Вокруг Shum: рейверы и Донбасс - Накипіло
Історії

Вокруг Shum: рейверы и Донбасс

  • Виктор Пичугин
  • Игорь Лептуга, Влад Лященко
  • 2 Липня 2020

От городов Донбасса не ждешь ничего. Депрессивный регион. Машина въезжает в Донецкую область. Трава на обочинах — желтая. Люди — не улыбаются.   

Блокпост. Выключаем регистратор на всякий случай. Полицейский подходит к машине, заглядывает в салон. Показываем паспорта, удостоверения журналистов — «Хорошего пути!».

camera all.00 01 08 04.Still015

Едем  мимо первого въезда до перекрестка на Краматорск. Тут дорога получше.  Видим изрешеченный  пулями знак, традиционное место для съемки. Рядом стандартное придорожное кафе. Люди в камуфляже без знаков различия пьют растворимый кофе. На поднимающийся коптер смотрят с интересом, но не подходят с вопросами «А сколько стоит?» и «Далеко ли летает?».

Машина выезжает к месту, где проходит вечеринка «На карантині з Plan B x Donbas». Через асфальт проглядывает брусчатка. Локация — секрет, нас попросили не рассказывать, чтобы не делать слишком популярной.

SJuZhET.00 03 18 02.Still005

Внутри — суматоха перед концертом. В полутьме видим только силуэты перед ноутбуками и пультами, слышим переговоры на звукорежиссерском сленге. На людей с камерой никто не обращает внимания. Выхватываем из темноты Евгения Скрипника, парня с длинными волосами, который органично смотрелся бы на вечеринке в харьковском «Животе» или в киевском «Клоузере».

Женя — организатор Shum.Rave, и он ведет нас по «местам боевой славы». Идем к первой локации — бару, который пару лет назад назывался E-bar. Рядом — гастроном и парикмахерская. Бар закрыт. Женя на фоне пыльного роллета рассказывает, как начинался Shum.

camera all.00 30 38 30.Still008

«В городе не было нормальных вечеринок — таких, где ты можешь чувствовать себя свободным. Мы решили провести техно в Славянске, чтобы каждый, кто хочет отдохнуть культурной ночной жизнью, смог это сделать. Я начал  организовать мероприятия на фестивале «План Б». И в какой-то момент в Славянске открывается E-bar. Его совладелец и бармен Эдвард очень сильно любил вечеринки, поэтому горел идеей: „А давайте что-до делать!“, потому что бар в жилом помещении, работает до 23:00, а после — и пойти некуда», — рассказывает Женя.

«Люди должны здесь привыкнуть к запросу на хорошую жизнь. К тому, что ты можешь требовать качество, если платишь деньги. Здесь куча возможностей на самом деле. Многие этим не пользуются только потому, что не верят в себя», — говорит Женя.

В небольших городках молодым людям часто нечего делать: они или уезжают, или пьют и ходят по дискотекам, где играет попса. На Shum.Rave посетители становятся частью команды. Например, посетительница первой вечеринки снимала на пленку третий «Шум».

В Славянске жарко. Солнце плавит асфальт и четверых нацгвардейцев, проходящих мимо. Они окидывают нас ленивыми взглядами и бредут дальше.

«Техно не моя музыка», — говорю Жене. Он в ответ называет несколько групп, все есть у меня в плеере.

После первого «Шума» ребята искали локацию побольше и перебрались в заброшенный дом. Там было холодно, прогревали помещение инфракрасными обогревателями. Третий рейв прошел на местной концертной площадке, и организаторы вышли в ноль за счет выручки от билетов. Правда, цену пришлось поднять.

camera all.00 21 24 40.Still009

«Легко ли быть патлатым диджеем на Донбассе?», — спрашиваю Женю.  Он, похоже, не понимает вопрос и улыбается.

«Вроде никогда не было проблем. Ты, когда к нам приходишь, ты можешь быть свободным. Не важно, как ты выглядишь: можешь быть патлатым, можешь быть лысым, с волосами покрашенными в разные цвета... Важно, что представляешь из себя», — говорит Женя.

Даша Заровная из Дружковки — тоже диджей. Жила в Харькове, училась в «Культуре звука». Вернулась в Дружковку, познакомилась с Женей Скрипником и стала резидентом Shum.Rave. 

SJuZhET.00 00 38 05.Still004

«Многие люди, я в том числе, когда-то была среди них, говорят что „мне не важно, что происходит в городе, я поехала туда, где происходит то, что мне нравится“. А потом, всё равно, как ни крути, ты возвращаешься в свой город. Едешь домой с такой мыслью: „Да, это мой родной дом, но что там делать?“ И, мне кажется, именно сейчас ко мне начинает приходить это осознание, что пора там что-то делать. Если не сделаешь ты, то не сделает никто», — рассказывает Даша.

В местном парке многолюдно, на стадионе подростки играют в футбол. Коптер взлетает, и я начинаю завидовать Славянску. Город утопает в зелени и солнце. Парк ухожен и чист. Видно, что его приводят в порядок, избавляются от унылого советского наследия. Сопротивляется только колесо обозрения — ржавые кабинки, исписанные  маркером, словно прячутся от солнца и ремонта.

kopter.00 15 02 09.Still001

В 2014 году Коля Дорохов вместе с другими волонтерами восстанавливал разрушенные во время боев дома в Краматорске. Там и сформировалась тусовка людей, которые хотели менять город.

Коля координирует работу хаба «Вільна хата» в Краматорске. За пять лет работы «Вільна хата» стала притягивать волонтеров, образовательные проекты и подростков, которым развлечений в Краматорске — мало.

«Так сложилось для нескольких поколений, что у нас в регионе люди страдали. Сначала в СССР. Там было очень много всяких репрессий, люди замыкались из-за этого. Потом 90-е, кризис, у людей нет денег, начинается бандитизм, люди еще больше закрываются. Потом началась война, произошел какой-то кризис человечности, мне так кажется. Нужно что-то с этим делать, и мы это начали в своем городе», — говорит Коля.

camera all.01 27 22 45.Still011

Записываем еще одно интервью — с  Константином Одинцом, создателем школы диджеев в Торецке. Константин — сисадмин, до войны организовывал вечеринки в Донецке. Однажды его позвали знакомые побыть диджеем на «Толоке», когда местные жители собрались, чтобы убрать парк. Там  Константин увидел, что людей интересует электронная музыка и стал учить диджеев. 

«Люди измученные. Если вы попадете в Торецк, Новгородское и посмотрите на лица этих людей, то поймете, что их нужно чем-то отвлекать. Потому что есть огромный отпечаток, который наложили боевые действия, политические обстановки, кризисы. Я думаю, что первая причина, чтобы стало всем лучше, должны появляться люди, которые чему-то могут учить, что-то показывать, продвигать и дарить», — говорит Константин.

В студии играет сет DJ Пуля, на ней футболка «Весь мир Донбасс, а люди в нем — шахтеры». Девушка  играет на фоне зеленого фона, на который в трансляции проецируется видео.

SJuZhET.00 06 49 01.Still007

«Я думаю, что культура и музыка в частности — объединяющий элемент. Музыка может объединить весь мир», — резюмирует Констатин.

Мы хотим выехать из Славянска так же, как и заезжали, но сворачиваем не на той улице. Катимся по трассе, на которую не попали утром. Асфальт — идеально гладкий.

На блокпосту полицейский осматривает салон. 

— Все хорошо, ребята?

— Да.

— Удачной дороги.

Я привык смотреть на Донбасс через дырки от пуль в указателе «Славянск». В моем воображении тут не было места для рейвов, ухоженных парков и организаторов вечеринок с волосами ниже стереотипного стандарта. Тут должно быть страшно, трава должна быть желтой, асфальт плохим, а люди — хотеть уехать в города посветлее.

Но в реальности все по-другому: сюда возвращаются из больших городов, чтобы менять регион и лечить его раны от войны и всеобщего наплевательства. Настоящий Донбасс встает из руин и строит новое, а вечером — танцует на рейвах. Трезвый.

Техно — не моя музыка и не Донбасса. Но и я, и он постепенно меняемся.

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова