Тема медицинской реформы — одна из самых обсуждаемых в украинском политикуме. В Министерстве здравоохранения настаивают, что систему нужно менять срочно и кардинально. Мол, протоколы лечения безнадежно устарели, качество услуг и оборудование в больницах оставляют желать лучшего, к тому же продолжительность жизни в Украине уже значительно ниже, чем в Европе. Противники изменений говорят, что после реформирования бесплатная медицина исчезнет, лечение будет стоить колоссальных денег, а больницы закроют.
Минздрав развенчал 10 распространенных мифов, связанных с медреформой.
Миф 1. Медицина станет платной и очень дорогой
«Бесплатной медицины в нашей стране не существует. 90% лекарств закупаются за личные средства граждан, — отмечают чиновники. — По данным исследований, каждый второй пациент отказывается от лечения или откладывает его из-за нехватки денег. Поэтому говорить, что медицина станет платной и очень дорогой, неправильно. Она уже сейчас — платная и очень дорогая».
Реформа вводит новые четкие правила в медицинской системе, одинаковые для любого гражданина. Для каждой медицинской услуги будет определено — оплачена она государством или нет, а если оплачена, то полностью или частично.
Безоплатной для пациента останется первичная помощь — услуги семейных врачей, терапевтов, педиатров. Государство на 100% оплатит ведение беременности, роды и лечение детей. Также оно позаботится об экстренной помощи для пациентов, которые попали в больницу из-за резкого ухудшения состояния здоровья (сердечный приступ, инсульт, острый аппендицит и т. п.), после ДТП или бытовой травмы. Безоплатной для пациента будет и паллиативная помощь. Прежде всего — адекватное обезболивание.
Лечение вторичного (специализированного) и третичного (высокоспециализированного) уровня также будут оплачиваться государством, но за отдельные услуги частично придется заплатить пациенту. На правительственном портале уверяют, что оплата будет гораздо меньше нынешней.
«Для дорогостоящего лечения, как и сегодня, будут существовать целевые программы, никуда не денутся программы по лечению онкологии, гепатитов, СПИДа и подобные им», — объясняют в министерстве.
Миф 2. Медреформа приведет к закрытию больниц и увольнению медиков
В законопроектах о медреформе нет ни слова о закрытии лечебных учреждений или сокращении медперсонала. На первом этапе реформы договоры Национальной службы здоровья будут заключены со всеми больницами. Но со временем конкуренция и принцип «деньги идут за пациентом» приведут к упорядочению сети медучреждений — маломощные, плохо оснащенные и слабо загруженные больницы будут перепрофилированы под реальные потребности населения, например, в реабилитационные, диагностические центры, хосписы, которые будут получать средства за конкретные услуги.
Лучшие больницы будут дополнительно технически и кадрово усилены, чтобы каждый, кто в них обращается, имел возможность получить качественную медицинскую помощь.
Что касается возможного увольнения врачей, то без работы могут остаться лишь те, к кому не захотят идти люди. Реформа будет способствовать тому, чтобы врачи конкурировали за пациента.
Благодаря децентрализации местные бюджеты будут иметь достаточно средств, чтобы улучшить сеть медучреждений, создать надлежащие условия для работы врачей, отремонтировать дороги к больницам, оплачивать дополнительные медицинские услуги для жителей громады. Государство со своей стороны выделит субвенцию на усиление опорных учреждений и перепрофилирование слабых и малозагруженных.
Миф 3. Села останутся без врачей
ФЛП никуда не исчезнут. Фельдшеры не будут заменять работу врача, но станут его сателлитами, помощниками для того, чтобы доступ к медицинской помощи был в самых отдаленных селах.
В 2018 году средняя выплата на первичном звене составит около 370 гривен на одного пациента, в 2019 — 450. За 2000 пациентов в 2018 году врач получит 740 000 гривен дохода, в 2019 — 900 000 гривен. В этот бюджет входит аренда, работа врача, фельдшера и медсестры, простые расходные материалы и частичное покрытие расходов по анализам. Лекарства в эту сумму не включены.
У местного самоуправления будут свои возможности для повышения качества жизни врача. Например, громада может построить качественную амбулаторию и жилье для врача, сдавать это жилье по одной гривне — это значительно облегчит поиск хорошего специалиста и приглашение его на работу.
Миф 4. Придется платить дважды: официально — в кассу и взятку — врачу
Поскольку будет определен тариф на услугу, основания давать взятки исчезнут. Государство напрямую оплачивает все необходимые расходы для оказания конкретной услуги.
Украинцы будут знать, сколько стоят услуги, и какие из них государство компенсирует полностью, а какие — частично. Все сооплаты будут официальными, прозрачными и открытыми.
«Отказ врача оказать помощь или выдать лекарства, входящие в гарантированный пакет медицинских услуг, любые требования со стороны медперсонала оплатить дополнительные неофициальные средства — преступление, за которое предусмотрена ответственность, в том числе уголовная», — уверяют на правительственном портале.
Миф 5. К врачу-специалисту можно будет попасть только через семейного врача
Каждый человек в случае необходимости сможет обратиться к любому врачу-специалисту без направления семейного врача и получить помощь. Но в этом случае пациенту придется оплатить полную стоимость услуг врача и лечения.
