«Нужна эвакуация»: истории украинцев за границей, которые не могут вернуться домой - Накипіло
Події

• Виктор Пичугин, Анна Мясникова, Алена Нагаевщук
  • 16 Березня 2020

С 17 марта Украина временно закроет авиасообщение с другими странами из-за мировой пандемии коронавируса. Журналисты «Накипело» пообщались с гражданами Украины, оказавшимися за границей, чтобы узнать: понимают ли они, как вернуться домой. Мы публикуем все рассказы без изменений или цензуры.

Руслан, Японія

В Японії спокійно, вже навіть починають відкривати музеї. Все під контролем, люди часто — у масках, є дезінфікуючі засоби в закладах. Усі в курсі, що їм робити у випадку чого. Все чітко та за правилами.

Намагаюсь повернутися. Придбав квитки, які в одну сторону коштують дорожче, ніж були туди-назад. Їх відмінили. Знайшов через три аеропорти, ось намагаюся вилетіти.

Ціни піднялись, шо піздєц. Квиток туди-назад був 14 тисяч гривень, а вчора — максимум, що я бачив, — складало 250 тисяч. Найдешевша пропозиція — летіти через Москву та Мінськ.

З посольством зв‘язався відразу. У них вихідний, тому телефонував консулу. Вони ніхуя не знають. «Інструкцій із Києва жодних немає, ми самі в патовій ситуації». Тож сказали: вилітай як можеш, бо з Японії якщо і будуть забирати, то невідомо коли. Словом, максимально інформативно та заспокійливо. Сьогодні написали у Facebook, коли я їх тегав, але яка вже нахуй різниця, коли завтра останній день (у мене зараз 23:24).

Взагалі думав залишитись до кінця ситуації. Але я не сам, тому довелося шукати квитки. Як щось наїбнеться — застрягну або в Стамбулі, або в Досі. Просто згадав, як довго шукали літак для евакуації з Китаю, як потім летіли, як потім камінням закидували — тому ну його нахуй сподіватись на нашу державу.

Виктория, Вьетнам

Я сейчас во Вьетнаме. Здесь обстановка не паническая, но они достаточно серьезно подходят ко всему. С 16 марта во всех общественных местах обязательно носить маски. Большинство туристических мест закрыто, визы уже не выдают.

Сегодня нам сказали, что закроют границы с 25 марта, но официального заявления еще не было. Но и до этого: если ты европейской внешности и без маски, некоторые при виде тебя сразу надевают маску. В больших городах в отелях, аэропортах, супермаркетах проверяют температуру, просят продезинфицировать руки. Дезинфекторы стоят абсолютно везде, даже в самых маленьких кафе или магазинах.

На данный момент тут 55 зарегистрированных случаев (16 человек выздоровели) — эскалация была на днях, поэтому вводят жесткие меры.

У нас билеты обратно на 22 марта. После объявления о закрытии границы в Украине пытались связаться с нашей авиакомпанией Qatar Airways и поменять билеты. Но дозвониться им нереально, на e-mail они ответили: «Мы обрабатываем ваш запрос». Да и шансов не было: на 15-е число оставался только бизнес-класс, на 16-е вылетов не было. Покупать новые билеты стоило больше 1 500 долларов.

С консульством связались, передали им наши данные. Они здесь очень быстро отвечают в комментариях в Facebook и на личные сообщения. Сказали, что данные приняли, но «поки що мова про спецлітак до В'єтнаму не йде».

На вопрос, как мы должны добраться домой, ответ был: «Як будуть відповідні доручення з приводу евакуації — повідомимо додатково». Если нас и будут эвакуировать, как обещали, то неизвестно когда.

Сейчас мы опять написали Qatar Airways и попросили поменять билет на любую дату до 25 марта (потенциального закрытия границ и отмены международных рейсов) в Белгород, чтобы оттуда пересечь границу наземным транспортом. Но опять же, есть опасения, что закроют и эту границу, и мы застрянем в России.

Другой вариант — через Минск. Если не получится обменять билет, придется ждать открытия границ в Украине и Вьетнаме, а когда это будет — неизвестно. С трудом представляю: где здесь жить, как искать квартиру, как отсюда работать (придется покупать ноутбук) — в общем, весело.

Микита, Кіпр. Разом із сім'єю на відпочинку

Кіпр був останньою країною Євросоюзу, в якій не було коронавірусу, але десь тиждень тому він таки з'явився. Зараз, судячи по новинам, тут декілька десятків хворих. Паніки особливої немає, хоча маски в аптеках закінчилися ще пару тижнів тому. Громадські заклади до п'ятниці працювали, зараз не працюють, бо вихідні. Завтра буде видно, чи вплинула пандемія на порядок їхньої роботи.

Кількість туристів стрімко скоротилася за останні дні. Відповідно сильно впали ціни на проживання, прокат авто та інші речі.

Ціни на авіаквитки піднялися в декілька разів. Особливо на МАУ. Сьогодні на останній рейс вони коштували приблизно 20 тисяч гривень. На Wizz Air усі квитки вже два дні як розкуплені. На Ryanair сьогодні вранці був останній рейс, квитки на нього коштували 500 євро, все розкупили. Жодних рейсів 16 березня не планувалося, бо не всі компанії літають щодня. На 17 березня все скасовано.

Із консульством зв'язалися. Вони взяли контакти та сказали чекати, коли вони з нами зв'яжуться. Відповідають оперативно, постійно оновлюють інформацію на своєму сайті та у Facebook. Плануємо чекати спецрейсу з України, який нас забере. Інших варіантів немає.

Алла (имя изменено), Турция

Внешне обстановка очень спокойная. Не видела ни одного магазина с пустыми полками. Цены не взлетели вообще, только маски уже по 160 гривен, если перевести на наши деньги, и дезрастворы повысились в цене. Видела дважды, как турки обрабатывали поверхности дезраствором.

Карантин не объявляли. Нет сообщения с Италией, Ираном, Китаем и Кореей, но это давно уже. В целом все как обычно, только туристов нет. Но я была там, где очень развит внутренний туризм, и европейцев изначально мало в этом регионе. Еще четыре дня назад видела много детских групп на экскурсиях в музеях. Сегодня стали появляться люди в масках.

Я была в городах Мардин и Шанлыурфа. Летала на шесть дней, билеты изначально были запланированы на 15 марта. Сейчас вылетаю в Борисполь: в аэропорту Анкары мало людей (ночью здесь обычно нет толпы). Пассажиров в масках немного. Vodafone и Lifecell разослали всем рекомендации от МОЗ.

Андрей, Кения

Я в Кении. Тут три случая, паники нет, просто напряжение. Связался вчера утром с консулом, о закрытии границы он только узнал, информации о чартерах нет. Мой билет на 19 марта не пролазит, перенос на 15—16 числа вчера стоил 2 тысячи долларов. Я понервничал, потом выдохнул и решил: ебись оно все конем.

Я уеду, если 19-го откроют границы или посольство меня вывезет. Сверхусилий по возвращению решил не делать. Если все остановится, я останусь тут или вообще поеду куда-нибудь в ЮАР. Всю эту кампанию со срочным закрытием границ для своих граждан считаю очередной мусорской дичью, запугиванием и спекуляцией. Гореть им всем в огне.

Ния, Австрия

Изначально мы были в Португалии, рейс оттуда — 17 марта в 19:40. Соответственно мы бы не успели прилететь, потому что Украина была бы закрыта. Чтобы успеть, мы нашли пересадку — полететь в Вену сегодня, и завтра утром — вылететь в Киев. Но нам отменили последний рейс. Здесь все кафе и заведения закрыты, город пустой. Люди ходят, паники нет, просто все закрыто.

Мы все еще пытаемся улететь, полтора или два часа сидим у Helpdesk, просто чтобы нам сказали, когда улетим. Багаж улетел в Киев, мы здесь остались буквально без всего. Цены на билеты поднялись, у МАУ они стоят 800 долларов.

Связывались с консульством в Португалии, но они сказали, что ничего не знают и никакой информации нет. На этом наша коммуникация закончилась, а в Вене консульство даже не берет трубку. Всем пофиг.

(На момент публикации материала Ния сообщила в Facebook, что она добралась домой, — прим. ред.).

Анна, Мексика

У меня группа дайверов из 14-ти человек. Вылетели из Киева мы, когда все было достаточно лайтово, и причин отменять дорогущую трехнедельную поездку не было. В Мексике до сих пор вполне приличная эпидемиологическая обстановка: 26 заболевших на огромную страну, и случаев в туристических местах нет.

Как только мы узнали о закрытии авиасообщения, попытались улететь раньше. На Turkish Airlines на вчера не было свободных мест ни на одно из подходящих направлений, сегодня вылетов нет. Есть некоторые направления через Штаты, но нужна виза даже для транзита.

Постоянно на телефонах. Консульство в Мексике узнало о ситуации от нас. Сказали, что никаких инструкций у них нет, «постарайтесь улететь раньше».

До Стамбула на горячую линию дозвонились и заполнили Google Doc с нашими данными для сбора информации. Но нам сказали: особо не рассчитывайте, что будут вывозить. До авиакомпании дозванивается мой турагент. В Мексике абонент отключен. Сейчас первостепенная задача — выбраться с этого континента)

Реальные решения сможем принимать в Стамбуле, потому что ситуация меняется каждый час. Проверим, какие направления останутся открытыми. Пока склоняемся к двум вариантам: в Минск лететь, и оттуда автобусом, — или же паромом из Стамбула.

Ну и на письма в консульство нам не ответили. Так что рассчитываем только на себя.

Александра, Польша

У нас с парнем были билеты на поезд в Украину на 29 марта. Когда узнали об отмене железнодорожного сообщения, решили их сдать. Деньги вернули почти в полной стоимости: сняли по 100 гривен с каждого билета (полная цена — 600 гривен за один). В этот же день узнали, что с 15 марта ограничены автобусные перевозки.

Единственный вариант был — 14 марта экстренно собраться за два часа и выехать. При этом мы бы не успевали добраться в город, из которого еще можно было бы доехать. Плюс ко всему потеряли бы деньги из-за того, что мы не дорабатываем в Лешно до конца срока контракта. Зарплату за март пока не выдали, и за экстренный выезд пришлось бы платить на 200 злотых больше за квартиру (это в контракте прописано). Кроме того, не успели бы закрыть зарплатную карту, а за ее обслуживание тоже взимается ежемесячно определенная сумма.

Уже нет никаких билетов, только на самолет, но они очень дорогие. Когда смотрела последний раз, цена была примерно 5 000 гривен за один билет. Если бы доехали к границе, то там сейчас такой коллапс, — не знаю, смогут ли все уехать. Смотрю сторис в Инстаграме: очереди километровые.

Нашла попутчика на BlaBlaCar на 27 марта. Он согласился довезти нас за 1 900 гривен (это нормальная цена, столько бы мы заплатили за автобус). Но нам нужно будет еще добраться до Познани, откуда нас заберут. Пока что это кажется хорошим вариантом, учитывая, что других нет. Надеюсь, водителя не начнут засыпать предложениями другие попутчики, наперебой предлагая стоимость повыше.

Если не получится выехать самим, остается надеяться, что украинская власть организует все вовремя и не через жопу. Еще думаем обратиться в консульство. На всякий случай зарегистрировались в приложении «Друг» от МИД Украины. На брифинге сказали, что нужно зарегистрироваться в приложении и ввести данные: из них потом будут формироваться списки людей на вывоз. У моего парня, кстати, приложение так и не заработало — ему не пришло письмо активации, логин и пароль не принимают. Хорошо, что у меня заработало, добавила его как еще одного путешественника к своим данным.

Рабочая виза у нас действует до 1 апреля. Насколько я знаю, когда она закончится, мы можем здесь оставаться по безвизу еще три месяца. Пока не паникуем.

По обстановке: у нас закрыты школы, вузы, кафе и ТРЦ. Читала, что не работают развлекательные штуки: кино, театры, музеи. В Варшаве еще тренажерные залы не работают, не знаю, как у нас в Лешно. Из магазинов раскупают крупы, туалетную бумагу, мясо. Все вокруг говорят о вирусе. На работе каждые пять минут ты 100% услышишь разговор про коронавирус. На нашем заводе частично проверяют температуру у рабочих: если высокая, отправляют домой. В целом паники не вижу, насчет дефицита масок не знаю — я их не покупаю. Некоторые люди ходят в масках, в остальном — ничего необычного. Главный геморрой теперь — выехать отсюда.

Владимир, его девушка Ксения сейчас во Франции

Во Франции, как и везде, закрывают кафе, курорты. Вернуться Ксения хотела бы, но возможности такой нет — был рейс с пересадкой в Польше, но в самолет не пускали украинских граждан, улететь могли только граждане Польши. Компания МАУ не возвращала деньги: будто бы это не их вина.

Цены на билеты выросли во много раз. Мем о билете из Лондона за 24 тысячи гривен — вообще не предел. Из Парижа вчера можно было улететь за 800 евро, сегодня самый дешевый билет — 1 200 евро, есть и выше. А Франция — это не только Париж, и до него еще нужно добраться.

Когда началась история с эвакуацией, я начал пытаться связаться с украинским МИДом. Нашел номера горячей линии, стал звонить — дозвониться нереально: автоответчик, а потом линия занята. Я на Facebook сделал пост, описал ситуацию и спросил, как связаться с МИДом. Люди писали номер, выученный наизусть: +38 (044) 238-16-57, звонок по которому ничего не дает. Дали мне телефоны других отделов, но в них ничего не решают, говорят: «Зайдите на сайт, оставьте заявку или обращайтесь в консульство в Париже». Во-первых, до консульства в Париже еще нужно доехать, во-вторых, оно закрыто на карантин. Дозвониться туда нереально.

Ксения написала на кучу почт, по одной из них ответили и дали заполнить заявку на эвакуацию.

Понимания, что делать дальше, — нет ни у кого. Надеяться, что эвакуация будет, — это хорошо, но, судя по тому, из скольких стран нужно эвакуировать людей, непонятно, как это будет происходить. Горячие линии перегружены, отвечают шаблонами, а в конце спрашивают: «Мы вам помогли?». Ничем не помогли.

По состоянию на 9.00 утра 16 марта в посольствах и консульствах зарегистрировался 1 791 украинец. Все эти люди просят помочь вернуться из страны пребывания.

Мы обратились в Министерство иностранных дел за комментарием: каким образом государство планирует эвакуировать украинцев. В пресс-службе нам предложили дождаться брифинга министра иностранных дел Дмитрия Кулебы.

Кулеба на брифинге заявил: Министерство требует от туроператоров вернуть домой людей, которых они вывезли за границу. МИД сейчас пытается установить, в каких странах находятся украинцы, нуждающиеся в эвакуации, и решить, как помочь им вернуться домой.

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова