Совместный проект медиагруппы Накипело (Харьков, Украина) и Sova News (Тбилиси, Грузия) создан при поддержке Internews в рамках проекта «Усиление независимых СМИ в Европе и Евразии».
Сталин действительно стоит отдельной фигурой во всей истории многолетней грузинской декоммунизации. Еще в конце 80-х в Грузии активно и бесповоротно расправлялись со всеми забронзовевшими советскими героями... кроме Сталина.
Он родился в грузинском городке Гори в ста километрах от Тбилиси. Мы отправились туда на такси. И сама дорога, и раскинувшиеся вокруг пейзажи рисовали в нашем воображении маленький аутентичный городок. Однако мы удивились, оказавшись в типичном населенном пункте постсоветского периода, который, если бы не рельеф вокруг, сошел бы за любой восточноукраинский райцентр.
Музей Сталина построил и открыл Лаврентий Берия, бывший на тот момент Председателем Совета Министров СССР, в родном городе диктатора еще при его жизни, в 1951 году.
Это внушительное здание в стиле сталинского ампира — архитектурный центр городка. Учитывая размеры Гори, выглядит массивное строение довольно нелепо. Маленький дом, где родился Сталин, встроен в сооружение, накрывшее его, как саркофагом. Вокруг все ухожено, и это явно популярное место среди туристов.
Рядом с основным музейным зданием «припаркован» бронированный персональный вагон, перевозивший по стране почти царскую фигуру вождя.
В Гори мы встретились с местным активистом — одним из немногих, кто занимается развенчанием культа личности знаменитого земляка.
«Если спросить любого жителя Гори, или вообще любого грузина, что для них важно, никто не ответит «Сталин». Но если конкретно задать вопрос, как относятся к Сталину, у некоторых есть до сих пор позитивные сантименты по отношению к нему. И сам музей тоже оставляет положительное впечатление о Сталине», — отмечает Нико Цикаридзе.
По его мнению, большинство местных жителей относится к бывшему вождю нейтрально, потому что недостаточно хорошо знают историю и что именно делал Сталин, а лишь слышали мифы и легенды.
«Даже я и мои знакомые, друзья часто спорим по поводу Сталина в социальных сетях: у многих очень разные впечатления и знания о том, каким он был», — говорит Нико Цикаридзе.
Местные жители в Гори не поддерживают активистов. Люди воспринимают их деятельность скорее агрессивно, сокрушается Нико, и в городке довольно много фанатов Сталина. Немало их и среди местных бизнесменов.
«Мы с друзьями иногда шутим, что если бы Сталин сейчас ожил, первые, в кого бы он стрелял, — эти бизнесмены. Один из них — бывший спортсмен, у него здесь ресторан, который раньше назывался «Спорт-кафе», а сейчас он переделал его в «Жозеф» в честь Сталина. Там висят фотографии и картины с ним, есть купе, где можно поесть, и там есть бюсты Сталина», — говорит активист.
Нико уверен, что ресторатор делает это не ради бизнеса, а именно из любви к вождю. На день рождения Сталина со всей Грузии в Гори съезжаются автобусы с фанатами и теми, кто такие поездки финансирует: бизнесменами наподобие местного ресторатора.
Музей — главная точка Гори, куда едут все туристы. Хотя в городе и округе больше 200-т достопримечательностей, музей остается самым популярным местом, остальные исторические памятники в туры не включают.
Один раз в год — 8 мая, в День Европы — в городке активисты проводят акции и перформансы против сталинской идеологии. Иногда акции устраивают еще и в день рождения Сталина. В социальных сетях есть группа «Мой Гори», там поднимаются вопросы противодействия местному идолопоклонничеству. Нико Цикаридзе, наш собеседник, как раз из числа тех, кто этим активистам помогает:
«Трудно сказать, сколько людей нас поддерживают, потому что каждый раз узнаешь все больше противников. Когда на день рождения Сталина я написал пост в группе «Мой Гори», выступило много людей, настроенных крайне агрессивно. К нашим публичным акциям в Гори вообще не присоединяются. Есть только одна группа из 57-ми человек, где мы все друг друга знаем. Что бы кто-то пришел извне и поддержал, такого нет».
Нико убежден: чтобы отношение к Сталину в Грузии начало меняться, самое главное и первое, что должно измениться — образование. Большая проблема — педагоги, которые сами нередко являются сталинистами. Именно они передают молодому поколению три главных нарратива:
«У них такое мировоззрение — гомофобия, поклонение церкви и поклонение Сталину. Церковь, несмотря на то, что коммунисты боролись против религии, поддерживает их идеи: церковников устраивает, когда люди слепо чему-то верят. Это тоже большая проблема. Если поменять подход к изучению истории, и тех, кто будет ее преподавать, тогда что-то изменится. Из-за образования и среды, молодые люди, если их спросить о Сталине, могут ответить что-то вроде: «Да, он был хорошим типом», — рассуждает активист из Гори.
Были у местных активистов надежды на принятую в 2010 году Хартию Свободы, однако и это не дало ожидаемых результатов.
«У нас в Гори до сих пор есть проспект имени Сталина, и осталась символика на разных сооружениях. Чтобы это убрать, должна собраться комиссия, которая решит этот вопрос. Но комиссия так до сих пор и не собралась»
Роль Сталина в советской колонизации Грузии лишь сейчас осознается активной частью грузинского общества. Происходит это очень медленно и только по личной инициативе некоторых историков и общественных активистов.
Отношение к Сталину в Грузии — это отдельная и для многих проевропейски настроенных грузин грустная история. «Гори — это наше горе», — позволю себе процитировать свою коллегу, редакторку одного из самых прогрессивных грузинских новостных порталов.
Мы были удивлены количеством различных товаров с изображением Сталина в лавках Тбилиси. Сами продавцы по-разному отвечают, почему им так важно продавать сувениры с изображением этого земляка. Основная причина — деньги. Такой товар — местная экзотика, отлично продается, особенно российским туристам. А от одного из продавцов на вопрос о роли Сталина в грузинской истории услышали: «Если бы Сталин был жив, сейчас жить было бы лучше. И не было бы такого, как в соседних странах, и беспорядков бы не было».
Как и активист из Гори Нико Цикаридзе, депутат грузинского парламента Георгий Канделаки причиной неприкосновенности и сакральности фигуры Сталина у грузин считает серьезные пробелы в образовании.
«Даже образованные грузины, которые не фанаты Сталина, не знают, какую роль он сыграл в контексте истории самой Грузии. Много времени прошло, и потом — Сталин был грузин. Его фигура имеет важное значение в сегодняшней пропаганде. У российской пропаганды в Грузии есть много друзей, они конструируют фальшивый антизападный грузинский национализм, где центральную роль играет фигура Сталина. В этой мифологии, где все ложь, Сталин — это гордость. Что вот он был из бедной семьи, из маленького захолустья, многого добился, выиграл войну. Не должен ли патриотичный грузин гордиться им?! А те, кто говорит о противоположном, — предатели. Это работает», — объясняет Георгий.
Наши собеседники сходятся во мнении, что проблема большинства грузин — именно в незнании, какую скорбную роль сыграл Сталин в истории грузинской государственности. Сколько грузин было уничтожено за все годы сталинских репрессий — неизвестно до сих пор.
Практически репрессии в Грузии начались сразу после установления большевистского оккупационного режима (февраль-март 1921 года). К середине 20-х годов советская власть добилась значительных успехов в подавлении сопротивления оппозиционно настроенных грузин.
Историками установлено достоверное количество жертв политических репрессий за 1937—1938 годы. Тогда в Грузии проживали два с половиной миллиона человек. Только за два этих года были репрессированы примерно 29 тысяч грузин. Из них более 14-ти тысяч расстреляны, остальных отправили в ссылку. Под репрессии попали, в том числе, известные писатели, композиторы, поэты и художники, научные деятели. Самые светлые умы страны были объявлены «врагами народа» и «вредителями».
Таково влияние Сталина на судьбу родной Грузии, где до сих пор некоторые почитают его как героя.
Алеко Элисашвили, тбилисский активист: «В начале 90-х все убрали, никакого Ленина или его друзей нигде вы не найдете. В Тбилиси есть несколько улиц, названных именами неизвестных большевиков, где-то на периферии, или в провинции. Единственная проблема — это Сталин, особенно в Гори. Ну представьте: вы живете в маленьком городе, и из этого маленького города вышел такой огромный монстр, его все знают и уважают. Кто-то уважает, кто-то ненавидит: старики, которые в Гори живут, думают, что уважают все. А молодежь — нет».
Однако иначе считает Лаша Бакрадзе, директор Тбилисского Государственного музея грузинской литературы и сооснователь организации «Совлаб» — одного из немногих грузинских общественных объединений, которое занимается изучением советской эпохи. Он не видит большой опасности в сакрализации фигуры Сталина для Грузии:
«Знаете, вы поедете сейчас в Гори и увидите все абсолютно сталинское, музей Сталина. Но я должен сказать, что идеологически Сталин для Грузии сегодня ничего не значит. Вот для России он — герой, который создал великую и огромную страну, а для Грузии — нет. Люди не воспринимают его как часть коммунистической идеологии. Это очень примитивный национализм, провинциальный: “мы были колонизированным народом, а наш мальчик из Гори поехал и стал шефом метрополии”. Это, скажем так... satisfaction (ред. — компенсация). Несмотря на то, что мы были под Россией, над Россией был Сталин. Очень примитивное отношение, но люди, полагающие, что Сталин не такой уж и плохой, главным образом к этому идут, а не к коммунистической идеологии».
Сооснователь «Совлаба», общественной органиции «Исследовательская лаборатория советского прошлого» Иракли Хвадагиани рассказывает историю про одну деревню в Кахетии. В центре деревушки стоял мемориал погибшим во Второй мировой войне, а рядом — памятник Сталину. Его в свое время снесли, но сам памятник не уничтожили. Сначала жители деревни его просто спрятали, а потом, когда ныне правящая партия «Грузинская мечта» пришла к власти, его вернули на место и открыли на торжественном мероприятии. А на постаменте памятника, на обратной стороне — грузинское стихотворение о Сталине. Автор на памятнике не указан, но это был поэт, которого расстреляли в 1942 году в рамках террора.
Это изумительный пример, по мнению Иракли Хвадагиани, когда достаточно добавить имя автора и информацию о нем, — и этот памятник Сталину стал бы не пропагандой тоталитаризма, а наоборот, разоблачением.
«Когда была волна против символики, власть ее поменяла. Но потом лица Сталина вернулись назад, потому что в голове ничего не изменилось. Просто указание, чтобы убирали вот это из публичного пространства, ни к чему не привело: люди не понимают, почему это неправильно», — рассказывает Иракли.
Тот самый музей Сталина в Гори тоже мог бы быть не памятником вождю, а местом разоблачения советского тоталитаризма. Во время пребывания у власти Михеила Саакашвили был предложен дорогой и амбициозный проект реформирования музея. Подключились историки из разных стран, которые вместе с грузинскими коллегами предложили трансформировать Музей Сталина в Музей сталинизма. Там параллельно с существующей экспозицией планировалась экспозиция, рассказывающая о годах советского террора, репрессиях, грузинах, погибших в результате советской оккупации. Но в 2012 году проект трансформации музея в Гори был остановлен.
По мнению наших собеседников, музей Сталина в Гори даже в сегодняшнем виде ни в коем случае не должен быть разрушен.
Лаша Бакрадзе: «Нигде люди так хорошо не могут понять: каким примитивным, каким жалким явлением была советская пропаганда. Я считаю, музей надо сохранить, но сделать в том же здании параллельную экспозицию с информацией, которой там сейчас нет: о терроре советского времени не сказано, ничего не представлено правдивого о коллективизации, индустриализации. Нужно, сохранив старое, сделать параллельную выставку. Очень надеюсь, что это время придeт, и что этот музей не разгромят».
Оперативні та перевірені новини з Харкова