В Донецк — через Крым. Как и зачем ехать в Донецк через оккупированный Крым - Накипіло
Події

В Донецк — через Крым. Как и зачем ехать в Донецк через оккупированный Крым

Этот материал впервые опубликован нашими коллегами из Реальной Газеты.

Из-за практически не работающих КПВВ попытки попасть в оккупированные Луганск или Донецк напоминают запутанный квест, выполнить который либо сложно, либо невозможно вообще. Например, людям с регистрацией в ОРЛО проще: КПВВ «Станица Луганская» работает каждый день, в отличие от «Еленовки» в Донецкой области, через который пускают только два раза в неделю.

Но если у вас нет «прописки» на неподконтрольной территории, то любой пункт пропуска преодолеть получится только после разрешения из «межведомственного штаба» группировок «ЛДНР». Получают такой пропуск от недели до месяца. А если в условный Донецк надо попасть как можно быстрее, то едут через Россию – при наличии украинского загранпаспорта. Если же «заграна» нет, то перевозчики предлагают альтернативный маршрут – через оккупированный Крым.

 

Журналисты Реальной Газеты под видом переселенцев, которым очень нужно попасть в Донецк, пообщалась с диспетчерами перевозчиков, ездящих на оккупированную территорию через Крымский полуостров.

Как правило, радостные события не заставляют переселенцев нарушать закон и ехать в Донецк таким путем. Дорогой через Крым пользуются те, у кого родственники умерли или находятся в критическом состоянии или же возникли срочные проблемы с имуществом, а украинского паспорта для выезда за границу нет. Например, переселенка Кристина обратилась за помощью в одну из тематических групп в социальных сетях. Умер родственник, загранпаспорта не было – сразу же посоветовали телефоны перевозчиков, которые возят через Крым. В ее случае это был единственный выход.

В Донецк — через Крым. Как и зачем ехать в Донецк через оккупированный Крым

Адская поездка

В телефонном разговоре диспетчера перевозчиков подтверждают: без загранпаспорта въехать в Донецк можно только через оккупированный Крым. Это займет не меньше 30-36 часов и будет стоить от 4000 до 5000 гривен. Исходные точки разные и зависят от дня и наполняемости автобуса. Бус может ехать из Киева, Харькова, Славянска или Изюма. Путешественника везут на автобусе до КПВВ «Чонгар» или «Каланчак». Потом — пеший переход длиной в 500 метров. После перехода административной границы путников встречает другой бус перевозчиков, который, если верить диспетчерам, довезет до Донецка без пересадок. Ехать придется через Крымский мост, Краснодарский край, Ростовскую область и КПВВ «Успека». Впрочем, пункт пропуска при въезде в ОРДЛО может меняться: водители созваниваются друг с другом и уже в пути выясняют, где меньше очереди на границе.

В Донецк — через Крым. Как и зачем ехать в Донецк через оккупированный Крым
Пункт пропуска «Каланчак»

Перед прохождением границы водители инструктируют, что нужно отвечать. Например, когда въезжаешь в Крым, нужно говорить, что это и есть конечный пункт назначения. Отвечать, что едешь транзитом, категорически нельзя.

Одна из диспетчеров делится с нами тем, что не говорят в рекламе. Выехать нужно тем маршрутом, каким приехал. «Как вы заехали, так вам и выезжать надо. При следующей такой форс-мажорной ситуации вы уже не сможете так заехать в Донецк, ведь вы в Крыму. Нужно поставить «въезд – выезд»», — настойчиво объясняют нам и предупреждают, что это будет адская многочасовая поездка.

Таким образом, бюджет на дорогу с заявленных в начале 4500 грн в итоге сразу вырастает до 9000 грн.

Однако мнения относительно того, как лучше возвращаться из ОРДО расходятся. Другая наша собеседница убеждает, что возвращаться можно через территорию России. Якобы она не раз сталкивалась со случаями, когда людей не штрафовали за такое пересечение.

«Самое смешное, что когда вы будете выезжать, то вопросов к вам не будет. Много случаев, когда водители выезжают через Крым, а потом, когда они заезжают через «Меловое» или «Гоптовку», то по погранбазе они проходят как те, что въехали на территорию России, а теперь выезжают оттуда. Так что проблем у вас не будет», — рассказывает диспетчер, но пояснить принцип действия этой схемы не может.

Мошенники против находчивых путешественников

В социальных сетях потенциальных путешественников через Крым предостерегают от мошенников. Так, вместо обещанного перевозчиками буса после пункта пропуска в Крыму могут пересадить на обыкновенный рейсовый автобус. С переселенца берут оговоренную вначале сумму в несколько тысяч гривен, но потом оказывается, что пассажиры без предварительной договоренности едут на порядок дешевле – за 1600 рублей (около 600 гривен).

В Донецк — через Крым. Как и зачем ехать в Донецк через оккупированный Крым

В социальных сетях предлагают экономить и ехать «своим ходом»: поездом до Херсона – оттуда автобусом до КПВВ «Каланчак» (это около 120 грн), а оттуда – рейсовым автобусом до неподконтрольного Донецка (стоит те же 1600 рублей, то есть примерно 600 гривен).

Интересно, что даже сами перевозчики признают: дорога продолжительностью почти в двое суток выматывает и стоит недешево, поэтому сразу советуют оформить загранпаспорт.

Если есть «загран», то дорога будет проще и дешевле. С его помощью можно приехать в Донецк через Россию. Тогда ехать придется меньше суток.

Но только в случае с переселенцами быстро оформить документы не получится. Вместо обещанных 3 дней ВПЛ оформляют документы не менее недели. Некоторым приходится прилагать усилия и нести дополнительные документы, чтобы подтвердить свою личность.

Переселенцы рассказывают, что список дополнительных документов, которые нужно принести, не регламентируется никем и нигде заранее не прописан. Например, сейчас стали требовать выписку из реестра избирателей, которая должна подтверждать место жительства человека. Чаще всего переселенец узнает об этом уже когда пришел в миграционную службу с пакетом документов.

«Вообще из-за того, что ты переселенец, оказывается, что нет никакого финального алгоритма по документам. Например, если есть прошлый загран, то этого достаточно, если это первый загран, то нужны права с фото, если нет прав, то вот такой-то документ можно. Из-за этого они просят сразу все, что у тебя теоретически может быть, поэтому и требуют лишние справки», — поясняют переселенцы, которые недавно получали паспорта для выезда за границу. Эта практика проверки личности применяется уже с 2014 года.

При этом в каждом отделении миграционной службы может быть свой список необходимых документов.

Как ехать, если загранпаспорт есть

Перевозчики предупреждают, что без соответствующей регистрации въехать на территорию ОРДЛО или выехать оттуда не получится. Если вместо паспорта «книжечки» есть ID-карта, то «прописку» нужно подтверждать адресной справкой, выдаваемой украинской миграционной службой.

Если с въездом в Луганск все проще, то для проезда с подконтрольной территории в сторону Донецка необходимо получить разрешение «межведомственного штаба». Однако ждать такого решения, особенно если нет регистрации в ОРДО, приходится долго. Иногда – неделями.

В Донецк — через Крым. Как и зачем ехать в Донецк через оккупированный Крым

При въезде также нужно заполнить бланк-согласие на прохождение обсервации в больнице. Обсервацию можно заменить платным тестом на коронавирус. Если результат отрицательный, то по правилам нужно побыть на самоизоляции дома, если положительный – нужно ехать на обследование в стационарное отделение больницы.

На единственном работающем пункте пропуска в Луганской области — КПВВ «Станица Луганская» — есть свои преграды. Во-первых, через КПВВ в направлении Луганска могут пройти только те, у кого есть «луганская прописка». Во-вторых, на украинском пункте пропуска путешественники должны установить приложение «Дій вдома». Тем, что большинство путешественников – люди пожилые, пользуются мошенники, которые берут за установку приложений деньги.

Ирина – переселенка из Луганска. Недавно ее мама ехала к ней в гости через КПВВ «Станица Луганская». Самостоятельно установить приложение для самоизоляции она не смогла, но «помощники» предложили установить его за 100 гривен.

«У неё были проблемы с настройкой геолокации на телефоне (это мы уже тут поняли и настроили) и программа давала сбой. То есть она обошла там всем возможных с вопросом, как решить проблему, но никто из этих платных ребят не знал, что делать. То есть их «услуга» — это тупо скачать программу и все», — жалуется переселенка.

Волонтеров, которые помогали бы бесплатно, мама Ирины в тот день не видела.

В Донецк — через Крым. Как и зачем ехать в Донецк через оккупированный Крым

 

Пункт пропуска «Успенка»

Что говорят правозащитники

Юристка-переселенка из Донецка Татьяна Иванова, которая недавно вошла в состав украинской делегации в Трехсторонней контактной группе, говорит, что о нарушении группировками гражданских прав на свободу перемещения можно говорить только относительно, ведь квазиреспублики не имеют отношения к любым законам.

«И в национальном законодательстве, и в международном есть пункт о свободе проживания и свободе перемещения. Но это касается государств, которые признаны международными сообществами и имеют международное ратифицированное законодательство. Тогда свобода перемещения существует, хотя она не абсолютна. Но у нас есть оккупированная территория, на которой вообще не действует никакое законодательство. Квазиреспублики, которые есть там, не признаны международным сообществом и не являются законными образованиями. По сути, это бандформирования, поддерживаемые государством-агрессором Российской Федерацией. На них не распространяется международное законодательство, поэтому нельзя говорить, что там можно ввести какие-то ограничения, потому что их законы никем не признаются. Любые их действия априори незаконны, потому что они не подчиняются никаким законам», — комментирует ситуацию Иванова.

Но с гуманитарной точки зрения фактическое закрытие КПВВ можно рассматривать как пытки: оставшись без возможности получить пенсии и нормальную медицинскую помощь, жители ОРДЛО страдают.

В Донецк — через Крым. Как и зачем ехать в Донецк через оккупированный Крым

 

КПВВ «Счастье». Группировка «ЛНР» туда не пускает людей

«Если рассматривать гуманитарную составляющую, то это пытки населения. Потому что люди нуждаются в медицинской помощи, которую там не могут оказать. Там нет специалистов, там нет медикаментов, оборудование, которое там было, ломается, нет запчастей, чтобы его можно было отремонтировать. Естественно, там не могут отказать надлежащую помощь. Люди нуждаются в выезде для лечения. Люди нуждаются в выезде для получения образования, документов, пенсии», — говорит юристка.

О перспективах сложившейся ситуации говорить сложно. Вопрос открытия пунктов пропуска на переговорах Трехсторонней контактной группы поднимается постоянно, но безуспешно.

«В Минском формате этот вопрос поднимается на каждом заседании. 10 ноября 2020 года Украина открыла все семь КПВВ со своей стороны. И с 10 ноября 2020 года и ОРЛО и ОРДО делают все, чтобы КПВВ не открылись. На КПВВ «Счастье» с украинской стороны сейчас построена вся инфраструктура. Там стоит ЦПАУ, там есть отделение банка и отделение почты, медицинский пункт. Сейчас ничто не препятствует той стороне открыть КПВВ для пешеходного перемещения граждан. Сначала были претензии с той стороны, что расстояние по «серой зоне» будет три километра. Украина согласовала выделение автобусов. Украина согласовала графики. Потом возникли вопросы: кто будет отвечать за уборку территории и расчистку снега. Украина взяла на себя ответственность за расчистку территории. Украина согласовала абсолютно все, чтобы украинские граждане могли попадать на территорию «ЛНР» и чтобы наши граждане могли выезжать с той территории», — рассказывает Татьяна Иванова.

Теперь группировка «ЛНР» требует конвой для охраны территории. У юристки есть предположения, почему КПВВ в Счастье все никак не откроют.

«Я думаю, причин не открывать КПВВ там две. Одна причина — я не могу ее подтвердить, потому что у нас нет доступа на эту территорию — инфраструктура для принятия людей там не готова. Вторая причина — с украинской стороны инфраструктура новая, удобная, красивая, учтены все требования граждан, а они рассказывают страшилки, как тут плохо», — считает она.

В Донецк — через Крым. Как и зачем ехать в Донецк через оккупированный Крым

 

КПВВ «Еленовка». Со стороны Донецка открыт 2 раза в неделю

Что не так с путем через Крым

Медленный и не для всех доступный способ въезда в ОРДО – через линию соприкосновения – сейчас единственно законный. Путь через Россию или Крым — это незаконное пересечение границы, которая временно не контролируется властями Украины. Нарушителям выписывают штрафы в размере от 1700 до 5100 грн. При повторном нарушении наказание может вырасти до 8500 грн. И, хотя сейчас правозащитники пытаются доказать, что переселенцы нарушают пограничные правила, потому что вынуждены как-то добираться домой, штрафы продолжают выписывать. Кстати, выборочно.

Расстояние между Харьковом и Донецком по автомобильным дорогам – примерно 320 км. Раньше это было чуть больше 5 часов пути. Сейчас путь гротескно вытянулся до полутора тысяч километров, которые приходится преодолевать полтора дня. Для некоторых дорога для последнего прощания с родственниками еще никогда не была такой длинной.

Проект «Donbas Media Forum та міжрегіональне співробітництво для виробництва якісного контенту для Сходу України» впроваджується за підтримки Медійної програми в Україні, яка фінансується Агентством США з міжнародного розвитку (USAID) і виконується міжнародною організацією Internews.

Сложный тест по приговорам в Украине

Попробуйте примерить на себя роль судьи и определите, к каким срокам нужно приговорить обвиняемых. Все вопросы основаны на реальных уголовных делах.

Bez imeni 1 kopiya 1

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

    ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

    Оперативні та перевірені новини з Харкова