Скрепы дней, или Как ловко меняется мораль  | Накипело
img

Татьяна Ямпольская

  • 29 Березня
  • 22157

Драма Рады повторяется вечно: первый раз — как моралите, все следующие — как фарс.

Старая шутка «какую партию ни организовывай — получается КПСС» оказалась вовсе не шуткой. Украинский коллективный аналог Моисея водит нас узкими тропами парламентаризма 30 лет, уже высчитывают грядущую пенсию последние октябрята... Но за кого бы ни проголосовали украинцы, их вечно норовят всунуть в какие-нибудь этические рамки. 

«Новые лица» Верховной Рады объединились в группу «Ценности. Достоинство. Семья» — защитить мораль и традиционные ценности. 307 нардепов и их юный вождь Святослав Юраш постараются впарить нам очередной моральный Кодекс строителей счастливого будущего. 

Консервативные мыслители парламентского сообщества всегда были чрезмерно строги к нравам народа, многое позволяя себе. Вторые семьи, секс за деньги, воровство, коррупционные схемы — сколько всего мы узнаем после сложения ими полномочий. Этот скрежет плохо смазанных моральных скреп — такой сюрприз, каждый раз как впервые) 

Впрочем, вся история человечества — если бы наши нардепы ее знали — пример точечного применения морали и ценностей. Когда власти вздумается или выгодно, даже самые ревностные поборники добродетели, церковники, произвольно толковали догматы, убивая, грабя, лжесвидетельствуя и нарушая прочие заповеди. 

Колебания церкви, национальных элит и военных между ханжеством, схимой и выгодой происходили постоянно. Скажем, проблема проституции. Секс за деньги считался презренным, но терпимым злом. А все попытки его запретить приводили только к насилию. Ну и высокому проценту дезертирства из армии. 

За войском всегда тянулся обоз: кузнецы, менялы, портные, маркитантки. Последние необязательно были проститутками: снабжение военных едой, выпивкой, лекарствами, табаком и пулями лежало на их плечах. Стирка, воспитание совместных детей, выхаживание больных и раненых — все это было полезно и необходимо. 

Но веселые торговки чем придется тормозили войско в походах, разжигая ревность и зависть. Тогда подключалась мораль: так, в 1570 году военачальник Филипп Страцци приказал утопить 800 маркитанток в реке. Впрочем, плоть слаба: полководец предварительно отобрал и оставил в живых самых красивых. А король Англии Генрих V позволял при обнаружении в военном лагере проститутки сломать ей руку, отнять деньги и выгнать. Остановила ли эта мера падение нравов — угадайте.

Мораль, тонкая нить цивилизации, во имя целесообразности безжалостно рвется. Скажем, использование тел умерших людей считалось страшным грехом, в Средневековье Святая Инквизиция за манипуляции с трупами карала нещадно. Да и мародерство почиталось делом недостойным. Но в XIX веке встала проблема хороших зубных протезов.

До того в ход шли кости и зубы животных: у Джорджа Вашингтона были челюсти, выточенные из слоновьего бивня, с лошадиными и ослиными зубами. Но это было некрасиво и малофункционально. Потому потихоньку начали использовать человеческие протезы. Кстати, приличные люди подвергать надругательству тела умерших родственников остерегались, и в ход шли абсолютно аморальные челюсти висельников и невольников.

И вдруг в сражении при Ватерлоо погибли множество молодых здоровых мужчин. Их неистертые зубы стали добычей мародеров, а на рынках появились хорошие недорогие протезы. «Зубы Ватерлоо» изменили моральные принципы: они не просто не встретили порицания — а стали предметом щегольства и долго не выходили из моды: улыбаться зубами героя считалось патриотичным.

Еще вопрос — что именно считать традицией. Во многих традиционных обществ моральных терзаний нет как жанра. в недалеком XIX веке счастливо жило себе Бенинское царство, государство племен бини и йоруба. Основой экономики была торговля слоновой костью и рабами, а главным развлечением вождей и жрецов — война и человеческие жертвоприношения. У них был самый честный флаг: никаких гуманистических образов, символов, геральдических изысков. Чувак рубит голову другому: жизнь страны и принципы хозяйствования — налицо. 

Словом, на протяжении всей истории люди мародерствовали, грабили и убивали, искусно маневрируя между моралью, ценностями, религиозными и национальными чувствами. Но современная Украина — цивилизованная страна, демократическая и прогрессивная, с широкими гражданскими правами и высоким уровнем образования. Тем ярче видно расчет и ханжество нардепов, желающие запереть украинцев в косных рамках придуманных правил, оставив широкие окна для себя. 

Всякий раз, когда кто-то апеллирует к морали, — в частной жизни или общественной, неважно — вспоминаю эпизод из «Тиля Уленшпигеля» Шарля де Костера, где герои, умастившись волшебным снадобьем, видят мир преображенным. В нем высокие добродетели стали упорядоченными страстями. Гордыня превратилась в благородную Гордость, Скупость — в Бережливость, Гнев — в Живость, Чревоугодие — в Аппетит. Зависть стала Состязанием, Лень — Мечтательностью поэтов и мудрецов. А восседающая на козле Похоть оказалась Любовью. Так что любую моральную максиму можно обернуть грехом, и наоборот. 

Впрочем, единственному из смертных грехов — Унынию — оправдания не нашлось. Так что не унывайте никогда) 

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

Ще від автора

Стрім-трансляції, відео, відеопрезентація, репортаж, фотозйомка, статті

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

У разі масових заворушень на вулицях міста ми вас повідомимо