Снег выпал

Возможно ли живописными средствами так изобразить корку затвердевшего, нерасстаявшего снега, эту чуть подтаивающую слоистость, настолько четко, чтобы иллюзия нарисованного пейзажа превратилась в реальность? Это кажется немыслимым, но именно в этом наш с вами земляк не знал себе равных. Говорили, что «самый подлинный и необычайно осязаемый снег» получался только у него. У всякого пейзажиста, безусловно, есть любимое время года. Это время, когда дышится легко и живописные образы, подобно поэзии, слагаются быстро, слаженно и в рифму. И тогда начинает казаться, что кистью руководит уже не длань гения, а что-то потустороннее, благодаря чему оживает природа...

Рис.001

13 августа 1867 года в городе Волчанск Харьковской губернии родился на свет Божий Михаил Маркианович Гермашев (Бубелло).
В своем творчестве он добился столь поразительных результатов в технике письма, что его пейзажи были настолько натуральны, что некоторые считали их обманом зрения, иллюзией.

В 1892―1899 гг. Гермашев получает образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, будучи учеником самого И. И. Левитана. Так же его учителями были Алексей Саврасов, Илларион Прянишников, Владимир Маковский и Василий Поленов.

Рис.002

С 1894 г. начинает принимать участие в выставках (Академии художеств, Московского товарищества художников, Московского общества любителей художеств, Товарищества передвижных художественных выставок).

Но судьбоносным в жизни молодого художника суждено было стать 1897 году.

Тогда картина, написанная Гермашевым, «Снег выпал», на выставке в Москве вызвала интерес ценителей пейзажа. Она не просто получила первую премию Московского общества любителей художеств, но и сам великий собиратель живописи Павел Михайлович Третьяков обратил на нее внимание. Он упросил живописца продать этот холст, и после приобретения выставил картину в своей галерее.

Рис.003
Картина «Снег выпал»

Этот успех вдохновил живописца на создание других замечательных полотен. Одно за другим появились: «Незамерзшая река» (1898), «Вечер» (1901), «В марте» (1905), «Теплый день» (1908), «В глуши» (1911), «К весне» (1912) —и другие.

Рис.004 Рис.005

Михаил Гермашев становится постоянным участником выставок Московского товарищества художников, вращается в избранных творческих кругах Москвы и Санкт-Петербурга.

Престижный в то время петербургский журнал «Искусство и художественная промышленность» в 1902 году помещает крайне благожелательный отклик на произведения Гермашева, показанные в Москве на Седьмой выставке акварелей, пастелей и рисунков (ноябрь 1901 г.). В том отклике читаем: «Очень хорош «Дождливый день» Гермашева. На картине уголок города, дождь прошел, но чувствуется еще сырость воздуха, по небу плывут подозрительные облака, и можно ожидать, что дождь пойдет опять и опять. Пейзаж выдается изящной, выработанной техникой, что вообще свойственно господину Гермашеву, как художнику с определенным, сложившимся обликом».

Репродукции картин были настолько популярны, что печатались в журналах «Нива», «Живое слово», «Огонёк». Была даже выпущена серия открыток с картинами Гермашева.

Рис.006 Рис.007

В 1920-х годах Михаил Маркианович, как и многие наши другие талантливые земляки, навсегда покидает то, что осталось об бывшей империи и поселяется в Париже.

Там он по-прежнему много и плодотворно работает, его картины популярны… Но успех художника у парижской публики имел страшную тайну. По договору с французским коммерсантом Леоном Жераром Гермашев был обязан поставлять в его картинную лавку каждый месяц по две картины, причем на заданную тему. На продаже картин богател лишь заказчик, продавая их за три-четыре цены, тогда как художник все больше и больше превращался в ремесленника, работающего не для души, а ради заработка. Получаемой скудной платы Михаилу Маркиановичу едва хватало, чтобы приобрести необходимые холст и краски. При этом его картины, проданные за большие деньги, уплывали в Англию, Аргентину и Австралию. Однако в 1927 году Гермашев все же смог выставить свои лучшие холсты в салоне Национального общества изящных искусств.
Увы, старость талантливый слобожанский живописец встретил в бедности ― она сопровождала его на чужбине до конца дней. Революция поломала множество судеб, и эту тоже. Михаил Маркианович Гермашев умер во Франции в 1930 году. Его простая живопись, наполненная оттенками легкой грусти и щемящей тоски, и по сей день является творением скорее для души и одинокого наслаждения, но никак не для шумной и непонимающей толпы. Всмотритесь в картины нашего земляка. Даже в наше время мало какая фототехника в состоянии так воспеть снег, как это делал в своих картинах один из величайших «художников зимы».

ещё по теме:

Стрип-клуб судится с жильцами дома за «испорченную» репутацию

«Україна єдина»: как прошел День Соборности в Харькове

Как активисты отправляют животных на ПМЖ за границу

43-метровый украинский флаг на линии соприкосновения

День Соборности в Харькове. Фоторепортаж

опубликовано

3 января 2017

текст

Антон Бондарев

просмотров

477

поделиться