От украинских песен — к Россини и Моцарту: чем живет Народный оркестр народных инструментов имени Петра Васюры - Накипіло
Історії

От украинских песен — к Россини и Моцарту: чем живет Народный оркестр народных инструментов имени Петра Васюры

  • Анна М’ясникова
  • Ігор Лептуга
  • 19 жовтня 2021

Народный оркестр народных инструментов (НОНИ) имени Петра Васюры существует более 50 лет. Его цель — популяризировать украинские и мировые классические произведения. Коллектив доказывает, что народные песни могут звучать изысканно, а классическая музыка органична для баяна или гуслей.


15 сентября оркестр вместе с Народным украинском хором «Світанок» сыграл под открытым небом, начав концертный сезон

Сохраняя украинскую культуру


В декабре 1969 года в Харькове культурные деятели Петр Васюра и Дмитрий Остапенко создали Оркестр народных инструментов «Кругозір». Коллектив работал на базе Дворца культуры строителей имени Максима Горького (ныне — Муниципальный центр культуры и любительского искусства). Под руководством Петра Васюры в оркестре собрались люди, которым была небезразлична украинская музыка. Даже в советские времена они пытались наполнять программу именно нею.

В 1986 году оркестру присвоили звание «народного самодеятельного коллектива». После смерти Петра Васюры руководство подхватила его старшая дочь Ольга, а оркестр назвали в честь талантливого музыканта. Благодаря Ольге Васюре увеличился состав оркестра и репертуар. Она воспитала преемника Алексея Еськова.

Музыкант начинал как баянист, а сейчас может играть еще и на аккордеоне, гитаре, фортепиано, балалайке, домре (струнный инструмент), сопилке, гармошке, а также на духовых инструментах: теноре и корнете. А еще у Алексея абсолютный слух (умение определять точную высоту звуков), он настраивает музыкальные инструменты.

Еськов стал баянистом при оркестре в 1990 году. Примерно 20 лет он занимается аранжировкой произведений — приспосабливает музыкальные композиции для исполнения на народных инструментах. Сначала он помогал Ольге Васюре расписывать ноты для аранжировки, потом работал самостоятельно.

«Прежде всего я совершенствовал материалы, которые у нас уже были. А первой самостоятельной инструментовкой стала “Фантазия на темы украинских народных песен «Ніч яка місячна» и «Ой що ж то за шум» для бандуры с оркестром” Константина Мяскова. Чтобы сделать аранжировку, надо уметь играть на каждом инструменте в партитуре, и чувствовать, кто как должен сыграть. Есть произведения вокальные, инструментальные, хоровые, есть те, в которых солирует один инструмент. Последние особенно интересны. У хора свои тембры, как и у оркестра. Если эти тембры не спорят, поддерживают друг друга, это прекрасно звучит. Например, когда сопрано (высокий женский голос — ред.) дополняют домры примы, или баян в верхнем регистре», — делится особенностями работы Алексей Еськов.

Сложнее всего, говорит музыкант, аранжировать произведения, которые имеют только вокальную нотную строку: их тяжелее разложить на разные инструменты, чтобы звучало гармонично.


 


Народная музыка наряду с классической


В музыкальном арсенале оркестра — баяны, домры, балалайки, ударные инструменты, флейта, металлофон и клавишные гусли. Некоторые инструменты были изготовлены мастерами на заказ еще в советские времена. Оркестру не хватает кобзы, бандуры, цимбал и контрабаса.

Коллектив исполняет инструментальные, вокальные, ансамблевые и хоровые произведения, а также композиции с сольными партиями. Среди вокальных преобладают украинские песни, профессионально обработанные и разложенные на партии для народных инструментов: «Спать мені не хочеться», «На вулиці скрипка грає». Инструментальные композиции «Їхав козак на війноньку» (обработка Николая Лысенко), «Украинский танец» Валентина Иванова оркестр исполняет более 30 лет.

Есть и песни на стихи современных поэтов: Нины Супруненко (например, «Харківський вальс») и Ивана Стронского (например, «Танго для Марічки»). Есть произведения на стихи Тараса Шевченко. Ранее в репертуаре оркестра были и русские песни, но с 2014 года от них отказались. Также музыканты играют джазовые обработки произведений Александра Цфасмана «Фантазия на тему Джорджа Гершвина “Любимый мой”» и «Снежинки».

А еще — инструментальные классические произведения, например, «Арию Изабеллы» из оперы «Итальянка в Алжире» Джоаккино Россини и «Пантомиму» Вольфганга Амадея Моцарта. Арию предложила переделать под оркестр участница коллектива Мария Стадник. Она же иногда помогает с аранжировкой. Мария говорит: поиск произведения для пополнения репертуара может продолжаться долго, ведь не любую композицию можно гармонично разложить для оркестра

«Сложно подобрать, чтобы это звучало красиво. Например, в прошлом году мы заиграли музыку Россини, его произведение легло на оркестр. А вот с Вивальди — иначе. Я увлеклась его творчеством почти в 40 лет и узнала, что у него, кроме скрипичной, много вокальной и флейтовой музыки. Нашла одно произведение, которое, надеюсь, хорошо зазвучит в исполнении оркестра», — говорит артистка.

В оркестре женщина солирует как пианистка, вокалистка и гуслярка. С пением ей помогала Ольга Петровна Васюра. Она стала единственной преподавательницей, которая взялась заниматься с Марией. Гуслями женщина овладела почти сразу, с каждым годом совершенствуя мастерство. Наконец, в 2015 году Мария едва ли не единственная в Украине исполнила «Концерт для клавишных гуслей» Павла Барчунова. Это произведение считается сложным как для солиста, так и для оркестра.

«Мне всегда было интересно учиться играть на разных инструментах, я даже на баяне играла несколько месяцев, просто, чтобы знать. Пробовала на трубе, на кларнете, на блок-флейте. Более того, это полезно для аранжировки. Играть на гуслях интересно; я со временем почувствовала, какой это многогранный инструмент, с глубоким звуком и широким диапазоном», — делится впечатлениями Мария.


Пестрый коллектив

Первые участники оркестра не имели музыкального специальности и учились играть на репетициях. Сейчас большинство оркестрантов — с музыкальным образованием. Исполнители параллельно работают: большинство — в музыкальных заведениях, а кто-то и на заводе. Времени на репетиции и аранжировки не всегда хватает. 

Костяк коллектива — примерно 20 участников, часть из них пришли еще до обретения Украиной независимости. Однако есть в НОНИ и молодая кровь: например, дирижеру — 25 лет. За последний год в оркестр пришли несколько новых участников. Приглашают исполнителей из музыкальных школ, из других коллективов.

 

«Многие молодые музыканты, которые приходят на практику, остаются: затягивает. Даже мои друзья, которые относились к нашей музыке как к старой постсоветской фигне, попав впервые на концерт, становились фанатами», — отмечает участница народного оркестра Елена Давыденко.

Женщина более 30 лет играет на домре — струнном инструменте, нижняя часть которого похожа на половинку арбуза. В оркестр артистка попала в восемь лет и задержалась. Шутит, что просто забыла уйти.

«Я училась в музыкальной школе, где преподавал Петр Никитович Васюра. Играть у меня получалось хорошо, и он пригласил в оркестр. Через некоторое время меня забрали родители: переживали, что могу чему-то не тому научиться у взрослых. После музыкальной школы друзья, которые пошли в оркестр, уговаривали присоединиться, и я согласилась. Сейчас компания разъехалась по миру, а я продолжаю играть в оркестре. Периодически высылаю им наши фото», — вспоминает Елена.

НОНИ имени Петра Васюры можно послушать в Муниципальном центре культуры и любительского искусства и на улицах города на совместных концертах с харьковскими коллективами: ансамблями, народными хорами и с другими оркестрами. Из-за нехватки средств коллектив не может позволить себе гастроли в другие города.


 

Учасницы и участники Народного украинского хора «Світанок»

«Мы так называемая большая форма, нас особо никуда не вывезешь. Очень хочется участвовать в различных фестивалях, особенно зарубежных. У нас есть с чем туда поехать, но нужны средства. ДК помогает с инструментами, с костюмами. Но есть же понятие бюджета», — говорит исполнительница.

Коллектив выкладывает фрагменты выступлений в Facebook и на YouTube. На видеосъемку собирают собственные деньги. Ранее в соцсетях анонсировали выступления, но сейчас оркестр нуждается в услугах человека, который бы мог постоянно вести страницу.

«Еще 50 лет назад люди мало знали народные инструменты: разве что балалайку и дудочку. А градацию, что есть мандолина, домра (а они еще и делятся по звучанию) — нет. Это нужно доносить людям, потому что народная музыка имеет те же права, что и классическая. И очень красиво, когда классика исполняется на народных инструментах», — добавляет Елена.

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова