Инклюзивная школа
в двадцати километрах от войны

Общеобразовательная школа в поселке Широкий Станично-Луганского района рассчитана на 550 учащихся. Сейчас в ней получают знания 200 школьников. Среди них — дети с инвалидностью.

На улице май, солнечно. Время последнего урока. Идем смотреть занятие в одном из инклюзивных классов. Пятиклассники послушно держат руки на парте, выжидающе поглядывая в окно. Весна в самом разгаре. Когда уже звонок?..

Директорка Валентина Митрофанова 20 лет жизни посвятила работе в этой школе. Сначала преподавала русский язык и литературу, а последние десять лет — на руководящей должности. Почти весь педколлектив — выпускники этого же заведения, говорит Валентина Зиновьевна, тоже выпускница Широковской школы. Поэтому, без преувеличения, называет коллег и детей своей второй семьей.

56 школьников из Луганска приезжают сюда на учебу

На выходных здесь можно встретить старшеклассников из Луганска. Подростки хотят получить украинские аттестаты и поступить в вузы на подконтрольной Украине территории. Дома в школы они, конечно, ходят, но жалуются на недостаток необходимых знаний. Здешние педагоги откликнулись и бесплатно занимаются с детьми.

Пять особых классов, пять помощников учителя

К созданию особенных классов Валентину Митрофанову подтолкнул личный опыт — инвалидность внучки. Директорка понимала: изолировать детей с особенностями развития от обыденного общения нельзя. Пора создавать равные для всех условия обучения.

«Коли ми тільки починали у 2013 році, у мене була вихованка з онкологічним діагнозом, яка перенесла складну операцію. Дівчинка втратила слух — чула на 20%. Її мама взагалі не хотіла віддавати доньку до школи. З колективом ми провели плідну роботу і вмовили маму, — вспоминает директорка. — А потім у Харкові лікували дівчину, надали слуховий апарат. Пізніше мама вийшла заміж за військовослужбовця, і сім'я виїхала в Херсонську область. Я в розпачі від того, що зараз ця дівчинка навчається в інтернаті. Але це вже, мабуть, справа батьків».

Сегодня в школе функционирует пять инклюзивных классов. В первом классе учится девочка с аутизмом, во втором — двое ребят с задержкой умственного развития, в третьем — мальчик с осложнениями после онкологии.

Для зачисления в такой класс понадобится заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Валентина Зиновьевна помогала родителям нынешних школьников возить детей на обследование в Рубежное. Там сейчас находится областное отделение комиссии. По ее результатам для каждого учащегося создается план работы, куда, помимо основных предметов, входят коррекционно-развивающие занятия и лечебная физкультура. Учебная программа общая для всех школьников.

«Ці діти не повинні навчатися в інтернатах. Вони мають отримати рівноправні знання та виховання й брати участь у всіх заходах нашої школи. Спілкуючись із дорослими, які виросли в інтернаті, можу сказати, що вони категорично проти, щоб діти виховувались і росли в інтернатах. В мене є одна така мама. Її дитина зараз навчається в нашій школі», — гордится Валентина Митрофанова.

С детьми занимаются помощники учителя. В свое время пятеро специалистов сами проявили такое желание. Одна из ассистенток Галина Решетуха признается: с каждым ребенком узнаешь что-то новое, нужные навыки приходят только с опытом. Специальный подход она применяет в обучении двоих подопечных — третьеклассников Вовы и Никиты.

«Мы работаем в паре с учителем. Если задание дается всему классу, они сделали два упражнения, а мы за это время тихонечко — одно. Мы учимся вместе с ними, потому что это тоже наши первые шаги. Ребята все равно стараются идти на уровне с остальными детьми», — рассказывает Галина Александровна.

Широковская школа — единственное на весь район инклюзивное учебное заведение. Учителя говорят честно: нужно повышать квалификацию, их знаний все равно не достаточно. В марте они побывали в Станице-Луганской на тренинге по инклюзивному образованию. Это совместный проект харьковского Центра раннего вмешательства и «Благотворительного фонда Сергея Жадана».

Знакомство с экспертами помогло педагогам определить запросы для дальнейших занятий. Второй тренинг запланирован 12-13 июня в Харькове. Организаторы анонсируют поездку в школу с инклюзивными классами для обмена опытом.

«Мое присутствие — вопрос его жизни», — мама школьника

В этом классе за своими детьми присматривают мамы. Ребята уже не обращают на них внимание, да и женщины стараются не вмешиваться в коллектив.

«У моего ребенка (мальчик слева — ред.) в голове порэнцефалическая киста. Такое может быть после операции. Врачи сказали беречься, и в этой ситуации мое присутствие — вопрос его жизни, чтобы не дай бог кто-то где-то его не толкнул…», — объясняет Виктория, мать 12-летнего Саши, живущего со сложными последствиями онкологии.

Когда пришло время выбирать школу, семья даже не думала отдавать сына в интернат. Родители верят в адаптацию к полноценной жизни в обычной школе.

«Закрыться и сидеть дома — это не вариант. Я хочу, чтобы сын не чувствовал, что он какой-то “не такой”. Подежурить в классе, поубирать — он все может делать. Просто иногда устает больше, чем остальные детки. Все учителя идут навстречу, поддерживают».

У сына Юлии диагноз — ДЦП, мальчику трудно ходить. Подниматься на верхние этажи школы помогает мама. Она же ведет конспекты, ведь у Сережи пока не получается быстро и разборчиво писать. У школьника отличная память, он занимает призовые места в конкурсах, любит читать на английском.

«До всей этой ситуации в нашей стране мы ездили в санаторий. Четыре года подряд, даже во время учебного процесса, ездили в Крым. Пока возможности куда-то ездить нет. Но по ребенку я вижу улучшения», — делится с нами Юлия.

По ее мнению, консультаций с врачами достаточно. Мальчик активный и пользуется вниманием одноклассников.

«Сначала была мысль оформить домашнее обучение. Но мне директор сказала: “Веди его в коллектив. Будет легче”. Мне даже два письма пришло из интерната. На второе письмо я позвонила и ответила: “Мой ребенок уже год проучился в обычной школе. Да, мы плохо ходим, но на ум это никак не повлияло. Он тянет программу. Почему я должна отдавать его в интернат?».

Выигрывать гранты — улучшать школу

На две сотни школьников приходится всего 27 преподавателей, а также психолог и социальный педагог. Валентина Зиновьевна убеждена: дать качественное базовое образование — основной принцип их работы. Но немаловажно уделять внимание и развитию талантов, стремлений ребенка:

«У цьому році я на півставки взяла до школи хореографа. Так наші ж діти займають на змаганнях призові місця. Це дуже здорово. Навчити дітей грамоті, дати їм знання з окремих предметів, це одне. А виховати естетично — це зовсім інше. І для цього потрібна матеріальна база».

Руководство постоянно пишет заявки на получение иностранных грантов. При поддержке UNICEF удалось обустроить спортивную площадку и полностью отремонтировать отопительную систему.

Вот-вот поступят 17 тренажеров для нового спортзала. Инвентарь обошелся в 250 тысяч гривен. Местная администрация тоже не забывает о школе. Эта комната отдыха обустроена за счет районного отдела образования. К сентябрю за госсредства планируется покупка мебели, интерактивных досок и другого оборудования для начальных классов. Ожидается капитальный ремонт столовой.

По словам Валентины Зиновьевны, ее школа должна стать опорной в громаде. Так что без внимания властей учреждение не останется. Опорные школы появляются по всей стране в рамках реформы децентрализации. Лучшее заведение определяется по конкурсу. В такой школе учатся не менее 200 детей, есть полная образовательная и техническая база.

«Через складну демографічну ситуацію та глобалізацію наразі в сільській місцевості діє багато шкіл із малою наповнюваністю, які не можуть забезпечити належної якості навчання. Тому такі малокомплектні школи мають можливість стати філією опорної школи і, зазвичай, виконувати функції початкової школи. Для дітей та педагогічних працівників з інших населених пунктів забезпечується підвезення до опорної школи».

Данные Министерства образования Украины

В августе 2017 года в Украине запустились 338 опорных учебных заведений (из них — 96 в объединенных территориальных громадах) и 744 филиала. В основных школах учатся 158 000 детей, и 34 000 — в филиалах.

«Якщо у вас немає розуміння дитини і любові до неї, вам у школі робити нічого»

Своими наработками Валентина Митрофанова с радостью делится с коллегами из других регионов. Как построить учебный процесс в инклюзивном классе, она рассказала на образовательном форуме для педагогов Ed Camp в Станице Луганской. На мероприятие съехались учителя из Закарпатья, Львовской, Киевской, Харьковской, Луганской, Донецкой, Днепропетровской и Сумской областей.

Помимо современных методов обучения и участия в конференциях, считает специалистка, главное в ее профессии — любовь к детям. Без этого невозможно стать хорошим учителем.

Ніколи не йдіть у педагогічний університет, якщо не любите дітей. Їх потрібно любити всіх, поважати і бачити в них особистість, незалежно від соціального положення сім'ї чи стану здоров'я. Якщо у вас немає розуміння дитини і любові до неї, вам у школі робити нічого.

опубликовано

10 мая 2018

текст

Алена Нагаевщук

фото

Игорь Лептуга, Иван Горб

просмотров

2185

поделиться