Четвертая Накипело-экспедиция преподнесла сюрприз с самого начала.
― Одним из пунктов посещения является мужской монастырь в селе Рясном, ― сообщил Антон Бондарев и, скептически посмотрев на мои шорты, добавил: ― Несмотря на то, что там развалины, монастырь действующий. Просьба одеться соответствующим образом!
Разумеется, голосу разума в лице начальника нашей экспедиции я не вняла. Как раз накануне началась жара, и я решила, что бриджики ― в самый раз, монахам от моих коленок плохо не станет, а мне будет, наоборот, хорошо... Правда, теперь я верю в Божий суд, скорый и беспощадный, но обо всем по порядку.
Вы думаете, что я сейчас, как обычно, напишу что-нибудь про наши ужасные дороги? Не беспокойтесь, они никуда не делись и по-прежнему ужасные, конечно, напишу. Но на этот раз нам повезло: к нашей ненормальной компании любителей развалин присоединились ребята-экстремалы из УАР (Українського Автомобильного Руху). Что я вам скажу. Внедорожник ― это вещь. Все эти ямы, ухабы мы просто перелетали ― легко и непринужденно, а непролазную грязь форсировали как танки. Мы даже пошутили, что, раз ситуация с дорогами в нашей стране останется прежней, надо каждой украинской семье обзавестись внедорожником ― и проблема будет решена.
Но пока этот гениальный план не осуществлен, до первой точки мы добрались на чужих джипах. И немедленно обалдели от открывшейся нам красоты. Свято-Троицкий храм 1807 года постройки в Славгороде раньше принадлежал семейству Голицыных ― на его земле многие из князей и были похоронены.
У входа нас встретил бдительный батюшка и сразу спросил документы. Однако, услышав, что мы журналисты и исследователи, даже провел мини-экскурсию по храму и территории. К сожалению, прекрасные статуи на надгробиях князей, да и самих надгробий, кроме одного, не сохранились. Церковь оказалась действующей, находилась во вполне приличном состоянии, но, разумеется, внутри от старины осталось мало. Правда, все это с лихвой компенсировалось тем, что сохранилось снаружи. Архитектура и вправду весьма необычна: больше всего здание напоминает греческий храм. Колонны, портик, нехарактерной для наших церквей квадратной формы колокольня…
В некогда огромной усадьбе, которая сейчас, увы, полностью разрушена (остались лишь несколько хозяйственных построек), как положено, был и господский пруд с искусственным островком и беседкой, куда вел каменный «мостик Голицыных». Однако, когда мы попробовали отыскать всю эту экзотику, попали в непролазные слобожанские джунгли и поняли, что без верного мачете вглубь не пробиться. К сожалению, мостик оказался разрушен и заменен на уродливую бетонную плиту.
Ну, что ж, могло быть и хуже, как мы уже знаем. По крайней мере, храм цел, и им можно любоваться. Это утешало, потому что следующий объект находился в гораздо более плачевном состоянии.
Руины сахарного завода в Мезеновке видны издалека и поражают размерами и пропорциями. «Завод как исторический объект? Вы серьезно?!» ― спросите вы. А мы гордо ответим: «Да! Еще какой».
Между прочим, это уникальный образец архитектурного стиля, который называется «венской школой индустриального модерна», вот как. Завод постройки середины XIX века ― кто им только не владел (более подробно об этом совсем скоро расскажет Антон Бондарев). Еще до конца 80-х годов XX века предприятие работало и производило сахар. Когда-то этот завод обеспечивал работой жителей окрестных сел, однако хватило двадцати лет, чтобы здание практически полностью разрушилось. И, кажется, его уже не восстановить... Лишь гордый фасад, больше напоминающий дом случайно заблудившегося в Украине венского богача, торчит над бурьянами.
Мы не стали слишком долго задерживаться в этом печальном месте ― ведь впереди нас ждал… правильно, мужской Свято-Дмитриевский монастырь в Рясном. Кстати, последний отрезок пути к нему можно смело заносить в разряд «непреодолимых для обычных машин». Как раз прошел дождь, и мы, выписывая мощным задом джипа хитрые вензеля на жирном сумском черноземе, таки добрались до обители.
Раз уж мы пошли по аналогиям, то это место напомнило мне Шотландию. Согласитесь, что-то есть. Правда, вместо бравых шотландцев в килтах на зеленых холмах присутствуют мужчины в рясах. Действующая часть монастыря скромно маячит на краю огромной территории ― это бывшая водонапорная башня, которую несколько монахов восстановили своими силами и превратили в жилое помещение. То же, что осталась от когда-то большой и процветающей обители ― в довольно плачевном состоянии.
В середине XIX – начале XX века здесь располагалось большое хозяйство: храм с колокольней, непосредственно сам монастырь, хозяйственные постройки и гостиница для приезжих дворян. Сейчас остался лишь остов монастыря со снятой крышей и полуразрушенные подвалы хозяйственных построек. И, хотя здание смотрится внушительно, говорит поехавший с нами профессиональный архитектор Бондаренко, без реставрации оно долго не простоит ― сквозь дыру в крыше внутрь попадают осадки, на полу растет трава, стены сыреют и проседают.
Тут нашу группу внезапно накрывают эти самые осадки: едва оператор расчехляет свою драгоценную камеру, откуда-то налетает огромная сизая туча и начинается дождь. Мы спасаемся в разрушенном монастыре. Дождевые капли летят сквозь круглое отверстие, шумят по листьям ― это неимоверно красиво и грустно. Видно, что монахи проводят службы в разрушенной святыне: мы видим самодельный алтарь, крест, простые иконы.
Грустный Иисус Христос с бумажного плаката осуждающе смотрит на яркий круг зелени под куполом. Внезапно выходит солнце, я задираю голову и вижу облака, летящие прямо над нами в ярко-голубом небе.
А дальше началось. Группа энтузиастов отправилась искать монастырские подземелья и прочие интересности на территории, а я решила поснимать красивые пейзажи, тем более что потенциально искушаемых бриджами монахов в окрестностях замечено не было. Природа здесь просто потрясающая! Здесь меня и настигло возмездие за мое легкомыслие. Увлеченно снимая лошаааадку в цветочках, я не заметила муравейник, прямо в который и вступила. За считанные секунды маленькие агрессоры просто сожрали мои ноги. Что ж, в экспедицию нужно все-таки надевать более подходящую одежду, учитывайте это ― с вами только что была Капитан Очевидность.
Увы, как бы ни хотелось еще немного побродить по неимоверно прекрасному месту, уже вечерело, нужно было возвращаться. В который раз на обратном пути я думала о том, как безалаберно мы распоряжаемся нашим историческим наследием. Конечно, не над всеми подряд старыми домами необходимо трястись и охранять любую развалюху, но ведь есть на нашей земле действительно жемчужины архитектуры, которые можно превратить в туристические достопримечательности...
Размышления были грубо прерваны: джип подпрыгнул на ухабе, и на моей макушке образовалась приличная шишка. Оказывается, наша машина как раз спускалась по той самой непроходимой дороге от Рясного, ого! Ой-ой! Второй удар по голове и вторая шишка. Что ж, я, кажется, легко отделалась ― за страсть к исследованиям приходится платить.
Эх, только бы решить проблему с дорогами, чтобы можно было до всей этой красоты добраться.
Оперативні та перевірені новини з Харкова