О поздравительных открытках начала XX века и великом слобожанине

На этой неделе многие из нас, поздравляя родных и друзей с Новым годом, будут дарить или присылать в соцсетях поздравительные открытки.

Однако в те далекие времена не всегда люди могли сделать это лично. Телефонов и интернета, как мы знаем, тогда не было. Да и открыток, кстати, 118 лет назад как таковых еще не существовало.

Мало кто знает, что только в 1898 году на территории Российской империи в преддверии Пасхи были изданы первые художественные «открытые письма».

Наша с вами любимая Слобожанщина, кстати, имеет к этому самое что ни на есть прямое отношение. Ведь создателем этих красочных и оригинальных поздравительных карточек, давших возможность тысячам людей обменяться, несмотря на расстояния, фразой «Христос Воскрес!», был дворянин Харьковской губернии, внук основателя Харьковского университета — Николай Николаевич Каразин.

Поэтому в эти праздничные дни особенно хотелось бы вспомнить его.
Николай Каразин родился в 1842 году в своем родовом имении ― слободе Ново-Борисоглебской (ныне село Кручик) Богодуховского уезда. Однако ни памятника, ни мемориальной доски на родине нашего выдающегося земляка вы не увидите, хотя он и был признан в свое время одним из самых гениальных и талантливых художников Российской империи.

На первых открытках изначально оборотная сторона предназначалась только для адреса.

Специального места для письма не предусматривалось. Что только не делали художники того времени, в частности, и Николай Каразин, чтобы наши предки могли написать свои пожелания!

Рис.002 Рис.003 Рис.004

Только 1 февраля 1904 года Всемирный почтовый союз разрешил разделить адресную сторону на две части: правая сторона оставалась непосредственно для адреса, левая ― для письма. На лицевой стороне оставлять место перестали. Однако привычка-то у художников осталась. В силу этого открытки, где на лицевой стороне написан текст, можно приобрести и по сей день. Вот как это выглядело чуть более 100 лет назад:

Рис.005 Рис.006 Рис.007

Ясное дело, что создавать самые первые художественные открытки, да еще и с пасхальной тематикой, серой бездарности не доверили бы.

Газеты того времени, вспоминая о Николае Каразине, отмечали, что «в Империи едва ли найдётся иллюстрированный журнал, который не привлёк бы когда-либо к сотрудничеству Каразина. Так как для него нет такой темы, которую он не смог бы изобразить».

Помимо создания большого числа открыток, газетных и книжных иллюстраций, Николай Каразин находил время на написание приключенческих романов, сказок и необыкновенно красивых картин.

Рис.008 Рис.009 Рис.010

Многогранная деятельность нашего земляка Николая Каразина ― это уже совсем другая история, однако одну крайне веселую байку, связанную с ним, невозможно в этой статье не упомянуть.

Проучившись всего год в императорской Академии художеств под руководством известного баталиста Б. П. Виллевальде, Н. Н. Каразин после конфликта с ректоратом академии был исключен из нее. Впоследствии он часто рассказывал об этом эпизоде. До нас он дошел в воспоминаниях Александры Петровны Шнейдер — художницы, с которой Каразина связывала многолетняя дружба. Этот рассказ весьма интересен, имеет смысл привести его полностью.

«На курсе была задана тема из Библии: «Посещение Авраама тремя ангелами». Каразин трактовал ее реально: нарисовал палатку, трех странников, сидящих у стола, Сарру прислуживающую и Авраама, беседующего с ними. За такую трактовку темы он получил от жюри следующее замечание, написанное на самом рисунке (он уже издали увидел эту надпись, проходя по выставке к своему рисунку): «Отчего Вы лишили ангелов подобающего им украшения — крыльев?», Каразин немедленно схватил карандаш и написал: «Потому что считал Авраама догадливее академиков, и что если бы он увидел ангелов с крыльями, то тотчас же догадался бы, кто они такие». За что и был немедленно в 24 часа исключен из академии».

Вот такое оно, слобожанское остроумие. Вообще же в повествовании о Николае Каразине есть один существенный недостаток: трудно остановиться. Ведь сей достойный муж прославился не одной только живописью и авторскими рисунками для открытых писем. Занимался он иллюстрациями газет и журналов, офомил огромнейшее количество книг, кроме того, был автором сказок и приключенческих романов. Даже на продукции одного из самых известных фарфоровых заводов ― завода братьев Корниловых, можно встретить его неповторимые рисунки. Так что продолжение историй о нашем любимом городе и его жителях обязательно последует в следующем году!

ещё по теме:

Детектив: что мы знаем и чего не знаем о стрельбе на Алексеевке

Харьковские подземелья в объективе «Накипело»

От разрухи до стандартов НАТО: как реформируют украинскую армию

Що залишив Тичина у спадок Харкову? Розмова в літмузеї

ДТП на Салтовском шоссе: виновник признался, что был пьян

опубликовано

28 декабря 2016

текст

Антон Бондарев

просмотров

654

поделиться