Карантин учебе (не)помеха: студенты и преподаватели о дистанционке | Накипело
Події

Карантин учебе (не)помеха: студенты и преподаватели о дистанционке

  • Анна М'ясникова
  • Аделіна Попова
  • 6 Квітня
  • 1491

В умовах карантину вищим навчальним закладам довелося освоювати дистанційну форму навчання. Одні студенти сприйняли новий формат позитивно, інші — скаржаться на зайве навантаження та відсутність фідбеку від викладачів. Педагоги змушені теж адаптуватися до нових обставин. Ми запитали обидві сторони: як їм отримувати і давати знання в дистанційному форматі.

Пряма мова оповідачів.


Алена Юшина, Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина, 3 курс

Обучение проходит капец как сложно — очень много заданий. Я еще работаю, поэтому учу уроки и делаю задания часов до трех ночи. В принципе, понятно и логично, почему так много задают: половину этого материала мы бы изучали на парах, а так приходится это делать самостоятельно.

Все преподаватели общаются с нами в основном через Google Classroom: сбрасывают туда материалы лекций, мы их прорабатываем. Еще есть сопутствующие чаты в Telegram. Онлайн-лекции проходят редко. Несмотря на то, что все дома, не у всех есть возможность выйти в онлайн. Мы связывались пока один раз: из 26-ти студентов было 16. Это удобно, если не надо давать какую-то обратную связь — тогда начинаем перебивать друг друга.

В целом мне не нравится дистанционное обучение — не хватает видеосопровождения уроков, жестов, взаимосвязи с преподавателем. Общаться в Telegram — это замечательно, но не для меня: ты не видишь преподавателя, тебе просто скидывают лекцию. Почти так же я могу открыть интернет и почитать. Возможно, если бы были видеоуроки, тогда было бы классно. 

Никита Никулин, Харьковский национальный экономический университет имени Семена Кузнеца

Я учусь на факультете менеджмента и маркетинга по специальности «бизнес администрирование на английском языке». Лекции и практические занятия проходят так: студент заходит на персональную систему университета в личный кабинет, просматривает задания на текущую неделю, читает комментарии преподавателей и выполняет. Каждый раз по расписанию вместо обычной лекции проходит онлайн-конференция с лекторами в Zoom, слушаем и задаем вопросы. Есть чаты в pns, Telegram. По некоторым предметам уже даже ролики есть от преподавателей — отрывки лекций с теорией. Например, по теории вероятности. Откуда их взяли — для меня магия, может, с предыдущих курсов.

Первоначально проблема с количеством домашних заданий остро встала: не все привыкли выполнять, да и много там было. Преподавателей можно понять: карантин долгий, а студент — существо ленивое по сути; они испугались, что ничего делать не будем. Но сейчас все стабилизировалось и все довольны.

В дистанционном обучении, на мой взгляд, есть много положительных моментов, вроде свободного графика и возможности не тратить время на поездки. Есть и минусы: не каждому хватит силы воли или ответственности заставить себя сесть и учиться. Нужна мотивация. И живого общения, командной работы не хватает. Еще интернет — вдруг перебой, а ты можешь тест в это время на солидное количество баллов проходить. Или как у меня: компьютер сломался, два дня в починке, а на мне индивидуальная работа по экономике висит. Но почти все преподаватели с пониманием относятся.


 

Олена, Львівський національний університет імені Івана Франка, 3 курс

Наш університет має спеціальний сайт із доступом для викладачів та студентів — «Віртуальне навчальне середовище». Там розміщені матеріали з усіх предметів — доступ здебільшого є до тих, які вивчаєш. Це начебто добре, адже ми забезпечені навчальним матеріалом. Проте є декілька «але». По-перше, не всі викладачі мають доступ до свого ж предмету. Так, мені вже два тижні скаржиться викладач, що йому не дають можливості завантажити дані на цей сайт. Із п’яти предметів я маю доступ лише до двох.

По-друге, більшість викладачів не мають навчального плану. Вони читають лекції, і кожен вигадує собі систему оцінювання, яка йому подобається. Ті викладачі, які нараховували бали суто за відвідування, просто випали. Вони надали величезну кількість об'єктивно непотрібних завдань. І як вони будуть оцінюватися, не зрозуміло.

По-третє, на моєму потоці ніякі викладачі не проводять лекції онлайн. Деякі пропонували такий варіант, але це об'єктивно — лише зайва трата часу. Читати з листочка ми можемо самостійно, і нам на ознайомлення з однією темою потрібно хвилин 20, а не 1,5 години. Моя особиста думка: краще зробили б цей період офіційними канікулами, а завершення навчального року посунули б на місяць. І ніхто нікому не виїдав би мозок: старости та керівництво — викладачам, викладачі — студентам.


 

Аделина Попова, Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина, 5 курс

Мы связываемся с преподавателями в Zoom. Те, кто регистрируется с официального каразинского аккаунта, могут вести онлайн-конференции больше 40 минут. Так вот мы по 1,5—2 часа иногда лекции проводим. Очень удобная штука: встаешь с утра, верх приводишь в порядок, низ — по-домашнему, и слушаешь, что тебе втирают. Я так в университет не хожу, а сейчас у меня есть возможность на парах посидеть. 

Мне нравится, когда нам просто скидывают задания. Что непонятно — обсуждаем на лекции. Нам несложно наладить связь: всего трое в группе плюс преподаватель. Хотя мне лекторка рассказывала, что проводила потоковую лекцию онлайн, на которой было несколько групп. Ученики в общем чате писали вопросы, а преподавательница отвечала.

Некоторые преподаватели, у кого предмет позволяет просто скидывать презентации и задания к материалу, не выходили на связь. По семинарам, если есть возможность обсудить вопрос — делаем в режиме видеосвязи. К примеру, у нас есть кризисные коммуникации: преподаватель дает кейс — обрисовывает ситуацию, а мы устно отвечаем, какие есть варианты решения проблемы. 

После карантина стало заданий больше, но некоторые не меняли уровень нагрузки. Все преподаватели на каждой лекции пропагандируют оставаться дома в самоизоляции. 

Поліна Чмара, Національний університет біоресурсів та природокористування, 3 курс 

Щодо дистанційного навчання, нам важкувато: матеріалу багато, а опрацювати треба вісім дисциплін, а ще курсова робота англійською. Дуже рятує онлайн-платформа вишу Elearn, де кожен студент має власний профіль і його зараховують на певні курси. Деякі викладачі просто скидають лекційний матеріал на пошту групи чи старості, а інші – проводять онлайн-лекції, під час яких повністю пояснюють тему. Для мене як для людини, яка повинна почути матеріал, щоби зрозуміти: що, як і коли — це великий плюс.

Багато хто користується можливостями Інтернету як може, але фідбек від викладачів колосальний, і допомогу ти отримаєш. Однак хотілося би більше онлайн-лекцій, і, можливо, хоч якось стискати матеріал, бо не дуже весело розбирати лекцію на 20+ сторінок, з яких три лише — класифікація лампочок. Звісно, спочатку була проблема з отриманням матеріалів, бо важко було перелаштуватися на таку роботу, але зараз всі влилися та проблем виникає мало.


 

Катерина Шевченко (ім'я змінено), Харківський національний медичний університет, 3 курс

У цілому дистанційне навчання подобається, адже є набагато зручнішим — як мінімум, не витрачається час на дорогу до університету, очікування на тих, хто запізнюється, на підпис зошитів тощо. Окрім того, змінилася форма подачі матеріалу – якщо зазвичай найбільша кількість часу на парі приділялася опитуванню, то зараз пріоритетним стало доповнення та пояснення матеріалу викладачами, а також відповіді на питання студентів. Об’єм матеріалу для вивчення завжди був великим, тому особисто я змін у навантаженні не відчула. Мінусами є деяка неорганізованість групи та низький рівень або й повна відсутність підготовки деяких викладачів до проведення пар в режимі онлайн.



Вікторія Бородько (ім’я змінено), Львівський національний університет ветеринарної медицини та біотехнологій імені С. З. Ґжицького, 3 курс

Дистанційне навчання — а воно у нас є? На сайті висять нещасні дві лекції для першого курсу, кілька — для другого та одна — для четвертого. Зрозуміли рівень? 


 

Ирина Золотарева, профессорка кафедры информационных систем Харьковского национального экономического университета имени Семена Кузнеца 

В нашем университете давно уже разработана система дистанционного обучения (мы ее называем «Персональні навчальні системи»). Она сделана на Moodle, как у большинства вузов. Сейчас мы используем ее для курсового, дипломного проектирования и для контроля. Есть опция «Новости», там размещаем информацию, если что-то изменилось, появились дополнительные материалы. Также студентам приходит сообщение, когда дедлайн сдачи заданий. Информация разбита по разделам с темами: лекции, задания, лабораторные. Есть раздел литература, видео (вебинары, записи уроков, которые соответствуют тематике дисциплины). 

Дополнительно мы используем видеоконференции, чтобы общаться со студентами. Также — группы в Telegram, чтобы на какие-то срочные вопросы отвечать. Кроме того, по некоторым базовым дисциплинам у нас есть электронные мультимедийные учебники.

Работать в дистанционном режиме — несложно, но это занимает много времени. Одно дело, когда ты студентам в аудитории объясняешь материал, они сразу задают вопросы и ты на них отвечаешь. Теперь это разносится во времени, и приходится на одни и те же вопросы отвечать несколько раз. 

Александр Хижняк, доцент кафедры прикладной социологии Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина

Со своими студентами-магистрами мы используем платформу Google Classroom, она удобная и помогает основной организации работы. Для проведения лекций наиболее актуален Zoom, там есть прекрасная опция отключить микрофон (приучил студентов ею пользоваться), поэтому они не перебивают во время лекции. И поскольку мы перенесли все консультации в онлайн, то перешли еще в Facebook. 

Конечно, все мы учимся, это требует время для адаптации не только преподавателям, но и студентам. Мы сняли отдельные видеоролики: как, например, работать в Google Classroom, они размещены на сайте вуза. Хотя университет уже давно использует дистанционные формы.

С другой стороны, есть вопросы к самоорганизации студентов. Но эти сложности скорее расширяют наши возможности. К примеру, на следующей неделе я буду проводить онлайн-тестирование. Это удобно: студенты прямо при тебе заполняют тесты и не нужно использовать бумагу или тратить дополнительное время на проверку. Мы ограничиваем время для работы. Если студент выполнит задание позже дедлайна, Google Classroom это покажет. Систему не обманешь. 

Сейчас нет проблем с визуализацией информации, демонстрацией экранов, подготовкой аудитории, которые иногда случались во время традиционных занятий. 

В некотором смысле упростилась проверка заданий и отчетность. Платформы четко фиксируют посещение студентов и выполнение заданий вовремя или с опозданием. Тут сразу видишь, сколько у тебя учеников. Но я говорю о своих небольших группах магистров, где каждого студента знаешь в лицо. Возможно, у моих коллег, где группы на 100—200 человек, есть другой опыт.

Безусловно, есть технические сложности — качество интернета. Не у всех студентов есть возможность прослушивать лекцию с видеоизображением. Важно, чтобы студенты видели преподавателя и чтобы им было удобно знакомиться с материалами. 

И в онлайне изменился стиль общения. Одно дело — то, что мы проговариваем, другое — то, что прописываем. К этому тоже нужно привыкнуть. Мне кажется, что это приведет к расширению наших возможностей и в итоге поможет повысить качество обучения и сделать студентов более гибкими и адаптированным к постоянно меняющимся условиям рынка труда. Я думаю, что теперь это будет нашей повседневностью, и после карантина мы будем более активно использовать дистанционные формы и соединять их с личными.

Ірина Нечітайло, завкафедри філософії та гуманітарних дисциплін Харківського гуманітарного університету «Народна українська академія»

Якби мене спитали десь місяць тому, чи готові ми, викладачі, та наші студенти до повного дистанціювання і віддаленої роботи, я б відповіла «ні». На питання, чи є така форма роботи ефективною, моя відповідь також була б негативною. Втім, зараз я вже точно знаю, що не все так однозначно.

Ми вимушені були дуже стрімко засвоювати форми та методи дистанційного навчання, оскільки альтернатива відсутня. Звісно, для прогресивного викладача дистанційні методи не є чимось зовсім новим, і майже кожен з нас так чи інакше їх використовував. 

У нашому закладі вже досить давно функціонує платформа Moodle, і в режимі карантину вона стала в нагоді. Наші викладачі використовують ще спеціальні платформи для дистанційного спілкування, ZOOM та BigBlueButton. Зараз така форма роботи не є масовою, бо не кожен викладач легко оперує сервісами. Але впевнена, що через тиждень картина буде кардинально іншою.

Втім, здебільшого зі студентами ми спілкуємося за допомогою месенджерів. Як на мене, тут важко виставляти певні регламенти. Я не можу сказати учням, що реагуватиму на їхні повідомлення, наприклад, лише щопонеділка з 11.00 до 13.00. Тож виходить так, що ми разом із нашими студентами їмо і спимо, і домашніми справами займаємося. Це, безумовно, має певний виховний і соціалізуючий ефект (це стало для мене маленьким «карантинним» відкриттям).

На жаль, цього не можна сказати про студентів, навчальна мотивація яких є низькою. Дистанційно зацікавити їх майже неможливо, оскільки людина не виходить на зв'язок, і все. Або, у кращому випадку, виконує якість формальні роботи та надсилає їх поштою. 

Ми склали графіки дистанційної роботи з прописаними темами, змістом завдань, формами роботи та зворотного зв'язку від студентів. Після кожного заняття ми фіксуємо, скільки студентів відпрацювало тему та виконало контрольні завдання. Таку звітність кожен викладач здає в електронному вигляді в деканат. Однак не це забирає час. Найбільше його йде на перевірку робіт, консультації та коментарі, перевірку виправленого. За моїми навчальними дисциплінами кожен студент працює зі своєю темою, тому практично неможливо типізувати помилки та виробити універсальні рекомендації щодо їх виправлення. В аудиторному режимі все значно швидше відбувається.

Щодо результатів дистанційної роботи, то на даному етапі їх поки що важно оцінити. Замало часу для цього пройшло. 

Симона Меркантини, доцентка кафедры романской филологии и перевода Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина

Для меня это очень интересный вызов, потому что раньше навыка дистанционного обучения не имела. У нас с коллегами на кафедре есть общий чат, где мы обменялись опытом работы с разными платформами. И начали экспериментировать. Изначально я тестировала инструмент Meet, но он не подошел: там нет возможности записать видеоурок (это важно, потому что есть студенты, которые по разным причинам не могут подключиться к занятию). Сегодня по совету коллег попробовала Zoom. Но это был не очень успешный эксперимент: по ошибке удалила запись почти всего 4-часового занятия. Нужно потренироваться.

В этой же программе есть возможность разделить экран. Я показываю студентам учебник, они читают и делают упражнения. Прямо один в один как работа в аудитории. Это классно.

Я знаю от своих коллег в Италии, преподающих литературу, что они записывают сразу целый курс и отправляют его студентам. Но в изучении языка такой подход малоэффективен — язык необходимо тренировать. Поэтому нужно общаться со студентами.

Пока письменный контроль не проводится — не имеет смысла. Студенты могут списывать, когда они в аудитории, а дома — тем более. При работе с людьми и языком не так важно писать — я сразу могу понять, как студент усвоил материал, спросив его устно. Чтобы максимально избежать моментов списывания, даю видеозадания. Например, мы прошли будущее время на итальянском, и я прошу записать двухминутное видео о своих планах. А потом расшифровываю речь, исправляю ошибки и отправляю студентам. 

Для меня самые сложные моменты — технические. Мы должны сами найти свои контексты и платформы. Многие коллеги работают по каразинской базе дистанционного обучения. К сожалению, не все преподаватели успели к ней подключиться до карантина, его резко ввели. Но наш университет много консультирует насчет разных платформ. В таких ситуациях очень важно, когда все друг друга поддерживают. 

В Италии преподаватели тоже столкнулись с ситуацией резкого перехода на дистанционное обучение. Но там ситуация сложнее и условия жестче, потому что умирает много людей от инфицирования. Процесс перехода был очень тяжелым организационно и психологически. Но все коллеги, с кем я общаюсь (у меня много знакомых в Милане), посмотрели на эту ситуацию как на вызов и возможность научиться чему-то новому.

На дистанционном обучении украинские вузы будут, как минимум, до 24 апреля. Если карантин продлят, студенты невыпускных курсов смогут сдать экзамены и зачеты дистанционно. Работы, которые студенты не могут выполнить на дому, например, лабораторные, — перенесут на следующий год. 

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

У разі масових заворушень на вулицях міста ми вас повідомимо