Кинотеатр «Ампир», история одной девушки и одной цензуры

Чуть более ста лет тому назад на первых страницах газет Харькова 27 марта 1913 года можно было прочесть следующее: «Новый грандиозный фешенебельный салон кинематограф «Ампир»
Сумская, 5, дом Д. И. Харитонова. Сегодня, 27 марта 1913 года открытие. Все, что лучшее, изящное и красивое в области кинематографии даст наша первая серия картин…»

Газета «Утро»
Газета «Утро»

И действительно, новое детище известного харьковского кинопродюсера и прокатчика Дмитрия Ивановича Харитонова, одного из влиятельнейших людей тогдашней киноиндустрии всей империи, заслуживало пристального внимания. Человеком он был прямо-таки легендарным, а о  его бурной деятельности киноведы и по сей день пишут книги. Свой первый кинотеатр «Аполло»  Харитонов открыл в нашем любимом городе 20 октября 1907 года по адресу: улица Московская, 8. Затем рядом с кинотеатром Дмитрий Иванович открывает свою прокатную контору с одноименным названием. Помимо кинопроката, Харитонов инвестировал деньги в создание своих же фильмов. Именно благодаря его финансовой поддержке сценарист и режиссер  Александром Алексеенко в 1909 году в нашем любимом городе создал первый игровой фильм на украинском языке. Называлась эта комедия-водевиль в одном действии «Як вони женихалися, або Три кохання в мішках» и по сути являлась экранизацией повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». Так как финансовые дела шли успешно, в 1912 году прокатная контора «Аполло» преобразовывается в «Торговый дом Харитонова«. Открываются филиалы в Одессе, Киеве, Петербурге, Екатеринодаре, Уфе, Севастополе. Так что, помимо амбиций, у Дмитрия Харитонова появились финансы на развитие нового кинотеатра «Ампир», который стал крупнейшим в нашем городе и одним из лучших в тогдашней империи.

Кинотеатр, вмещавший в себя от 550 до 800 посетителей, был не просто изысканно декорирован, но также и сделан на совесть. Даже проверяющее пожарные и архитекторы не нашли к чему придраться.

Рис.002

Несмотря на то, что цена билетов на представления в «Ампире» была по сравнению с другими кинотеатрами довольно высокой, возле кассы все равно не иссякали очереди, а залы были забиты посетителями.

А 10 января 1916 года в харьковских газетах появилась страшная заметка о том, что кинотеатр закрыт. «Г. управляющим губернией д. с. с. П. Н. Масальским закрыт, на основании чрезвычайной охраны, на все время ея существования, кинематограф «Ампир», в котором г. управляющим губернией усмотрено демонстрирование картин порнографического содержания».

http://www.starosti.com.ua
http://www.starosti.com.ua

Что же произошло? Неужели же владелец театра, польстившись на легкие деньги, решился уничтожить свое детище таким странным образом?

Все началось с того, что в 1915 году по рассказу «В подвале» писателя Леонида Николаевича Андреева, которого считают родоначальником русского экспрессионизма, известный режиссер  Борис Сергеевич Глаголин снял драму «История одной девушки». Лента представляла собой современную кинопьесу о переживаниях женской души в 4-х актах:
1. Обольщение
2. Исповедь падшей
3. Всеми отвергнутая
4. Заговор обитателей притона.
Благодаря жизненному сюжету, изобилием глубоко трагических моментов, а также великолепной и чувственной игре артистов Императорского Александровского театра фильм пользовался большой популярностью у публики и считался одной из лучших картин сезона.

Леонид  Андреев, портрет работы Ильи  Репина
Леонид  Андреев, портрет работы Ильи  Репина

В начале января вместе с комедией «В плену у тещи» и «Хроникой войны» кинолента «История одной девушки» демонстрировалась в «Ампире». Но именно в «Истории одной девушки» для рекламы которой Дмитрий Харитонов заказал 200 афиш, харьковская власть ухитрилась увидеть порнографию. Если судить по официальным отчетам, порнография заключалась в «реальном изображении совращения молодой гимназистки», которая «развращающим образом действовала  на молодежь, постоянно посещающую кинотеатр». Именно по этой причине 9 января «Ампир» и был закрыт.

Ясное дело, что владелец кинотеатра Дмитрий Иванович не мог не вмешаться. За помощью и защитой он обратился вполне на официальном уровне, не прибегая к взяткам или личным знакомствам. Ведь данная картина была приобретена еще в 1915 году военно-кинематографическим отделом при Скобелевском комитете (благотворительной организации, помогавшей потерявшим на войне способность к труду воинам) по разрешению московской и петроградской цензуры. После чего Харитонов и взял ее в прокат. Самое интересное, что все доходы от показа фильма в городах империи шли на нужды раненых воинов. Жалоб на порнографию ни у кого не было.

«Мы не можем понять, почему Харьков ― исключение?» ― в недоумении вопрошали в документах возмущенные представители комитета. Назревал нешуточный скандал. А 11 января харьковский губернатор получил прошение от доверенного  Дмитрия Харитонова ― Николая Комякова.

Рис.005

Уже 12 января газеты нашего города радостно сообщали:

«Открытие кинематографа «Ампир».
9 января, по постановлению г. управляющаго губернией д. с. с. П. Н. Масальскаго закрыт на все время положения об усиленной охране кинематограф «Ампир», принадлежащий купцу Д. И. Харитонову. Так как картина «История одной девушки», демонстрирование которой вызвало закрытие кинематографа, принадлежит, как выяснилось, изданию военного кинематографического отдела при Скобелевском комитете, состоящем под Высочайшим покровительством, и цензурою разрешена к демонстрированию в столичных и других городах, владелец кинематографа обратился к г. управляющему губернией с ходатайством об отмене постановления от 9 января. Вчера г. Харитонову объявлено распоряжение г. управляющего губернией о разрешении открыть кинематограф «Ампир», закрытый 9 января».

http://www.starosti.com.ua/
http://www.starosti.com.ua/

Но это все  в газетах. А из архивных же документов следует, что кинотеатр был открыт все же «при условии не ставить картин порнографического содержания».

Рис.007

В 2013 году 18 мая по адресу ул. Сумская, 5  Дмитрию Харитонову была открыта скромная  памятная доска. Она настолько незаметна, что даже я никогда не обращал на нее внимания.
Однако, проходя в очередной раз мимо нее, задумайтесь какие нешуточные страсти связаны с этим зданием, как замирали сердца восьми сотен наших земляков от демонстрировавшихся в «Ампире» драм, сколько смеха было от комедий и иных чувств от происходящего…

Фото Ивана Пономаренко
Фото Ивана Пономаренко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ещё по теме:

Экспедиция № 8. Страх и ненависть в Синихе

А нужен ли Харькову Леонид Брайловский?

О харьковской газете «Сніп» и не только

О правде и вымысле в заметках харьковских СМИ начала ХХ века

И снова о братьях Дуровых в Харькове

опубликовано

5 декабря 2017

текст

Антон Бондарев

фото

Государственный архив Харьковской области

просмотров

901

поделиться

[js-disqus]

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: