Если планируете отметить Новый год за границей, например, в Германии, знайте: на городских елках вполне могут висеть харьковские игрушки. Еще летом индивидуальные заказы из Европы поступают в Ковшаровку (поселок в Харьковской области), где расположена фабрика елочных украшений. Именно туда «накипеловцы» отправились за праздничным настроением и немного наобум.
Зимние репортажи с выездом за город имеют особый колорит. Как правило, поездка стартует до восьми утра. И, конечно, по закону подлости в этот день погода одарит нас пробуждающим, колющим нос и щеки морозом, а дорога будет скользкой. До Ковшаровки, судя по навигатору, ехать около трех часов. Но если не знать тонкостей маршрута и слепо следовать карте, можно проехать нужный поворот... С нами именно это и произошло. «Металл» в колонках погромче, выезжаем на правильный поворот, едем уверенней.
Сонливость не отпускает ни фотографа, ни оператора, ни меня. Единогласно решаем: добираемся до пункта назначения — берем кофе. Исторически так сложилось, что в нашей области показатель развитой инфраструктуры — наличие “Кулиничей”. Если в Харькове забегаловка на каждом углу, то в поселках на подсушенные слоеные пироги и перегретый американо не всегда наткнешься. Этот вкус кофе (о котором хочется говорить только в среднем роде) ни с чем не перепутаешь. Мой набор ассоциаций плотно связан со студенчеством, когда на первую пару опаздываешь, стоя в очереди за тем самым американо. Местные «Кулиничи» расположены на въезде в спальный район: девятиэтажки, рынок, магазины — серьезная заявочка, как для небольшого городка. В глаза бросается вывеска около ларька с алкоголем. Такие гении маркетинга пропадают, думаю я…
Перед фабрикой съемочную группу встречает не особо приветливый сторож. Мы здороваемся. В ответ — молчание, настороженный взгляд и открывающийся перед машиной забор. Будем считать, это знак приветствия.
На крыльце бывшего детсада нас встречает дизайнерка елочных игрушек Ирина Мирошниченко. Сегодня она — экскурсоводка и для школьников, которые вот-вот приедут, и для нас. А мы не меньше детей радуемся всему, что блестит и переливается в музее фабрики. В зале, похожем на столовую, на длинных столах разложено все для мастер-класса по оформлению стеклянных шаров: цветные блестки, белая присыпка, шпаклевка, моток скотча, чтобы зафиксировать шар перед раскрашиванием, салфетки, вода, гуашь.
Основной материал изделий — стекло. На нем удобно рисовать, краска не растекается, в отличие от пластмассы, говорит Ирина. Раньше на фабрике был цех, где мастера выдували украшения из стекла, но как только утилизация отходов подорожала, отдел закрылся. Теперь стеклянные заготовки покупают у Китая, и, уверяет дизайнерка, их качество не уступает отечественному.
В комнате полно игрушек из новых и предыдущих коллекций: авторские с ручной росписью, с разнообразным декором из ваты, фетровых или флисовых фигурок, приклеенных и на стеклянные, и на деревянные изделия. Из древесины — в основном подставки, подсвечники, рамочки, пасхальные сувениры. С крупными партиями украшений художникам помогают справиться станки. На шар ручной работы тратится от трех до 12 часов (длительность зависит от сложности эскиза), а машина за 20 минут отпечатывает около сотни рисунков.
Это называется тампопечать. Наклеиваются пластины, выжигаются под рисунок, тампон выезжает, обмакивает краску и отдает шарику. Вообще он предназначен для четырех цветов красок, но сейчас заказ только на две, — показывает нам свое рабочее место Николай Антипов. — Это еще полуфабрикат, как говорится. Дальше его еще будут разукрашивать художники.
Слесарь-ремонтник по печати начинал работать на предприятии охранником. Когда пригласили поменять должность, Николай, долго не раздумывая, согласился. Зарплату платят стабильно, работа рядом с домом. Что еще надо?
Для фанеры и ткани используются лазерные станки. Они вырезают детали, из которых декораторы собирают полноценные украшения и сувениры. Проходим мимо коробки с деревянными гусями — их придумала Ирина. Отдельно к основной фигурке крепятся крылья. Заказы на такие пасхальные подарки поступают уже зимой.
Изначально дизайнер разрабатывает рисунок, затем он оцифровывается, а в компьютере задается алгоритм вырезания елочек, грибочков, звездочек и прочих мелочей.
Эскиз утверждает директор, игрушку заносим в каталог продукции. По оценкам заказчиков смотрим, что в текущем году хуже пошло в продажу, и в следующем году уже стараемся такого не делать, — рассказывает Ирина Мирошниченко.
Поднимаемся на второй этаж — стойкий запах краски усиливается. Новогодняя атмосфера здесь круглый год. Трудно представить, что и в жару — тоже. Художницы шустро дополняют напечатанный символ грядущего года — свинок — свежими снежинками и узорами. Обсыпают рисунок светлым блестящим песком, стряхивают лишнее, обметают большой кистью — и готово.
Люди, создающие праздник, выглядят совсем не празднично. Ловим отчасти безразличные взгляды работниц. Как только оператор отводит камеру в сторону, одна из сотрудниц выдает: Новый год она вообще терпеть не может. А вы как думали?
Я уже привыкла к этой работе, и она не кажется мне рутинной. Бывает интересно подбирать краски, задания разнообразные... Каждый год — то свинка, то петушок. За день получается разукрасить примерно 120 шаров диаметром 85 мм. Конечно, если дизайн полегче, можем и больше успеть сделать. Я себя художницей не считаю. Все-таки, чтобы нарисовать что-то, талант нужен посильнее…, — говорит Марина Дубовик, работающая на фабрике уже 20 лет.
На секции декора к процессу подходят тщательнее. Женщины лет пятидесяти аккуратно укладывают на поросят смазанные клеем крошечные красные шапочки — так игрушки выглядят праздничнее. Готовая продукция переходит в соседний зал — упаковочную. Там же можно и затариться.
Уверена: если раньше вы были безразличны к новогодним безделушкам, то после воодушевляющей экскурсии захотите купить всего понемногу: и себе, и на подарки, и на работу что-нибудь прикупить — корпоративную елку украсить. Тем более, цены здесь в два раза ниже рыночных. Самые скромные шарики стоят 28-40 гривен, одни из самых дорогих — от 65-ти до 85-ти гривен.
Оперативні та перевірені новини з Харкова