Події

Где «живут» эко-плакаты после выставки

  • Анна Мясникова
  • Игорь Лептуга
  • 11 Листопада
  • 1277

«Накипело» побывало на экскурсии в харьковском Музее эко-плаката «4-й БЛОК».

Международные триеннале эко-плаката «4-й БЛОК» проводятся в нашем городе с 1991 года. За это время в коллекции выставок накопилось почти 10 тысяч работ дизайнеров из 56-ти стран мира. Теперь у плакатов появился свой дом. Журналисты «Накипело» узнали, как устроен музей.

Все началось с Чернобыльской трагедии 

А точнее — с выставки плакатов и графики, посвященной пятилетию техногенной катастрофы 1986 года. Проект появился по инициативе художника-графика и ликвидатора аварии на ЧАЭС, профессора Харьковской госакадемии дизайна и искусств Олега Векленко. 

«Виставка плакатів (трієнале) проводиться раз на три роки у Харкові. Вона так і називається: «4-й Блок», бо пов’язана з Чорнобильською катастрофою (взрывом четвертого реактора — ред.). Коли ми її створювали, то зовсім не думали, що подія повториться. Вона була як відзнака художників, предмейкерів, дизайнерів. Написали просто листи топ-дизайнерам світу з проханням прислати на виставку плакати. І вони вислали», — вспоминает Векленко.

В итоге проект превратился в международную триеннале плакатов на различные экологические, а также социальные и культурные темы. Каждая выставка насчитывала до тысячи произведений, которые нужно было где-то хранить. Так появилась идея найти архиву дом. Наконец ее удалось реализовать, когда Академия дизайна и искусств предложила помещение в одном из корпусов. Музей получился мультифункциональным. 

«Головна концепція в тому, що це не просто виставковий зал, а Музей-Архів-Лабораторія. Сама експозиція не є головною. Це додаток до архіву та лабораторії, де ми збираємось проводити лекції, зустрічі, майстер-класи, створювати, так би мовити, нетворкінг для всіх, кому це цікаво», — говорит кураторка выставки Лиза Дядина-Сонячна.

Экскурсия по «дому» плакатов

Творческая атмосфера ощущается уже перед входом. Фасад музея расписан каллиграфическими надписями. Это высказывания участников выставок и жюри о триеннале и музее, объясняет Олег Векленко. Каллиграфию создал дизайнер Алексей Чекаль.

Внутри нас встречает заведующая музеем Елена Мудалиге. Сегодня она — наш экскурсовод. В большой светлой комнате с минималистичным декором и приглушенным светом висит чуть больше десятка плакатов. Одни посвящены Чернобыльской катастрофе, другие — свободе слова и вегетарианству, остальные — сохранности природы.

Концептуально экспозиция разделена на две части. С одной стороны — статичные плакаты с дополненной реальностью. Чтобы увидеть, как «оживают» картинки, нужно скачать по QR-коду приложение и поднести телефон или планшет к плакату.

«Здесь рука бросает в вашу сторону яблочко. На другой работе — птичка кружится вокруг себя», — перечисляет экскурсоводка.

Особенно впечатлил дополненный мир к работе польской дизайнерки Божены Корской. Рассматривать детали башни, вокруг которой непрерывно движутся люди, самолеты и другие детали, можно часами. 

С другой стороны комнаты — анимационная часть. На стене то появляются, то постепенно исчезают элементы плакатов: пульсирующие темные пятна, выезжающие в виде сигнальной ленты надписи, отваливающиеся буквы и куски бумаги...

Осовременили экспозицию студенты и преподаватели кафедры мультимедийного дизайна ХГАДИ.

«Студентам давались для образца плакаты из коллекции “4-го БЛОКА”, чтобы они их оживили. Авторы плакатов — художники и графики из Мексики, США, Израиля, Польши и Украины», — рассказывает заведующая.

Проходим дальше и попадаем в помещения, где хранится архив. В небольшой комнатке в шкафу с выдвижными полочками аккуратно разложены плакаты. Под каждой мелкими буквами подписана страна. Вот Германия, Бельгия, Франция, а дальше — плотными стопками сложены работы из Китая и Японии. В последние годы в триеннале активно участвуют художники из азиатских стран. 

«Плакаты мы раскладываем по культурным регионам. Это важно, потому что каждому присущ свой художественный язык, сложившиеся веками традиции, а также взгляд на мир. Далее работы будут формироваться по темам, выставкам».

В следующем помещении образцы искусства повсюду — на стенах, стеллаже и вешалке. Елена описывает нам некоторые, их концепции и трактовку. Смотря на горы из полиэтиленовых пакетов, воду на фоне колючей проволоки и человеческий рот в виде пилы, уничтожающей деревья, невольно задумываешься: что ждет нашу планету в будущем.

Экскурсоводка спрашивает, плакаты из какой страны еще нам показать. Оператор предлагает: «Зимбабве». Мы приятно удивились, когда Елена достала с одной из полок несколько плакатов художников из африканской страны. Меня зацепил плакат на тему эмиграции — на синем фоне по центру работы нарисован круг из колючей проволоки, символизирующий знак Евросоюза. Чем именно тронула работа, описать сложно, но в памяти в первую очередь всплывает именно она.

«Плакат, по сути, является своеобразным термометром общества, высвечивая актуальные, злободневные проблемы. Он фиксирует историю: когда в дальнейшем будущие поколения будут смотреть на эти работы, по ним поймут, что нас волновало», — размышляет Елена Мудалиге.

Организаторы планируют регулярно обновлять экспозицию, чтобы лучше познакомить посетителей с богатством архива.

Музей находится по адресу: улица Искусств, 11 (4-й этаж). Он открыт в будние дни с 11:00 до 16:00. Посетители могут знакомиться выставкой самостоятельно или же узнать интересные факты о коллекции от сотрудников.

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

У разі масових заворушень на вулицях міста ми вас повідомимо