того времени печально констатировали, что в Харькове «Почти ежедневно автомобили наскакивают то на извозчиков, то на проходящую по улице публику и причиняют не только ушибы, но и калечат и давят людей». Очередной жертвой быстрой езды стал 4 июля 16-летний Григорий Никифоров. Мальчик вышел из писчебумажного магазина «Пономарева и Рыжова», что на Павловской площади, около двенадцати часов дня и направился к Николаевской. В это время на значительной скорости там же проезжал автомобиль, принадлежащий Александру Булацелю. Находящийся за рулем шофер Иван Корнилов предупреждения полиции об уменьшении скорости проигнорировал. Только почти прямо перед Григорием Никифоровым водитель подал сигнал. Мальчик, ясное дело, растерялся и был сбит автомобилем с ног. После попадания под колеса пострадавшего в бессознательном состоянии с ушибами головы и ног доставили в лечебницу Медицинского общества. Положение его было признанно крайне тяжелым.
За неисполнение требования полиции об уменьшении скорости езды на автомобиле, из-за чего был сбит пешеход, по постановлению Харьковского губернатора от 12 июля шофера оштрафовали на 100 рублей. В случае неуплаты штрафа предполагался арест на 30 дней.

Рис.006

Искренне радует, что в наше время за такое преступление наказание значительно жестче. Так что не всегда в Харькове начала ХХ века было лучше, чем сегодня.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ещё по теме:

Деньги на инсулин и земля АТОшникам: итоги сессии горсовета

Изменения в подготовке Конкурса композиторов: новые даты, состав жюри

Немного о Харькове в первые месяцы Великой войны

Война и мир: женщины на поле битвы

Харьков без машин. Пять советов, как разрулить ситуацию

опубликовано

2 сентября 2018

текст

Антон Бондарев

фото

Иван Пономаренко

просмотров

497

поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: