Две беседки со скамейками по периметру, столы и стулья, фонарь с солнечной панелью, — так выглядит открытое пространство FreeSky в Константиновской школе №3. Проект воплотили в жизнь педагоги и ученическое самоуправление школы.
«Идея заключается в создании пространства, где наши ученики, а также воспитанники детских садов и инклюзивного ресурсного центра, находящихся рядом, могли бы посещать занятия, а их родители — ожидать детей с уроков, секций и кружков. А молодежь, жители микрорайона, участницы и члены общественных организаций — встречаться вместе для решения важных вопросов», — рассказывает Елена Давыдова, заместительница директора по воспитательной работе.
Место для неформальных мероприятий, отдыха и учебы
Идея пространства FreeSky пришла не сразу, говорит педагогиня. Сначала учителя хотели создать в школе зеленый класс для уроков в теплые месяцы: из-за больших окон и отсутствия кондиционеров заниматься в классах на верхнем этаже жарко. А у детей была потребность в пространстве для общения и встреч.
«Эту идею мы хотели воплотить несколько лет назад. Но проекты, на которые подавали грантовую заявку, не проходили», — вспоминает Виктория Шубина, директорка школы.
Осенью прошлого года педагоги попали на учебную программу от Фестиваля социальных инициатив Plan B. Учительниц и представителей школьного самоуправления на онлайн-встречах учили, как писать заявки и реализовывать программы. Вскоре родился проект FreeSky. Это первое подобное пространство в школах Донецкой области, говорит Елена Давыдова.
«Мы мониторили, есть ли такие пространства на базе других учебных заведений, и пришли к выводу, что их не существует. Поэтому мы хотим личным примером заразить общественность города и области менять мир вокруг, а не ждать изменений», — добавляет руководительница учреждения.
Средства на содержание и развитие общеобразовательных заведений должны выделять органы местного самоуправления. Школы получают субвенции из государственного бюджета. Однако есть проблемы при распределении денег, в частности, субъектность, и часть учебных заведений не получает их в полном объеме, отмечает Служба образовательного омбудсмена. Обеспечение школ зависит от того, насколько богата община. В то же время часть общин, как финансово состоятельных, так и несостоятельных, долю расходов на содержание и обеспечение учебных заведений перекладывает на родителей.
Пространство FreeSky открылось в июле. Сначала проводить в нем мероприятия приглашали детские сады. Сейчас здесь организовали осенние ярмарки для школьников и школьниц, первые уроки и утренние круги с учениками начальной школы. Хотя учебный год недавно начался, на пространство уже есть спрос, иногда даже бывают накладки.
«У нас есть тетрадь, где мы записываем, кто и когда какое место занимает. Проводить в беседках уроки можно с любым классом. Главное — как учитель видит этот урок», — говорит Елена.
Пространство не пустует без учеников и на переменах.
«FreeSky изменил привычный формат уроков. Все стало интереснее, теперь у нас больше места, чтобы заниматься. Также можно зайти туда после школы или на перемене отдохнуть и подышать свежим воздухом», — говорит Аня Подниглазова, представительница школьного самоуправления.
Новаторские проекты
Менять школьное пространство начали примерно четыре года назад. Все началось с проекта «Интеллектуальное лидерство в образовании», участие в котором поддержала новая директорка школы. О нем узнали из Интернета и подали заявку. Педагоги выиграли стипендию и обучились командообразованию и различным подходам к развитию организации. Сейчас количество реализованных проектов (от маленьких до долгосрочных) сложно подсчитать. А не нашедших поддержки — еще больше. Средства на школьные изменения ищут везде, подавая заявки в бюджет участия громады или грантовые программы.
«В школе не было места, где мы могли бы собираться, проводить интересные тренинги и уроки. Мы подали заявку в проект “Школа мира” и выиграли. Посетили курсы (по медиации — ред.), множество тренингов: нам рассказали о толерантности, уважении к старшим. К нам приезжают гости поделиться информацией о своей деятельности. “Школа мира” помогла сплотиться, мы начали ходить туда почти каждый день. Много общаемся с ребятами из других школ, обмениваемся опытом», — делится София Давыдова, представительница ученического самоуправления.
Учительницы-мотиваторки изменений
В школе №3 впервые в городе открыли инклюзивный класс. А потом в ней появилось пространство Happy Kids. Здесь дети с особыми потребностями встречаются с психологом, физиотерапевтом и просто общаются. В школе несколько лет работает социальное предприятие «ЕкоВарня». Ученики и ученицы делают ручки из макулатуры и продают. А недавно начали изготавливать блокноты: собирают чистые листочки в тетрадях в конце учебного года, обрезают, скрепляют, красиво оформляют. Из полученных средств на Первое сентября приобрели два баннера для фотозоны.
«Наши дети ездили в Краматорск на проект “Мечтатели, меняющие мир”. Им продемонстрировали, как в Германии происходит социальное предпринимательство, и предложили разработать собственную идею. Ребятам захотелось связать это со школьной тематикой и экологией, и они решили крутить из макулатуры ручки. Сами придумали дизайн, находили видеоуроки в сети, а потом учили нас», — вспоминает Елена.
В учебном заведении работает водоочистная станция. Это единственная школа в Константиновке, где есть питьевая вода. Идею предложили дети: до этого им приходилось носить из дома бутылки с водой или покупать в магазине. Создание станции стоило 22 тысячи гривен. Деньги удалось получить из бюджета участия.
«Наши дети говорят, а мы умеем их слушать, и подслушиваем важные вещи. Так узнали, что мечты — совсем не детские. Первой их мечтой была питьевая вода, и теперь в нашей школе есть водоочистная станция. Еще узнали, что детям хотелось бы современный дизайн для школы как снаружи, так и внутри: на стенах, в санузлах, в классах. Мы работаем над этим», — говорит учительница Светлана Ильющенко.
Стены в коридоре на третьем этаже школы задекорировали рисунками Эйфелевой башни и Биг-Бена. Среди свежих идей, которые удалось воплотить, — обновление оборудования в столовой. Учительницы не планируют останавливаться. Елена говорит: когда видишь огоньки в глазах подростков, их готовность к новым проектам, невозможно устраниться. Вдохновляют и собственные дети.
«Они говорят, в городе некуда пойти, чего-то хочется — а его нет. И ты начинаешь пропускать это через себя и думать: а что я могу сделать, чтобы оно было. Почему я должна ждать, что кто-то сделает, когда могу сама достичь цели?», — признается учительница.
Малышей привлекают к творческим программам, А там, где нужен проектный менеджмент, где школьники — двигательная сила идеи, активно присоединяются ученики и ученицы 7–10 классов.
«Я всегда говорю детям: взрослые мыслят в меру собственного жизненного опыта. А дети еще не имеют туннельного мышления. Именно в игре, благодаря детским фантазиям и их свободе, появляются интересные варианты, которые взрослые даже не могут вообразить. Поэтому доверяйте детям. А дети — верьте в себя: даже если ваши мечты кажутся нереальными, фантастическими, попробуйте их реализовать. Ведь именно благодаря вашим идеям рождаются наши проекты».
Проект «Donbas Media Forum та міжрегіональне співробітництво для виробництва якісного контенту для Сходу України» впроваджується за підтримки Медійної програми в Україні, яка фінансується Агентством США з міжнародного розвитку (USAID) і виконується міжнародною організацією Internews.
Оперативні та перевірені новини з Харкова