История о том, что подарил наш любимый город художнику Айвазовскому

Большинство жителей Харькова знают Ивана Константиновича Айвазовского (Ованнеса Айвазяна) как прекрасного мариниста ― художника, рисовавшего исключительно море. Однако многие будут удивленны, обнаружив, какую роль сыграл в его жизни наш с вами любимый город и какие темы добавил в его картины.

В 1850-х годах у знаменитого уже на тот момент Айвазовского в творчестве неожиданно появляются темы природы Украины. Это и украинские степи, и чумаки ― то в дороге, то на привале. Эти «малороссийские» пейзажи поражают своей удивительной красотой. Правду говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Великий мастер создал немало таких картин. В 1854—1855 гг, в период Крымской войны, художник со всей своей семьей проживал в Харькове. Но насколько полно изучен харьковский период Айвазовского? И каково его место в творчестве художника?

Рис.001

В многочисленных современных исследованиях и альбомах, посвященных мастеру, есть огромный пробел, связанный с Харьковом. Однако изучение и анализ первоисточников дарят нам удивительное открытие.

В 1889 году типография А. С. Суворина выпускает великолепный двухтомник Ф. И. Булгакова «Наши художники. Живописцы, скульпторы, мозаичисты, граверы и медальеры. На академических выставках последнего 25-летия».

Рис.002

Начинается эта книга с биографии Айвазовского. На третьей же странице я нахожу следующее:

«К этому времени относится и первое из его произведений с мотивами малороссийской природы, в 1855 г. он написал в Харькове «Переезд чумаков по изюмской степи».

В 1893 же году благодаря типографии Стасюлевича появляется первый том выдающегося русского искусствоведа Николая Петровича Собко «Словарь русских художников с древнейших времен до наших дней». На 302 странице этого уникальнейшего издания нас поджидает новая находка:

«Поселясь с наступлением Крымской войны в Харькове, Айвазовский воспроизводил там не только морские сражения и бурные стихии, но и совершенно мирные сцены из малороссийской природы».

Ценность исследований Николая Петровича заключается не только в подробнейших биографиях, но и в стремлении датировать каждую картину и отследить ее дальнейшую судьбу. И на странице 322 мы читаем:

«1855. Картины, бывшие на выставке И. А. X. в СПб.:

217. «Малороссиская степь» — чумаки, подъезжающие к еврейской корчме (приобр. наслед. цесарев., впослед. импер. Александромъ Николаевичем)».

Нам, увы, неизвестна дальнейшая судьба вышеупомянутой картины. Однако именно благодаря работам О. И. Булгакова и Н. П. Собко, незаслуженно забытых после 1917 года, теперь мы точно знаем, что многочисленным покоряющим своей красотой украинским пейзажам Айвазовского дал начало именно Харьков и чарующая природа Слобожанщины.

Рис.003
Зимний караван, пересекающий украинские степи, 1857 г.

Рис.005
Украинский пейзаж, 1859 г.

Рис.006
Обоз чумаков, 1862 г.

Рис.007
Закат солнца в Малороссии, 1863 г.

Рис.008
Вечер на Украине, 1866 г.

Рис.010
Чумаки на отдыхе, 1885 г.

А сейчас проведем маленький эксперимент. Я уверен, что большинство читающих эти строки сейчас, посмотрев на прекрасную картину ниже, подумают, что и далее речь будет идти о творчестве великого мариниста.

Рис.011

Однако будут неправы ― автором картины «После бури» является совершенно другой человек. Хотя в манере художника, в способах изображения водной стихии, несомненно, просматривается влияние Айвазовского.

Говорят, на старом ялтинском городском кладбище сохранился интересный памятник с надписью: «Художник Алисов Михаил Александрович. 5. 01. 1860 — 15. 06. 1933. Маринист, лучший ученик Айвазовского. От коммунхоза, 1960 г.»

Информации о нашем великом земляке крайне мало, не осталось даже его портрета.

Рис.012

Известно лишь, что родился Михаил Алисов в Харькове, учился в частной школе рисования и живописи М. Раевской, затем — в Академии художеств (1887—1888 гг.) у Ю. Ю. Клевера. Потом работал в Феодосии под руководством И. К. Айвазовского и был его учеником. В 1900-м, 1902-м, 1903-м гг. персональные выставки М. А. Алисова проходили в Харькове. Причем на выставке, приуроченной к 40-летию художника, экспонировалось 132 его картины.

Рис.013

В 1912 году в Ялте была выпущена прекрасная серия открыток с работами Михаила Алисова, представляющие разнообразные виды крымской флоры.

Рис.014 Рис.015

В 1914 г. Алисов был членом-руководителем и экспонентом Ялтинского художественного кружка. Большая часть картин его, к сожалению, утеряна, имя же в силу до сих пор не ясных причин было преданно забвению. Мало знаком этот гениальный художник и жителям своего родного города.

Рис.016 Рис.017 Рис.018 Рис.019

Первые картины с пейзажами и достойный ученик. Согласитесь, немалые дары получил Иван Константинович Айвазовский от Харькова. Однако сколь же много великих событий и людей хранит прошлое так трепетно любимого нами города?

Уверен, что все самое интересное только начинается.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ещё по теме:

В Харькове во второй раз напали на PrideHub

О создании «Общества благоустройства еврейского кладбища» в 1910 году

Фейк: во Львове русский язык под запретом

«Как я стала украинской мусульманкой»

От торговли овощами до масок на Burning Man. История харьковчанина

опубликовано

14 января 2017

текст

Антон Бондарев

просмотров

1632

поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: