Маленькая история трансформаторной будки

История нашего с вами любимого города ― это не только величественные особняки, удивительные факты или известные личности.

Порою стоит остановиться и присмотреться к, казалось бы, малозначительным мелочам.
К тем небольшим «штрихам карандаша» на величественном полотне истории Харькова, которые делают ее ближе и понятней.

В июньском, 23-м номере за 1912 год архитектурного журнала «Зодчий» читатели могли прочесть следующее объявление:

«Харьковская городская управа объявляет конкурс проектов трансформаторных будок для постройки их на улицах, площадях и в скверах. Срок — 15 июня, премии — 150 и 75 р.».

Рис.001

Далее для всех интересующихся участием размещалась более подробная информация:

«Харьковская городская управа объявляет конкурс проектов трансформаторных будок двух типов, предположенных к постройке на улицах, скверах и площадях города Харькова, по нижеследующей программе:

1. Внутренние размеры будок должны быть не менее указанных на приложенных чертежах, причем необходимо сохранить также и формы внутреннего помещения будок; наружный вид их может быть изменен по усмотрению автора и в зависимости от стиля.
2. Стиль фасадов предоставляется выбору автора, но необходимо, чтобы наружный вид сооружения выражал собой назначение его.
3. Полезная нагрузка всех стен равна 150 пудам.
4. Материал стен: бетон или железобетон, с возможно прочной наружной облицовкой (пирогранитные плитки, естественные или искусственные камни, цементная штукатурка и проч.).
5. Крыша ― железобетон, черепица, террофазерит и прочее.
6. Двери должны быть железные.

Рис.002

Общие условия конкурса:

1. Комиссию судей составляют: три архитектора, избранные архитектурным отделом Харьковского технического общества представитель от г. Харькова и представитель от строящейся электрической станции в г. Харькове.
2. Проекты должны быть представлены не в свернутом или сложенном виде, под девизами и с приложением запечатанных девизных конвертов, содержащих фамилию и адрес автора.
3. Срок представления проектов в технический отдел Харьковской городской управы в 11 часов утра 15-го июня 1912 года. Иногороднее авторы в течение следующих пяти дней должны представить почтовую квитанцию, свидетельствующую, что проект отослан не позже указанного срока; проекты, доставленные на 5 дней позже срока, рассматриваться не будут.
4. Требуется представить два фасада каждого типа, разрез и план в масштабе 1 саж. в 3.

Рис.003

5. За относительно лучше проекты будут выданы две премии: первая ―150 руб., вторая — 75 руб. Кроме того, городская управа имеет право приобрести один или несколько не премированных проектов за вознаграждение в 50 рублей.
6. Не премированные проекты должны быть взяты авторами в 2-хмесячный срок после присуждения премий обратно; не взятые по истечении этого срока проекты поступают в собственность Харьковского городского управления».

Из сего текста мы с вами понимаем, что в то время даже конкурс на постройку в городе трансформаторных будок выносился на всеобщее рассмотрение.

Рис.004

И вот, наконец-то, в № 33 журнала «Зодчий» были официально опубликованы результаты конкурса. Первое и второе место достались киевским архитекторам.

«Харьковская городская управа сим объявляет, что комиссия жюри по рассмотрении конкурсных проектов трансформаторных будок, предположенных к постройке на улицах, площадях и скверах г. Харькова, в заседании своем 10 июля сего года нашла заслуживающим 1-й премии проект под девизом «Монье» (арх. Р. И. Китнер, Киев), 2-й премии ― «Світло» (арх. 0. И. Шумов, Киев). Кроме того, рекомендованы комиссией к приобретению проекты под девизами «Кит» (арх. П. М. Нахман, С-Петербург) и «Трансформатор» (арх. -худ. С. С. Гайдукевич, Минск). Не премированные проекты выдаются по предъявлении почтовой квитанции в городской управе в часы занятий.

Рис.005

Летом того же 1912 года в том же журнале появилось еще одно объявление:

«Харьковский коммерческий клуб объявляет конкурс на составление проекта железобетонного полуоткрытого летнего театра в саду клуба».

Рис.006

В этих двух открытых архитектурных конкурсах, в принципе, не было ничего особо значащего. Трансформаторная будка и полуоткрытый летний театр не являлись шедеврами зодчества и, ясное дело, не сохранились до наших дней. Однако и они, и история их появления ― это небольшие, но важные штрихи к портрету нашего старого любимого города...

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ещё по теме:

Музыка там, где война

Как война в Украине повлияла на права граждан

Анализировать чиновников и депутатов стало проще

На Южном вокзале откроется выставка военных фотографий

Харьковский Евромайдан вспомнил Героев Небесной Сотни

опубликовано

11 апреля 2017

текст

Антон Бондарев

просмотров

2771

поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: