Электронные выборы. Опыт Эстонии и перспективы в Украине - Накипіло
Події

Электронные выборы. Опыт Эстонии и перспективы в Украине

Эстония известна проведением электронных выборов. В 2005 году правительство на местном уровне впервые в мире организовало альтернативное голосование параллельно с традиционным. До сих пор E-выборы пользуются популярностью. В 2009 году более 100 000 избирателей проголосовали через Интернет. Один из учредителей Академии электронного управления в Эстонии политолог Ивар Талло в студии «Накипело» объяснил, как это работает.

Расскажите подробнее, как у вас все устроено?

51430508_236642900616594_5442387424242040832_n

В марте в Эстонии тоже выборы, только парламентские, которые в Украине будут в октябре 2019-го. У нас они всегда проходят каждые четыре года в первое воскресенье марта.

В 2005 году мы провели электронные выборы в качестве дополнительного канала для учета голосов. Для этого избиратель заходит на специально созданный сайт. Допуск туда возможен по авторизации через цифровую подпись. Когда гражданин авторизируется через свою ID-карточку или мобильную ID, ему открывается список кандидатов по округу. Он голосует, затем его волеизъявление криптируется и отправляется в Центральную избирательную комиссию, где хранятся сервера. Там голоса ожидают подсчета.

Электронные выборы проходят за неделю до официальной даты. И в течение этого времени возможно поменять волеизъявление. Например, жена заставила мужа проголосовать дома за полюбившегося ей кандидата. Супруг не хочет сражаться с ней и голосует, как жена сказала, а потом тайком делает собственный выбор (улыбается). Если серьезно, то это предотвращает подкуп голосов. Место голосования не проверяется, и кто-то может у вас за спиной стоять: начальник, либо тот, кто деньги платит. В нашем случае не будет никакого смысла так поступать, если человек в итоге изменит кандидата или партию.

Сколько раз можно менять кандидата?

Менять выбор можно неограниченное количество раз. Когда обычным путем проходит голосование, отправить голос по электронке уже нельзя.

Во время первых электронных выборов на местном уровне очень немногие решились на эксперимент. Тогда у нас было около десяти тысяч голосов — пара процентов от общего количества. Политики посмотрели на это с любопытством, но когда процент участников превысил 10%, они стали выяснять, полезно ли это для определенной партии. Наши исследования показали, что преимущества не получил никто. Сейчас на электронную систему приходится примерно треть голосов.

Опишите портрет электронного избирателя в Эстонии.

Согласно социологическим опросам, обычно это люди возраста от 29-ти лет до 51-го года. Моему отцу несколько лет назад исполнилось 80 лет. Я как-то позвонил ему в день выборов и спросил: «Ты уже ходил голосовать?», на что он с обидой ответил: «Почему ты думаешь, что я должен куда-то идти? Я же по электронке могу голос отправить». Я удивился, потому что я ему даже не показывал, как это работает.

Во сколько обошлась такая система?

Даже неловко об этом говорить. Если я скажу, что первые выборы обошлись в полмиллиона евро, это, наверное, прозвучит смешно. Сама по себе инфраструктура недешевая, но ее можно использовать многофункционально, не только под выборы, а для всех процессов и структур, где нужно идентифицировать человека, будь-то банки или страховые компании.

А что насчет потенциала Украины?

У вас очень активный и успешный частный сектор в IT-сфере. Украина занимает в мире четвертое место по экспорту электронных услуг. Но государство до сих пор не научилось привлекать активность предпринимателей и бизнеса для улучшения самого себя.

Я вспоминаю первую стратегию развития сферы, которую оценивал в 2003 году. Тогда я слышал множество красивых слов и идей, но до их осуществления никогда дело не доходило. Сейчас я вижу, что правительство делает многое. Развивается общая среда для обмена данными  - «Трембіта». Она сделана по образцу эстонской системы.

Дело даже не в технологиях. Когда мы говорим об электронном правительстве, вопрос главным образом заключается в том, как изменить действующие законодательные нормы, направляющие действия государства. Надо их менять, чтобы не требовались лишние бумаги, справки. Недостаточно, когда государство делает доступными какие-то услуги, а при этом чиновник говорит: в законе прописано, что необходимы дополнительные документы. Я бы хотел, чтобы на ваши парламентские выборы пришли кандидаты с лозунгами «Долой справки!». Важно, чтобы люди не делали пустую работу.

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова