Девушки из EPAM. Профессии и стереотипы | Накипело
Партнерські матеріали

Девушки из EPAM. Профессии и стереотипы

  • Елена Лептуга, Евгений Стрельцов
  • Фото: Игорь Лептуга Иллюстрации: Анастасия Петухова UX-дизайнер из ЕРАМ
  • 8 Березня
  • 1763

Спонсорский материал

Накануне 8 Марта мы пообщались с женской частью команды компании ЕРАМ о тех стереотипах, с которыми доводится сталкиваться им и как девушкам, и как специалистам.

Мария Горильчаник, Java инженер
Стереотип: технический эксперт – это априори мужчина

Чтобы послушать, как Мария рассказывает о стереотипах просто нажмите на этот текст.

Я сотрудничаю с компанией EPAM уже около семи лет в качестве ведущего Java инженера. Меня всегда увлекало решение сложных задач, которые связаны с разработкой алгоритма, нахождением лучшего решения в рамках заданного критерия. При выборе моей профессии стереотип о том, что программист – это мужская профессия, не повлиял. Ведь когда занимаешься любимым делом, то просто берешь и делаешь, стремишься быть лучше в нем развиваться. Конечно, могут быть сомнения, что это все не мое, я не потяну, это все сложно, но как узнать это, если не попробовать, верно? 

О своем выборе я ни капельки не жалею. Я довольна своим отделом разработки. Меня окружают безумно талантливые люди, у которых есть чему учиться, которые держат тебя в тонусе. 

Помимо своей проектной активности, куда входит: планирование этапов разработки, дизайн функциональности отдельных компонентов, согласование с заказчиком, управление командой для достижения поставленной задачи, – я еще люблю делиться полученным опытом с коллегами, участвую в образовательных программах и организовываю их. Наша сфера – это обширное пространство для реализации своего потенциала, как технического, так личностных качеств.

В нашей профессии бытует очень много стереотипов. Один из них: при слове программист возникает образ какого-то бородатого и заросшего мужчины в очках, в растянутом свитере с оленем и в тапочках. Но наши программисты – это очень интеллигентные и образованные люди, с которыми очень приятно общаться. И растянутого свитера с тапочками нет :). Мне повезло и в моей жизни не было такого, что «вместо программирования иди вари борщи»

Олеся Дяченко, бизнес-аналитик
Стереотип: ВА – это человек, который просто передает информацию от клиента команде разработки и наоборот

Чтобы послушать, как Олеся рассказывает о стереотипах просто нажмите на этот текст.

Я работаю с EPAM как бизнес-аналитик чуть больше двух лет. Собственно, я являюсь мостом между клиентом, командой и продуктом. Бытует мнение, что бизнес-аналитик – это человек, который просто передает требования клиента команде и на этом его функции заканчиваются, но все намного сложнее.
На самом деле перенос требований – это финальная фаза работы. Когда требования приходят, бизнес-аналитик задает вопросы, зачем они нужны, соответствуют ли они конечной цели проекта, насколько они последовательны, то есть проводит их валидацию и актуализацию.

Есть утверждение «клиент всегда прав», но важно вовремя вежливо сказать клиенту “нет” или, наоборот, “да”. Принятые требования мы начинаем приоритезировать, проводим анализ, как они повлияют на следующие, на действующий функционал или будущий. И здесь уже подключается архитектор, с которым бизнес-аналитик плотно работает. Клиент всегда хочет все и сразу, и наша задача выявить тот целевой функционал, который мы готовы имплементировать. И, казалось бы, уже все, есть требования, но теперь у нас есть такая задача, как двухнедельная фаза разработки, где мы должны спланировать требования таким образом, чтобы каждые две недели показывать результат клиенту.

Чем раньше мы покажем результат, тем раньше мы получим отзыв от клиента и тем быстрее бизнес-аналитик детализирует требования и на этом этапе много контактов с клиентом, архитектором, третьими лицами. И когда эти требования прописаны, тогда мы уже отдаем их в разработку. А когда приходят новые – запускаем новый круг валидации, оценки, приоритезации требований.

