Ахтырский идол, или Немного о слобожанском Ивана Купала

Как известно, один из любимейших в народе праздников Ивана Купала приходится на ночь с 6 на 7 июля. Изначально праздник этот праздновали на день летнего солнцестояния. После введения христианства к нему приурочили праздник Рождества Иоанна Крестителя, по старому стилю отмечавшийся 24 июня. Однако Иванов день все равно был наполнен дохристианскими обрядами наших предков.

И по сей день накануне Ивана Купала во многих украинских городах и селах каждый год проходят всевозможные фестивали песенно-обрядового фольклора, где все желающие могут приобщиться к древним купальским традициям. Что характерно, нынче никто из представителей власти их проведение не только не запрещает, а порой и сам участвует – пиар лишним не бывает. Однако так было далеко не всегда.

Так, например, известен универсал 1719 года гетмана Украины Ивана Ильича Скоропадского «О вечерницах, кулачных боях, сборищах под Ивана Купала и прочее».

Рис.001

В нем, в частности, гетман указывал, что доносят ему из разных мест о том, что многие молодые люди собираются по ночам и празднуют Купалу. Во время этих сборов «чинятся эксцессы, яко-то: грехи блудные, растление девства, беззаконное детей прижитие; з того потом чрез тих же безчинников, закриваючих свое нерадное дело, стаются  детогубства».

Затем автор обращает внимание на то, что из-за таких празднований виден гнев Божий и на землю обрушились неурожаи, падеж скота и моровая язва. Именно по этой причине гетман предоставляет в своем универсале право физи­чески карать, вязать, бить киями всех тех, кто решится принять участие в «бесчинных гуляниях». Духовным властям предписывалось непокорных «безчинников крепко истязоваты, а преслушных и от церкви одлагаты».

А вот в 1769 году в полковую черниговскую канцелярию пришел указ императрицы Екатерины II, в котором также запрещалось проведение «застарелого игрища, называемого купалин огонь, которое законами давно пресечь и истребить велено». Естественно, в то время представители церкви также проявляли немалую бдительность в отношении празднования Ивана Купала, в том числе и на наших землях.

Рис.002
Иван Иванович Соколов, 1856 г., «Ночь на Ивана Купалу»

Так, 9 февраля 1770 г. из  Ахтырского духовного управления в Белгородскую консисторию был
прислан интересный рапорт о замеченном в Ахтырском уезде суеверии. 26 июня 1769 года священник Архангельской церкви города Ахтырки Михаил Зеньковский доносил:

«Прихожане мои, войсковой обыватель Иван Шейка и сын его Иван со товарищи учинили на улице, у ворот того Шейки, того же июня 24 дня, то есть в день рождества святого славного пророка предтечи и крестителя Господня Иоанна, богопротивные действа и поставили некоторого  идола, называемою «купала»  или «марина», одетого в женское одеяние и украшенного на голове цветами и от деревьев ветвями, пред коим поставлен был стол, а на том столе стояла неведомо с каким напитком стекляница; и пред оным идолом собраны были девки и пели богомерзкие песни...»

Затем священник указывает, что такое празднование в Ахтырке торжественно совершалось ежегодно. А местные жители для совершения купальского обряда приходили отовсюду именно к дому Ивана Шейки, под предводительством которого, между прочим, купальского идола затем носили по всему городу.
Началось следствие, длившееся целых семь месяцев. Однако результат был нулевой «за неявкою, по многократным требованиям многих, прикосновенных к тому делу лиц». В постановлении консистории от 8 марта 1780 года мы можем прочесть: «Но как в том доношении никакого к требованию обстоятельства не прописано и затем куда консистории писать и кому именно — неизвестно, то оному правлению в таковых случаях должно быть осмотрительну и недельными постановлениями консисторию не утруждать, под опасением, по указам, штрафа, чего ради правлению, без всякого извинения о том деле (т. е. суеверии) доношение в консисторию прислать…»

То есть, говоря современным языком, в Белгороде ахтырскому духовенству сделали выговор и попросили на эту тему больше не беспокоить, иначе будут штрафы. Видимо, именно поэтому в своих последующих рапортах те писали: «В городе  Ахтырке и во всем правлении ведомства никакого суеверия не делалось...»

Рис.003
Генрих Семирадский, 1880 г., «Ночь накануне Ивана Купалы»

Как ни хотелось церкви и властям запретить Ивана Купала, праздник этот у народа был популярен, и тема запретов стала постепенно сходить на нет. В 1907 г. в нашем городе была опубликована прекрасная книга украинского этнографа Петра Васильевича Иванова «Жизнь и поверья крестьян Купянского уезда Харьковской губернии».

Автор пишет, что, когда стемнеет, крестьянская молодежь из селений, расположенных недалеко от рек, собирается на берегу и разводит костер, большей частью из соломы. Однако в городе Купянск и больших торговых слободах костров не разжигают. Вместо этого ставят куст крапивы, чертополоха или волченицы. Иванов приводит тексты многочисленных купальских песен, а также описывает обычаи празднования в различных слободах, особо отмечая при этом замечательные свойства золы от купальского костра в нелегком деле защите от ведьм.

Благодаря этой книге жители Слободской Украины и сегодня смогут праздновать купальскую ночь так же, как праздновали 100 и более лет тому назад. Искренне радует, что традиции наших предков, невзирая ни на какие запреты и доносы, и по сей день живут среди нас.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ещё по теме:

Восемь ночей об истории одного города

Слободская Украина. Успеть увидеть

Немного о протестах в 1765 и 1767 годах

Немного об автомобильных авариях в 1913 году

Двадцать лучших зданий по версии 1953 года (продолжение)

опубликовано

9 июля 2018

текст

Антон Бондарев

фото

Инна Роменская

просмотров

972

поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: