Война и большой поток переселенцев в Украине привели к тому, что общество столкнулось с новыми вызовами. Волонтеры помогают адаптироваться беженцам с неподконтрольных нашей армии территорий, демобилизованным, бойцам с инвалидностью к мирной жизни, работают с эмоциями и переживаниями их близких. За три года у психологов-волонтеров накопился огромный опыт, наработаны методики. Поэтому специалисты проведут в Харькове тренинги для психологов и соцработников государственных учреждений и неправительственных организаций.
На занятиях планируют изучить стратегию антидискриминационной работы с переселенцами. Особое внимание тренеры хотят уделить детям, ведь в новых школах у ребят часто происходят конфликты со сверстниками.
«Из-за политических вопросов дети вступают в драки, происходят гонения. Игры, в которые стали играть дети, ужасают. Когда они делятся на два лагеря и кто-то кого-то не принимает. Педагоги и психологи, которые есть в школе, не готовы были раньше и не готовы сейчас предотвращать такие конфликты», — рассказывает Юлия Ибрагим, руководительница общественной организации «Асоціація багатодітних сімей «АММА»».
По словам представительницы организации «Центр прав людини «Дерево життя»» Аллы Евдокимовой, сотрудники госорганизаций по большей части имеют теоретические знания, но без должной практики многое забывается и, следовательно, в реальных ситуациях они теряются.
«Наших специалистов готовят хорошо, но они забывают в процессе работы, в той текучке о методах, которым сами научились. Наша задача — восстановить у них в памяти те навыки, только повернув в сторону острых моментов. Дать на себе прочувствовать, что такое дискриминация», — говорит Алла Евдокимова.
Эксперты называют три наиболее уязвимые категории: люди с инвалидностью, дети и старики. Они же добавляют: так сложилось, что сами разговоры об этой градации уже считаются одной из форм дискриминации.
«Даже та форма, в которой мы об этом говорим, это тоже дискриминация. Мы обосабливаем определенные категории граждан и говорим, что вот они такие дискриминируемые. На самом деле важно у них спросить, чувствуют ли они себя такими. Мы же не спросили у человека, а хочет ли он туда, в эту категорию «несчастливчиков» попасть», — отмечает руководительница волонтерской инициативы «Здорова родина — щаслива дитина» Инесса Клочко.
Тренеры-психологи рекомендуют простые способы, как каждый может проверить собственный уровень дискриминации. Например, прописать, где вы дискриминируемы и где вы можете дискриминировать кого-то, скажем, наступив на ногу в троллейбусе, не извинившись. В таких случаях важно оживить свои внутренние состояния в разных ситуациях. Второе задание: отнесите с себя к какой-то из групп по дискриминации (по месту жительства, по происхождению, по языку или цвету кожи и т. п.), а затем подумайте, к какой группе вас причисляет общество. Сравните, насколько вам комфортно в том или ином случае.
Подобная тренировка пройдет и на занятиях с экспертами: 24-25 марта и 7-8 апреля.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин