В Харьковском национальном университете имени В. Н. Каразина открылся симуляционный центр медицинской подготовки. Здесь студенты медфакультета смогут научиться работать с пациентами, а интерны, аспиранты и медработники — повысить квалификацию.
В центре собраны современные манекены и симуляторы разработчиков медоборудования из Дании, Израиля, США и других стран. На обустройство комплекса университет потратил почти 80 миллионов гривен. Деньги использованы из спецфонда, состоящего, кроме прочего, из платы за образование от украинских и иностранных студентов.
«Це далеко не перший симуляційний центр в Україні, але за сукупністю манекенів, рівнем симуляторів, мабуть, найкращий серед комплексів такого типу. У нас є унікальні зразки, які вперше завезені в Україну», — рассказывает директор центра Андрей Тележный.
На площади 540 квадратных метров воспроизведена работа нескольких отделений современной клиники: представлены блоки акушерства и гинекологии, педиатрии и неонатальной помощи (работа с новорожденными), модуль неотложной помощи, комната компьютерных симуляций, хирургический блок и другие. Разобраться с аппаратами и отработать навыки в стрессовых ситуациях студентам помогут инструкторы.
«Відпрацювання правильних рішень буде виконуватись на симуляторах та під час сценаріїв. Останні частіше за все розробляються інструкторською командою, або беруться ситуації з життя та адаптуються. Це така собі додаткова опція в навчанні майбутніх спеціалістів, що дозволить проробити всі рівні компетенцій», — описывает процесс обучения Тележный.
Одна из университетских аудиторий превратилась в настоящую палату с пациентками. В этом боксе на манекенах будущие врачи смогут оттачивать навыки гинеколога: от обследования женщины до принятия родов. Врач-интерн и завотделением Мария Томах охотно демонстрирует, как устроены куклы и организован процесс обучения.
«Этот симулятор показывает все возможные положения плода (внутри матери), кроме разве что поперечного. В нем родить не можем (спинкой ребенок никак не пройдет). В таком случае вместе с куклой переходим в операционную на кесарево сечение. Это полноценная операция, все максимально реалистично», — говорит Мария.
Возле каждой «пациентки» — монитор с ее показаниями: пульсом, артериальным давлением, частотой дыхания. Инструкторка на компьютере моделирует ситуацию, изменяя параметры на аппарате. Задача студента — оценить показатели и правильно среагировать.
«Мы полностью контролируем симуляции: можем вести родовую деятельность, задавать любые параметры, например, изменить частоту сердцебиения. Также можем усложнить задачу студенту или, наоборот, облегчить. Допустим, создать экстренную ситуацию, при которой нужно начать сердечно-легочную реанимацию», — характеризует возможности оборудования завотделением.
Рядом — комната с маленькими «пациентами». Здесь одни манекены предназначены для оказания неотложной помощи, другие — для обеспечения ухода за ними. К каждой модели прилагается монитор и планшет управления. «Пациенты» могут менять цвет, рассказывать о своих жалобах, имитировать спазмы и другие недомогания.
Анатомия в 3D
Если другие залы предназначены для студентов старших курсов, то в комнате компьютерной симуляции могут обучаться даже первокурсники. На интерактивном анатомическом столе представлено трехмерное изображение тела человека. При этом функции стола позволяют отдельно рассмотреть сосуды, мышцы и даже внутренние органы. Этот аппарат будет полезен и для будущих ветеринаров: в программу устройства загружены анатомические модели животных (включая изображения частей тела с патологиями).
Эта зона имитирует операционную. С одной стороны комнаты стоят в ряд хирургические столы. Рядом с каждым — столики операционной медсестры, на которых аккуратно расположены скальпели, иглодержатели, зажимы и другие инструменты.
С другой стороны комнаты — тренажеры для отработки навыков. На хирургических станциях студенты будут обучаться завязывать узлы и накладывать швы (для этого даже есть силиконовая кожа). На еще одном аппарате, лапаробоксе, ребята смогут попрактиковаться вязать узлы специальными инструментами в имитированной брюшной полости.
Особенная гордость создателей центра — комната 3D-симуляций. На лапароскопических тренажерах будущие хирурги могут отработать операции в брюшной полости. Студенты управляют приборами, а изображение с их действиями (например, в желудке) выводится на экран. Еще можно потренироваться проводить эндоскопию, управляя аппаратом в виде длинного шланга внутри желудочно-кишечного тракта.
Ультразвуковой ментор позволит увидеть, как выглядит почка, поджелудочная железа или другая часть тела. Параллельно с УЗИ-изображением показано схематическое расположение органов, чтобы студент понимал, что он в данный момент пытается разглядеть у манекена.
Палаты интенсивной терапии выглядят как в американских фильмах. Пост врача от боксов отделяют стены со стеклянными перегородками. Камеры фиксируют, что происходит в других комнатах, а изображение выводится на монитор постового. В реальных условиях на экране отображаются показания приборов в палатах, чтобы врачи могли отслеживать изменения состояния пациентов, поясняют инструкторы.
В боксах расположены манекены для отработки оказания неотложной помощи, в том числе — сердечно-легочной реанимации. Чтобы запустить сердце, реанимирующий должен давить на центр грудной клетки пациента с определенной силой и частотой. Для отслеживания силы надавливания в один из манекенов вмонтирован прибор со шкалой: стрелка в ней опускается и поднимается в зависимости от нажатий. На другом тренажере подсвечиваются имитированные вены. Они показывают, доходит ли кровь до головного мозга.
Если запустить самостоятельно сердце не удается, студенты применяют дефибриллятор. Здесь стоит точно такой же, какие используются на скорой. Кстати, перед запуском тереть друг об друга части дефибриллятора не нужно — это художественный прием, замечает инструкторка Дарина Кизман.
В отдельной части бокса — станция для тренировки на живых моделях. Здесь студенты смогут практиковаться друг на друге делать кардиограмму.
В углу комнаты находятся манекены для интубации. Они выполнены в виде человеческой головы. Сбоку видно строение органов в шейном отделе. Если студент при отработке интубации неправильно запрокинет голову, воздух может пойти не в легкие, а в пищевод, — тогда манекен издаст звуковой сигнал.
На других симуляциях можно поучиться накладывать жгут или делать уколы в вену. Отслеживать правильность действий помогают датчики на манекенах.
«Когда ты сталкиваешься с реальной жизнью, многие вещи кажутся не такими, как написано в книжках. Когда нас обучали (в университете — ред.) не было многозадачности, а в реальности она присутствует. Ты нервничаешь, а нужно успевать следить за многими аспектами: какое дыхание, где течет кровь, наблюдать за головой, ногами. Манекены в этом очень помогают», — раскрывает детали Дарина Кизман.
Оперативні та перевірені новини з Харкова