В Харьковской области только официально зарегистрировано около 200 тыс. жителей Донбасса, которые вынуждены были покинуть родной край из-за войны. Наибольшее количество ВПЛ в нашем регионе осело в Харькове — более 100 тыс. человек.
Обосновавшись кое-как на новом месте, большинство переселенцев ждут окончания военного конфликта, чтобы вернуться домой, где было самое главное — собственное жилье.
«Безусловно, люди, которые покинули свои дома не по своей воле, хотят вернуться обратно. Для тех, кто захочет остаться в Харьковской области, мы создадим максимально комфортные условия, — подчеркнул заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации Михаил Черняк. — Наша область смогла сдержать военную агрессию и остаться мирной. При этом мы приняли самое большое количество переселенцев из зоны АТО и оказали им всю необходимую помощь, как финансовую, так и психологическую».
По словам чиновника, сегодня остается немало вопросов, которые еще нужно решать, однако при поддержке украинских общественных организаций и их западных коллег их удастся решить.
В том, что главная цель — наладить взаимоотношения между переселенцами, волонтерами, международными благотворительными организациями, органами власти и министерствами, убеждена и советник Министра социальной политики по вопросам ВПЛ в Харьковской области Анастасия Бондаренко.
Самым весомым успехом сегодня, по словам Бондаренко, является налаженная система взаимодействий между областями и миграционной службой.
«Проблема восстановления документов остается одной из самых непростых. Наша система не была рассчитана на такие события. Выдача справок, социальные выплаты, льготы — все это требует дополнительных законодательных актов», — отметила советник Минсоцполитики.
Еще одна актуальная проблема — это проблемы с жильем. Каждый третий переселенец нуждается в крыше над головой. В рамках международной благотворительной программы в регионе предусмотрено восстановление 16 объектов для передачи их под жилье ВПЛ. Причем на двух из них в Мерефе и на одном в Балаклее работы уже начаты.
А вот вопрос с трудоустройством, благодаря заслуге волонтерских центров и их программам по переквалификации и восстановлению бизнеса, по словам Бондаренко, сегодня стоит не так остро.
«Работа есть, — подчеркивает советник Минсоцполитики. — Но переселенцы не всегда готовы на те условия, которые им предлагают».
Изначально помощь, которую оказывали жителям Донбасса, оставшимся без крова, была сосредоточена в Харькове. Для тех, кто не имел возможности приезжать из маленьких городов и сел на консультацию или за гуманитарным набором была создана «Станция Регион».
Четыре новых пункта помощи открыли в городах Чугуев, Барвенково, Балаклея и поселке Купянск-Узловой, а также поддержали волонтеров, которые на тот момент уже работали в Изюме. С середины лета все эти пункты предоставили более 24 тыс. информационных консультаций, 5,8 тыс. — юридических и 2,6 тыс. — социально-психологических. Всего — более 30 тысяч. Кроме того, в рамках проекта были созданы три мобильные группы, предоставляющие правовую и психологическую помощь переселенцам, проживающим в отдаленных населенных пунктах региона.
«Мы видим, что очень большая работа еще предстоит перед государственными органами на будущее. Тем не менее, необходимо отметить, что некоторые улучшения уже есть. Много вопросов возникало по поводу пропусков, особенно когда они были бумажными. Процедура получения могла затянуться на 2–3 месяца, не было никакой обратной связи. Сейчас у людей есть возможность получить электронный пропуск, ситуация улучшается, — отметила специалист по защите Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Харькове Анна Кирвас. — Надеемся, что ситуация также улучшится и с поиском рабочих мест для интеграции переселенцев».
По мнению Кирвас, для решения проблем необходим комплексный подход с привлечением внутренне перемещенных лиц, представителей гражданского общества, зарубежных партнеров и государственных органов.
Контактная информация пунктов помощи переселенцам:
— «Станция Харьков», Харьков, ул. Дмитриевская, 25. Тел.: 066-694-96-78 (пн–пт 11:00–16:00, сб 11:00–15:00);
— «Под Арочкой», Изюм, ул. Соборная, 31. Тел.: 095-303-35-91, 098-986-37-09 (пн–пт 9:30–17:00);
— «Станция Дана», Купянск-Узловой, пер. Театральный, 3. Тел.: 099-567-82-89 (пн–пт 11:00–16:00, Сб 11:00–15:00);
— «Станция Надежда», Барвенково, ул. Ленина, 3. Тел.: 050-245-49-15 (пн–пт 10:00–16:00);
— «Станция Чугуев», Чугуев, ул. Розы Люксембург, 14. Тел.: 097-069-49-72 (пн–пт 10:00–16:00);
— «Станция Балаклея», Балаклея, ул. Октябрьская, 16. Тел.: 066-920-04-33 (пн–пт 9:00–15:00).
Проблемы, с которыми пришлось столкнуться переселенцам:
— отказ (3,8%) и затягивание (3,8%) оформления документов в миграционной службе;
— проблемы с получением справки переселенца в соцслужбе — 3,2%*;
— отказ в трудоустройстве при поиске работы — 12%;
— отказ при попытке арендовать жилье — 12%;
— завышение стоимости аренды жилья — 8,2%;
— отказ в предоставлении финансовых услуг банком — 5,1%;
— отказ в приеме ребенка в детсад или школу — 1,9%;
— отказ в предоставлении помощи в медучреждениях Харьковской области — 1,9%;
— проблемы с постановкой на учет в центре занятости — 5,1% (связаны с отсутствием необходимых документов у ВПЛ);
— отказ в предоставлении бесплатной медпомощи (оплата анализов и лекарств) — 19%;
— проблемы с получением пенсий и др. соцвыплат — 17,1%.
Результаты мониторингового исследования, которое волонтеры «Станция регион» провели в Харьковской области, опросив 158 человек.
* — Факты неполучения справки переселенца были отмечены в Балаклейском, Изюмском, Купянском и Лозовском районах.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин