«Мы задумали этот ролик, чтобы показать, что каждый из нас, возвращаясь с войны, привозит ее с собой» – из поста в ФБ
«В Одесі від вибуху гранати загинув ветеран АТО. Правоохоронці встановили, що правою рукою чоловік тримав гранату РГД-5, а лівою – кільце від неї. Друзі та знайомі загиблого ветерана АТО зауважують у соцмережі Facebook, що останнім часом він перебував у депресивному настрої»- UA:Українське радіо.Одеса
Когда читаешь в официальных документах «план заходів з героїзації учасників АТО» — становится неловко. Теряется ощущение жизни. Происходит обезличивание и деперсонализация ветеранов, живых людей. Чрезмерная героизация лишает ветеранов права на проявление его человеческих качеств. В период адаптации к мирной жизни это становится дополнительной нагрузкой на психологическое состояния и усложняет процесс восстановления личных и социальных связей. Требование общества соответствовать идеалу лишает ветерана своего места в гражданской жизни. Кроме того, со стороны общества высок риск после фазы героизации ветеранов испытать в них разочарование.
Война и участие в ней влияют на сознание человека, подвергая его серьезным качественным изменениям. Существенно меняется мировоззрение и система ценностей. «Переход» из войны в мир не менее сложен, чем «вход» в нее.
Условия войны требуют дисциплины как необходимого условия выполнения боевой задачи в сочетании с выживанием. В то же время актуализируются такие качества, как инициативность, находчивость, сообразительность, способность принимать самостоятельные решения в сложной и неопределенной ситуации. Таким образом, с одной стороны, возвращается исполнитель, привыкший к подчинению и четкому распорядку. С другой стороны, формируется сильный, независимый характер, волевая личность, способная принимать решения, руководствуясь реальной обстановкой и собственным боевым опытом. Растет осознание своей ценности и значимости. Но важно понимать, что в чрезвычайных условиях выявляются не только лучшие, но и худшие человеческие качества. Из-за опыта войны, сложного, противоречивого, жестокого, ветеран ощущает себя чужаком. Этот опыт изолирует и часто, именно те, кто нуждается в помощи – отказываются от нее.
Бытие перед лицом смерти переставляет акценты: становится несущественным то, что составляет повседневную человеческую жизнь. Боевые действия, как и многие экстремальные ситуации, проявляют те свойства личности, которые в мирное время оказываются в какой-то мере второстепенными. Военный опыт становится мерилом ценностей и в гражданской жизни. Множество проявлений реальной жизни упрощается до одного-единственного смысла: борьба, риск, балансирование на грани гибели — все остальное становится незначительным и скучным. Самым светлым, чистым и ярким в памяти и биографии оказывается война. Возвращение к будничной жизни становится трудностью. Возникает желание вернуться обратно, «туда, к своим». Если это невозможно, то воссоздаются ситуации, где человек может пережить нечто подобное, хотя бы отдаленно. И это вынуждает объединяться в замкнутые тусовки, группы, силовые организации разных направлений. Милитаризованное сознание существенно начинает влиять как на его носителя, так и на общественные процессы.
Станет опыт войны социальным капиталом или социальной катастрофой зависит во многом от того, как общество относится к ветерану и войне. Уважение и внимание — постоянное и системное, как часть общественной культуры, а не от мероприятия к мероприятию. Получение определенного социального признания за свой труд военного, сложный, полный трудностей и риска. Это будет способствовать проявлению чувства общности, которое даст силы ветерану принимать участие в повседневных делах семьи и общества.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин