Армен Калоян — режиссер-постановщик ХНАТОБ им. Лысенко, доцент кафедры оперной подготовки ХНУИ им. Котляревского, режиссер-консультант многих театров Харькова. Это человек, который полностью пропитан театром. Редакция «Форума» встретилась с Арменом Миграновичем, чтобы поговорить, конечно же, о театральной жизни и о том, чем живут сегодня студенты университета искусств.
– Что сегодня в театре нового? Чем живет ХАТОБ?
Начался сезон в ХАТОБе со скандала. В связи с тем, что в театре ставили новое световое оборудование – световой пульт, театр ушел на простой. Это давно уже должны былы сделать власти города.
На востоке Украины мы остались единственным крупным оперным театром. Была в Донецке опера. Она по-прежнему работает, но не представляет Украину. Сейчас у нас стал художественным руководителем балета Писарев, который был руководителем Донецкого театра. Для нашего театра – очень большая находка. Некоторые фестивали он переносит сюда.
Омолаживается состав: премьеру «Кармен» пела Наталья Матвеева из Донецкого театра, пришли Сергей Гонтовой и Вероника Коваль. Они не хотят работать на «ДНР», приехали к нам в Харьков.
— Насколько справедливо утверждение о том, что Харьков — культурная столица?
Здесь можно сделать огромное количество площадок, например, для джаза — денег нет. В Харьковском оперном театре элементарно холодно. С точки зрения новых технологий театр требует серьезного переоборудования, а ведь оперный театр — лицо города.
Я возьму любой театр: ТЮЗ — театр для детей — детей туда привести страшно, там течет крыша. Единственный внешне презентабельный театр — драматический театр им. Пушкина (спасибо, Царство Небесное, Александру Сергеевичу Барсегяну). Другое дело, что актеры там разучились работать.
Легендарный театр им. Шевченко — один из первых в Украине, но аппаратуры там нет. На театре огромная трещина идет через все здание. Он может рухнуть в любой момент. Театр оперетты в аварийном состоянии. Еще много над чем работать и работать.
— Вы много ездили по миру, были и в Европе, и в Азии. Какие новации Вы привезли в Харьков? И как их приняли харьковские актеры?
За границей очень много интересных оперных спектаклей. Статический жанр там уже не интересен. В опере голос главный, да. Но скольких из зрителей вы знаете знатоков оперы? Людям интересен театр.
Чтобы привлечь молодого зрителя, должен быть экшн. Музыка должна совпадать с визуальной картинкой, то, что происходит в The Metropoliten Opera, например. Я считаю, что моя новация — я заставляю физически работать хор. Хор — огромное действующее лицо.
Если раньше с опаской артисты меня принимали, то потом они поняли: хор — действующее лицо, каждый из них — действующее лицо спектакля. Я внес очень много пластических решений. Я считаю, в этом моя победа. Артист выходит со сцены мокрый, потный, но такой счастливый — зритель принимает!
Второе — мы ушли от рисованных декораций. Декорация – тоже действующее лицо. Впервые художник Александр Лапин, он же солист, сделал спектакль, как мне хотелось. Он выступил и художником по костюмам. Впервые вижу на сцене то же, что и на макете. Декорация должна быть условная, образная, мобильная — это тоже новация.
Впервые художники по свету высветили артистов. Как-то раньше высвечивали декорации, а артист получался плоский. А сейчас артист наконец-то получился выпуклый, объемный (улыбается).
Много качественного сегодня можно найти в интернете. Что, на Ваш взгляд, хочет видеть зритель в театре? К чему он тяготеет?
Именно поэтому я много езжу по миру, много смотрю, чтобы быть в тренде. Даже у нас, в Харькове, есть шикарные театры: «Театр прекрасные цветы», «Театр 19», театр «Может быть», театр «P.S.», а какой у нас театр им. Шевченко! Здесь действительно искусство. Взять театр кукол, например, «Чевингур».
Опера тоже конкурирует. Да, здесь идет борьба поколений. Старшее поколение мы уважаем, но ориентироваться на их мнение однозначно нельзя. Необходимо создавать новое. Зритель приходит в театр, чтобы увидеть больше того, что он может себе представить в голове. В оперу зритель приходит увидеть музыку!
Вы выступаете как режиссер-консультант в других театрах. Что Вам интереснее всего?
Мне интересно все, что касается театра. Есть некие знания, и я готов ими делиться. Мне всегда интересно работать с другими хорошими режиссерами, учиться у них. Мне интересно принять концепцию и другого режиссера. Я начинаю любить его спектакль, как свой спектакль.
Работа с Игорем Ладенко в спектакле «Гамлет» меня обогатила. Работа с Бакировым в театре Шевченко (спектакль «Сон в летнюю ночь») — большое счастье. Мы работали друг в друга. Театр «Прекрасные цветы» близкий по духу для меня театр — театр выразительного средства. Работа с такими людьми обогащает. Каждый театр чем-то отличается.
Харьков на самом деле очень богат. Я знаю, что в Доме актера есть 80% спектаклей, на которые стоит ходить! Хорошо, что есть такой человек Сергей Анатольевич Бычко, который держит под своим крылом артистом. Дом актера — это для нас реально дом.
Последние два года очень сложные. Они Вас подстегивают?
Великая Отечественная война, блокадный Ленинград. Шестакович создает гениальную симфонию. Музыканты играют, делают творчество в чистом его виде. Никто денег не просит. Сколько всего прекрасного делают наши волонтеры. Искусство объединяет.
А за счет чего выживаете? За счет энтузиазма?
Ни за счет. А вопреки! Артисты — сумасшедшие люди, так было всегда. А ведь очень хочется пожить хорошо: то у нас война, то мы восстанавливаемся…
Общаясь со студентами, как Вы думаете, чего они хотят? Что самое важное из Вашего опыта пытаетесь им передать?
Я их приучаю любить театр, приучаю: век живи — век учись. Работая в театре, каждый день надо учиться. Даже народные артисты оперетты, начинают день с того, что учатся петь! Артист — всеобъемлющий человек, который постоянно находится в творческом процессе. Для артиста каждый новый спектакль — испытание. Он должен уметь всегда принимать новое. Плохой опыт — тоже опыт. Замечательно и интересно работать с разными режиссерами.
Насколько студенты это принимают?
Есть разные студенты. Но я считаю своей заслугой, что после работы со мной они влюбляются в театр и после института приходят в оперетту. Я очень рад, что большая часть выпускников института искусств – уже состоявшиеся артисты оперного и драматического театра. Нет в Харькове такого театра, где нет моих выпускников. Многие уже стали моими приятелями, коллегами.
Анна Меженина, Харьковский кризисный инфоцентр
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин