В Харькове пилоты-волонтеры организовали санитарную авиацию. Острые приступы болезни, тяжелые травмы или сердечные приступы — пилоты принимают вызов и спешат на помощь на собственных самолетах. На их счету уже десятки спасенных жизней.
Впервые пилоты объединились в 2014 году, когда создали добровольческий авиационный отряд, а в 2016 году на его базе появился «Гражданский воздушный патруль».
Первый вылет мы выполнили на День Конституции. Зачепиловка, ребенок пяти лет, черепно-мозговая травма. Мы к этому готовились, знали, что будут такие вылеты, но каждый раз — это неожиданность. Приехал врач анестезиолог, сел в самолет, летим. Это была новость для всех: и для врачей, и для нас, и для пациентов, — вспоминает пилот, глава общественной организации «Гражданский воздушный патруль» Юрий Покусай.
За 2017 год пилоты выполнили 31 вылет, а начиная с июня 2018 — шесть. Пилоты сотрудничают с силовыми структурами, Минобороны и Центром экстренной медицинской помощи и медицины катастроф. Есть четыре условия, при которых они летят на вызов: расстояние более 100 километров, заболевание, требующее скорейшей доставки в больницу, детский возраст и наличие взлетно-посадочной полосы.
Когда эти четыре маркера совпали, старший врач звонит дежурному по нашему подразделению. На принятие решения в среднем уходит до пяти минут, — объясняет Юрий.
На аэродром выезжает «скорая» с врачом. Там уже находится экипаж. В каждом районе, куда санавиация выполняет вылеты, есть человек, который выезжает на местный аэродром и оценивает состояние взлетно-посадочной полосы. После этого самолет взлетает.
Долететь до места, куда машина добирается за три часа, у пилотов получается менее чем за час. К примеру, в Лозовой они оказались через 49 минут, а с аэродрома «Сокольники» эвакуированного ребенка доставили в больницу уже через семь минут.
Каждый вылет запоминается на всю жизнь. Невозможно передать словами ощущение, когда ты спас пациента, ребенка, — говорит Юрий Покусай.
Он шутя замечает, что самолет сам по себе обладает терапевтическим эффектом.
Когда прилетает самолет на какой-то из аэродромов, нужно видеть реакцию местных жителей. Несмотря на состояние пациента. Вы понимаете, самолет прилетел!, — рассказывает пилот.
Один полет обходится в пять-шесть тысяч гривен. Кроме того, чтобы обеспечить безопасность пилотов и пациентов, санитарные авиаторы должны контролировать состояние местных аэродромов. Для этого они каждый месяц проезжают на служебном авто более 3 000 километров. Для людей помощь санавиации бесплатная. С деньгами помогают харьковские волонтеры. Когда общественных средств не хватает — летят за свои.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе свежих новостей.
Оперативні та перевірені новини з Харкова