В министерстве объясняют: если же вы обращаетесь к профильному врачу по направлению семейного, стоимость вашего лечения и необходимых медицинских средств полностью или с небольшой сооплатой возместит государство.
Миф 6. Реформа противоречит Конституции
«Проект Закона «О государственных финансовых гарантиях оказания медицинских услуг и лекарственных средств» разработан в соответствии со ст. 49 Конституции Украины в системной связи со ст. 95 Конституции Украины. Ст. 49 Конституции Украины устанавливает, что государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания», — уточнили в Министерстве юстиции Украины.
В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно. Бесплатность, согласно решению Конституционного суда Украины от 29 мая 2002 г. No 10 — рп/2002 , состоит в том, что человек, получивший медицинскую помощь, не должен возмещать ее стоимость ни в виде каких-либо платежей, ни в любой другой форме. Указанное положение не запрещает возможности предоставления гражданам услуг, которые выходят за пределы медицинской помощи, за отдельную плату.
Согласно законопроекту о государственных финансовых гарантиях, медицинская помощь всегда и в полном объеме предоставляется гражданам за счет средств государственного бюджета. На первичном уровне и в случае наступления экстренной ситуации государство будет оплачивать 100% всего необходимого лечения и, что важно, медикаментов в соответствии с детализированным описанием. Это будет покрывать около 80% всех обращений за медицинской помощью.
На вторичном и третичном уровнях государство гарантирует 100% оплату медицинской помощи и частичную оплату других медицинских услуг и лекарственных средств, которые входят в состав лечения.
«Законопроект не предусматривает взыскания с граждан никакой платы за необходимую им медицинскую помощь. Медицинские услуги, выходящие за рамки медицинской помощи на вторичном и третичном уровне, могут оплачиваться совместно государством и гражданином (например, путем добровольного медицинского страхования)», — объясняют в МОН.
Например, медицинская помощь во время родов всегда покрывается государством. Вместе с тем, сооплата может взиматься за улучшенную одноместную палату или за вызов персонального врача. Таким образом, сооплата не будет барьером для получения помощи.
Миф 7. На реформу не хватит денег
«Конечно, реформы не бывают бесплатными. Нужны будут инвестиции на перестройку, переоборудование и перепрофилирование больниц. Нужны будут отдельные инвестиции в переобучение врачей, — говорят на правительственном портале. — Владельцы больниц и других медучреждений — города, районы, ОТГ — уже сейчас заинтересованы в развитии своей медицинской инфраструктуры. Поэтому правительство решило выделить на цели переоборудования и перепрофилирования учреждений отдельную инвестиционную субвенцию».
Согласно прогнозным данным, в течение 2018—2020 гг. ожидается устойчивый рост ВВП Украины в среднем на 3,19% в год. Введение официальной сооплаты за медицинские услуги предлагается начать постепенно, с поэтапным увеличением доли соответствующих поступлений по мере расширения услуг вторичной и третичной медпомощи, которые будут оказываться по новому принципу. Согласно проведенным расчетам доля расходов за счет официальной сооплаты не будет превышать 13,3% от общего объема расходов отрасли в 2020 году.
Миф 8. Реформа углубит «кадровый голод», врачей будет еще больше не хватать
Реформа наоборот создает финансовую мотивацию для молодежи идти в профессию врача. По статистике, в Украине насчитывается 31 врач на 10 тысяч населения, что сопоставимо с показателями европейских стран. Вместе с тем, действительно существует определенный дисбаланс в специализации: избыток стоматологов, акушеров-гинекологов, но дефицит семейных врачей. Медицинская реформа урегулирует эту проблему, ведь оплата за услугу и существенное повышение зарплаты в первичном звене позволит убрать дисбаланс на рынке труда.
Миф 9. НСЗУ — это финансовый «монстр», который будет распоряжаться 80 миллиардами гривен
НСЗУ (Национальная служба здоровья Украины) не владеет этими средствами. Деньги аккумулируются в государственном бюджете и хранятся на казначейских счетах. Национальная служба здоровья будет заключать контракты на закупку медицинских услуг и подписывать договоры с медицинскими учреждениями и врачами-ФЛП.
Модель Национальной службы здоровья имеет самые малые коррупционные риски, поскольку она как центральный орган исполнительной власти будет подконтрольна Счетной палате, КРУ и антикоррупционным органам НАБУ и НАЗК. В законе выписана прозрачная процедура выбора руководителя службы при помощи конкурса. Процедура схожа с выборами руководителя НАБУ.
Миф 10. НСЗУ не может предоставлять услуги и одновременно контролировать их качество
Это не так. Контроль качества услуг может быть разным — на уровне медицинской помощи и на уровне соблюдения условий договора. Если речь идет о врачебной ошибке, то в этом случае контроль остается за органом, который предоставляет лицензию — за Минздравом.
Если речь идет о качестве обслуживания, то это компетенция НСЗУ. Например, вместо 4-местной палаты, как это прописано в договоре, пациента положили в 6-местную или отказали в лекарствах, хотя за них уплачены бюджетные средства и они входят в стандарт лечения. То есть, НСЗУ заключает договор и проверяет его выполнение, так же как страховая компания проверяет выполнение условий страхового договора.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин