Події

Как работает теория нулевого километра в мегаполисе

Согласно этой теории жить в большом городе значительно проще, если все необходимое расположено в пешей доступности. Проверим?

Моя первая съемная комната в центре (да-да, сразу по хардкору — коммуналка) находилась в пяти минутах от редакции. Решение покинуть родной микрорайон не было спонтанным. Примерно за три месяца до переезда я присматривала гостинки и однушки и примирилась с тем, что с нынешними ценами на аренду моих денег хватит разве что на комнату. И лучше поискать соседку — так еще дешевле. На внезапное предложение знакомой пожить в пятиэтажном доме-памятнике архитектуры согласилась, не раздумывая. Четырехметровые потолки (с протекшей крышей), широкие пролеты старинной парадной (с рыхлыми ступенями), уютный (незастекленный) балкончик с выходом во двор… Задержалась я там на месяц, а после — перебралась на набережную. Так сбылось сразу две мечты: пожить в историческом центре и возле реки.

О существовании теории нулевого километра не подозревала, пока не наткнулась в интернете на статью о ней. Оказалось, я давно практикую эту теорию в жизни. А кроме планирования дел в одном месте, есть и другие лайфхаки.

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку

Если можешь все дела решить дистанционно, сделай это. Особенно когда большая часть работы сосредоточена в гугл-документах, переговоры ведутся онлайн, а задать вопрос коллегам можно в Facebook, Telegram или по телефону. Мне нравится, что не нужно ни минуты прихорашиваться перед зеркалом. Никто не оценит, кроме кота и родных, но при них можно не стесняться пижамы в виде лисы и небрежно завязанных в пучок волос.

Блага удаленной работы чаще доступны фрилансерам, однако применить теорию нулевого километра в повседневной жизни может каждый. Приверженцы теории считают, что всю работу, активности и досуг стоит проводить согласно четкому плану и в пределах одной локации. Если работать в центре, то жить и отдыхать в том же районе. Все равно нужно тратить время на дорогу в офис? Спланируйте ужин, тренировку и покупки в супермаркете поблизости, чтобы не делать «рывки» из одного конца города в другой.

Фермерская идея прижилась в мегаполисах

Именно в сельском хозяйстве начала развиваться теория нулевого километра — когда фермеры решили выращивать и продавать товары в одном месте. Предприниматели экономят время и деньги на транспортировке продуктов в супермаркеты, а покупатели доверяют производителям больше, потому что видят — продукт натуральный, только что с грядки. Отчасти эту же идею исповедуют приверженцы движения Slow food, ставшего популярным в 1980-х годах.

Согласно отчету ЕС сегодня около 15% европейских ферм продают половину своей продукции напрямую потребителям.

Так посыл «продавай там, где выращиваешь» превратился в «работай там, где живешь». Фермеры занимались бизнесом рядом с домом  — а теперь жители мегаполисов хотят жить неподалеку от работы. Это понятно, как минимум, по одной причине — не нужно тратить время на дорогу.

Личный опыт

Когда я жила в отдаленном микрорайоне, поездка в центр приравнивалась к выходу «в свет». Если встреча с друзьями назначалась на шесть вечера, значит, пообедать перед ней мне надо было в 15:00, а подыскать подходящие вещи в гардеробе не позднее 16:00. На макияж отводилось максимум полчаса (видите, как быстро!), потому что в 17:00 уже надо сидеть в троллейбусе по пути к метро. Вдобавок ко всему, приходилось учитывать время на ожидание транспорта и знать расписание последних поездов и троллейбусов. В моем случае после полуночи оба варианта превращались в тыкву, и можно было развлечься ночной  часовой пешей прогулкой домой. Жить в центре означало забыть, в котором часу в твой район отправляется последний рейс и не тратить 150 гривен на такси после затянувшейся тусовки.

Вся жизнь в дороге… А жить-то когда?

Аналитики исследовательского агентства INRIX определили, что ежегодно из-за пробок американцы теряют в среднем 97 часов. Такие данные компания получила, оценив трафик в 2018 году. По сравнению с нами, в США ситуация получше. В Национальном транспортном университете Украины специалисты выяснили, что киевляне проводят в пробках примерно 350 часов в год. Благо, в Харькове машин меньше, но пробок все равно хватает.

Одно дело, когда в это время ты сидишь в собственной машине, и совершенно другое — когда балансируешь на одной ноге, держась за поручень в автобусе.

«Любовь» к харьковским маршруткам и троллейбусам в час пик растет пропорционально тарифам на проезд. Признаюсь, раньше я не ценила метро. Этот особый климат подземки (летом — освежает, зимой — согревает), где удавалось и лекции подучить по дороге в университет, и классику почитать (к своему стыду, сейчас читаю меньше). На поездки уходило в среднем 45 минут. Дорога до станции метро занимала 15-20 минут.

В первые недели после переезда в центр отсутствие привычных полутора часов, которые раньше уходили на перемещение по городу, казались невероятным количеством свободного времени. Наконец-то я попадала домой не сонная, и оставались силы на другие занятия, помимо приготовления ужина перед сном.

В теории я экономлю на транспорте и еде... 

... Но в реальности экономия относительна. Месячный бюджет на проезд уходит на покупку более дорогих (ОК, качественных) продуктов, свободное от длительных поездок время отводится на кулинарию и уборку. По сути, (не)материальные ресурсы не накапливаются, а перенаправляются на другие нужды. Классно, когда это то, что вы раньше не могли себе позволить из-за нехватки «свободных» денег или времени. Например, оплату спортзала или курсов английского языка.

Теория нулевого километра так и остается теорией, ведь ее эффект в реальности зависит от наших предпочтений. Можно заказывать готовую еду домой, но все ли одобряют такое питание? Можно сдавать собственную квартиру на окраине и жить в центре возле офиса, но придется слушать шум машин и концерты в дни городских праздников. Можно каждый день прогуливаться домой разными маршрутами, но придется быть готовым к зимней метели и гололеду. Уверена, есть люди, которые с удовольствием после тяжелого рабочего дня будут целый час слушать плеер в автобусе и ни на что не променяют этот дзен. В игру вступает сила привычки и то, насколько мы способны жертвовать ритуалами и традициями в пользу эксперимента.

И еще несколько советов

Теория нулевого километра напоминает тайм-менеджмент и связана не столько с местоположением, сколько с оптимизацией повседневных занятий:

  • Завершайте однотипные дела за фиксированное время. Поставьте цель: до обеда  — закончить одну задачу, после перерыва — взяться за следующую, но успеть до определенного часа. Тогда не будет казаться, что «весь день завал, и ничего не успеваешь».
  • Обновляйте гардероб разово, например, на предстоящий сезон. Покупая вещи и аксессуары каждые выходные, вы рискуете захламить шкаф. Без списка покупок на шоппинг лучше не ходить.
  • Нанимайте профессионалов для мелкого ремонта. На починку бытовой техники без нужных умений уйдет гораздо больше времени.

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

У разі масових заворушень на вулицях міста ми вас повідомимо