Поэтому бизнес-аналитик – это человек, которому доверяет клиент, а с другой стороны – это человек, который должен отстаивать свою команду и не давать беспорядочных требований, которые несутся потоком. Бизнес-аналитик в первую очередь должен быть хорошим коммуникатором, умеющим иногда сказать клиенту «нет», и иметь аналитический склад ума. Ведь написать требования может каждый, а выявить – нет.

Екатерина Сушкова, проектный менеджер
Стереотип: PM – это неженское дело, мол, большая команда не будет слушать

Чтобы послушать, как Екатерина рассказывает о стереотипах просто нажмите на этот текст.

Что я делаю? Я набираю команду, собираю требования клиентов для проекта, а дальше управляю, мониторю, контролирую выполнение этого проекта. Людям кажется, что девушка, особенно молодая, не может управлять огромным количеством технических специалистов, которые в большинстве своем мужчины. Им кажется, что она мягкая или ее не будут слышать. Но это не так! По крайней мере, на моем опыте. Мне кажется, руководители, которых не слышат – это не те, которые мягкие, а которые не уверены в себе. Когда ты боишься, тебя не слышат. Неуверенных не слышат, и не слушают, и за ними не идут, поскольку не видят уверенности, не видят стержня. И это никак не связано с полом, а с опытом и какими-то личностными качествами.

Изредка встречаются мужчины, которые пытаются защитить тебя и в каких-то стрессовых ситуациях они могут сказать:«Иди домой, отдохни». И если ты не примешь это (а я не принимаю), то таких попыток больше не происходит. Иначе это могло бы стать привычкой, люди бы думали, что обо мне нужно заботиться, а это не тот лидер – спокойный, сильный, уверенный в себе, – который мне видится.

Поэтому для меня этот стереотип удивительный. В нашей сфере я редко сталкивалась с такими стереотипами, с тем, что менеджер проектов – девушка и поэтому команда ее не слушает. По моему субъективному ощущению, больше половины менеджеров проектов – девушки. И много девушек как раз мягко, тихо и уверенно ведут огромные команды. Быть лидером, быть человеком, за которым хочется идти – это самое главное, кроме, конечно, опыта и знаний в своей области.

Маргарита Гиршфельд, HR people-партнер
Стереотип: HR – всегда улыбчивая девочка с подарками, которая делает всех счастливыми

Чтобы послушать, как Маргарита рассказывает о стереотипах просто нажмите на этот текст.

Меня зовут Маргарита Гиршфельд, и я сотрудничаю с EРАМ в роли HR people partner, так у нас это называется. Это очень интересно, потому что все люди понимают это по-разному. И существует такой миф, что HR, пипл-партнеры, бизнес-партнеры (как бы они не назывались), призваны делать людей счастливыми на месте работы. Но на самом деле это не совсем так.
Может быть, даже и совсем не так. И что очень интересно, я часто наблюдаю не только от других коллег, но и от людей, которые только заходят в компанию на эти роли – они хотят сознательно приносить людям счастье и быть так называемыми «менеджерами по счастью».

Я убеждена, что призвание HR-ка совсем в другом. Мы не должны делать людей счастливыми на работе, потому что счастье — это какая-то зона эмоций. Мы стараемся находить продуктивные зоны в людях. Мне кажется, что это гораздо сложнее, чем просто делать людей счастливыми, чем просто дать рецепт счастья, по которому можно жить дальше.

Для меня, наверное, такой самый главный элемент моей работы — это нахождение в контексте. Потому что в течение дня или недели удается взаимодействовать с каким-то невероятным количеством людей и удерживать в голове, у кого что сейчас “болит” или, наоборот, не “болит”. И чем компания или те процессы, которые у нас есть, могут помочь. Вот, наверное, нахождение в контексте разных людей, нахождение в потоке — это то, что для меня на данный момент профессия.

Успех в работе – это в первую очередь мультизадачность, потому что за день огромное количество вещей с разной степенью срочности приходится делать и очень много контактов. Очень много вещей, которые нужны прямо сейчас, а какие-то из них более долгосрочные и более стратегические. И умение переключаться между этими фокусами – оно очень важно.

Анна Павлова, people-менеджер
Стереотип: people менеджеры – это «няни», которые решают мелкие проблемы взрослых людей

Чтобы послушать, как Анна рассказывает о стереотипах просто нажмите на этот текст.

Рeople-менеджер – это человек, занимающийся развитием команды, ее компетенций и стратегическим развитием компании и ее проектов. Один из распространенных стереотипов о рeople-менеджере — о том, что это некая «няня», которая выполняет какие-то мелкие задачи взрослых дядь. В корне не согласна. Хотя бы потому что, чтобы стать рeople-менеджером, нужно самому дорасти до статуса взрослого дяди или тети, а в ЕРАМ – пройти позицию старшего разработчика. Второе. Если тетя или дядя взрослые, то зачем им няня? Рeople-менеджер занимается развитием разработчиком и решением тех задач, которые с позиции разработчика не совсем понятны и видны: когда возникает тупик в карьерном росте или непонимание, чтобы ему хотелось дальше и возможно ли это в рамках компании.

Какие проблемы могут возникать, я знаю не понаслышке: пришла в ІТ-сферу как front-end-разработчик и с EPAM я уже около восьми лет. В какой-то момент у меня произошло выгорание как инженера. Я поняла, что людей я люблю больше, чем холодные бездушные машины. Для меня было открытием, что я могу развиваться еще в направлении менеджмента. И сейчас я совмещаю два направления, по-прежнему оставаясь на позиции frontend-разработчика в проекте.

В работе мне помогают навыки психолога. Недавно я сдала сертификационный экзамен на гештальт-терапевта. Начинала учебу для себя, но сейчас это помогает лучше понимать потребности моих коллег, эффективно идти с ними в нужном направлении, не доводить ситуацию до острой, конфликтной и вовремя включаться в разрешение задач.

Елена Плохая, координатор образовательных программ в ЕРАМ
Стереотип: преподаватели – теоретики, далекие от практических задач IT

Чтобы послушать, как Елена рассказывает о стереотипах просто нажмите на этот текст.

Я координатор образовательной программы компании ЕРАМ по направлению «Тестирование». В это направление входят две лаборатории: лаборатория функционального тестирования и автоматизированного тестирования. Кроме этого, я преподаватель Харьковского национального экономического университета имени Семена Кузнеца, кафедра информационных систем.

Моя работа включает в себя несколько активностей, начиная от того, что рассказать студентам харьковских вузах о возможностях развиваться в рамках крупной компании. Кроме этого, также работа связана с обучением ребят, которые приходят в компанию, с тем, чтобы помочь им развиваться и получить возможность сотрудничать с компанией в дальнейшем.

Один из стереотипов – преподаватель вуза, – это теоретик, которому трудно войти в реальную отрасль, в реальную IT-компанию, там, где требуется практика. Главное оружие, которое помогает нам в борьбе со стереотипами – это, наверное, мотивация, желание учиться, развиваться. ЕРАМ предоставляет такие возможности.

Программа Teachers internship – это стажировка для преподавателей. Я прошла отбор и попала на первую итерацию программы, и у меня была возможность обучаться в компании, а также попробовать свои силы в одном из внутренних проектов. Теперь я координирую эту инициативу компании и с апреля мы запускаем шестую итерацию Teachers internship в Харькове для того, чтобы эта программа помогла преподавателям актуализировать их знания и обеспечивать связку теории и практики.

Екатерина Здор, recruitment-менеджер
Cтереотип: специалиста можно найти и без рекрутера

Чтобы послушать, как Екатерина рассказывает о стереотипах просто нажмите на этот текст.

Я сотрудничаю с ЕРАМ в качестве руководителя отдела поиска и подбора персонала. Когда компании нужны новые специалисты, нанимающий менеджер приходит к нам в отдел, мы открываем вакансию и после этого начинаем искать и подбирать необходимых людей.

Я закончила университет радиоэлектроники и должна была быть программистом, но так сложилось, что мне понравилась другая профессия — работать с программистами в другой роли, помогать им с карьерными решениями, быть для них карьерным консультантом, поэтому я решила попробовать себя в IT-рекрутинге – рекрутинге для IT-компаний.

О рекрутинге много стереотипов и мифов. Самый распространенный – рекрутер не нужен, чтобы найти и подобрать необходимого специалиста. Я не буду на 100% оспаривать это, наверняка есть случаи, когда менеджеры справляются и сами.

Но!
На самом деле основная ценность рекрутера – это умение привести к общему знаменателю пожелания нанимающего менеджера, суть работы, для которой нужен специалист, реалии нашего рынка труда и условия, которые может предложить компания будущему коллеге.

Работа рекрутера начинается с прояснения заявки, кто на самом деле нужен. Дальше рекрутер, используя разные технологии, начинает поиск кандидата, он может проконсультировать менеджера, есть ли такие люди на рынке труда, сколько они стоят, в каких городах, то есть он выступает для менеджера консультантом на рынке труда.

За этим следует процесс собеседования и его организация. В компании ЕРАМ интервьюеры могут быть из разных стран, например, один из Америки, другой из Европы, третий из Азии, и это достаточно сложная работа совместить все графики и найти таймслот для собеседования. После того как нанимающий менеджер определился и готов заключить договор о сотрудничестве, рекрутер консультирует его, как сделать так, чтобы желаемый кандидат согласился на предложение и присоединился к команде.

Ксения Бай, менеджер по коммуникациям
Стереотип: коммуникации – это очень творческая работа

Чтобы послушать, как Ксения рассказывает о стереотипах просто нажмите на этот текст.

Я с EPAM сотрудничаю вот уже пять с половиной лет. В мои задачи входит работа как с внутренними, так и внешними коммуникациями. Это огромные потоки информации, это масса новостей о нашей компании: как внутренних новостей для людей, которые сотрудничают с EPAM, так и внешних новостей для тех, кто находится за пределами компании.

Я по образованию журналист, и работала три года в новостях. А потом так сложились обстоятельства, что я пришла в EPAM и ни разу об этом не пожалела. Понимаю, что именно опыт работы в новостях позволяет справляться с тем большим потоком информации, который есть в глобальной международной компании, позволяет включать мультизадачность в нужные моменты и быстро погружаться в вопросы, которые для меня как для изначально гуманитария не вполне понятны.

Я бы сказала, что один из предрассудков и стереотипов, которые возникают у моих коллег, когда они думают о работе человека, связанного с коммуникациями, это то, что это очень творческая профессия. Я не раз слышала, как коллеги говорят: «Ты же, наверное, сидишь с чашкой кофе где-то в кофейне с ноутбуком, ну вот как Керри Брэдшоу (героиня из сериала «Секс в большом городе» — ред.)». Но на самом деле, это совсем не так. Здесь тоже требуется аналитический склад ума, определенное умение планировать работу, выступать отчасти координатором. Задатки менеджера необходимы, в том числе.

Творчество, конечно, присутствует, но не в той степени, в какой подчас его видят. Но я бы сказала: то, что связывает эту работу с творчеством, – это точно вдохновение. Я пять с половиной лет черпаю вдохновение в своих коллегах, потому что меня окружают действительно крутые люди. Это люди, которым не все равно, которые всегда берутся за что-то в дополнение к своей основной работе. Просто потому, что им это интересно, просто потому, что оно их заряжает, им хочется двигаться вперед, всегда развиваться. Это очень круто, это подстегивает. И именно вот это развитие, именно движение вперед открывает новые возможности. Это очень здорово.

Меня безумно вдохновляют волонтеры, которые есть в EPAM — это ребята, которые работали и над проектом «Дія». Это ребята, которые занимаются образованием детей, обучают их основам программирования. Это мои коллеги-девушки, которые в марте всегда выходят и рассказывают подросткам, например, о том, какие есть возможности в этой сфере, кем они могут стать. И видеть глаза девчонок, которые уходят с этих мероприятий, задумываются о всех возможностях, которые перед ними лежат, это тоже бесценно.

Для меня успех в профессии — это быть эффективной и приносить пользу. Это быть быстрой, быть мультизадачной, быть собранной и развиваться. Обязательно развиваться.

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

У разі масових заворушень на вулицях міста ми вас повідомимо