Как известно, с польской общиной и ее деятелями связанно немало славных страниц в истории нашего любимого города.
В 2011 году в рамках совместного проекта генерального консульства Республики Польша в Харькове и ЦНБ ХНУ по результатам симпозиума «Известные поляки Харьковщины» был выпущен крайне информативный буклет «Поляки на карте Харькова». Содержалась в нем информация о местах, связанных с поляками и короткие биографические данные об известных личностях.
Однако, многие из нас, проходя по прекрасной улице Гоголя, даже не догадываются, что в ее недрах сокрыт прекрасный памятник авторства донецкого скульптора Александра Поражнюка.
В 2009 году в честь празднования 150-летия со дня рождения и 85-летия со дня смерти, при входе в кафедральный собор Успения Пресвятой Девы Марии торжественно был открыт мраморный бюст Константину Горскому.
Для того, чтобы увековечить память этого человека, да еще и в таком месте, у поляков причины были немалые.
Родившийся 13 июня 1859 года в городе Лида Константин Киприанович Горский (Konstanty Antoni Gorski) жил и творил в Харькове 29 лет. Одним он известен как талантливый композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижер, общественный деятель, автор романсов, опер и множества инструментальных произведений.
Другие знают его как одного из основателей культурного общества «Дом Польский» в Харькове.
Третьими он почитаем как основатель и руководитель церковного хора в католическом приходе, четвертые уважают его как одного из лучших преподавателей Харьковского музыкального училища. Сам Петр Ильич Чайковский считал Константина Горского одним из лучших исполнителей своего скрипичного концерта.
В 1919 году этот прекрасный композитор покидает наш город и возвращается в Польшу, где его имя и по сей день пользуется большим уважением и популярностью. В харьковском же периоде жизни Константина Горского было много триумфов. Например, в газетах 1903 года можно встретить следующее строки:
«С большим успехом прошел 21 октября ежегодный концерт преподавателей местного музыкального училища И. Р. М. О. пианиста Р. Геника и скрипача К. Горского».
По словам местного музыкального критика, «господин Горский — талантливый скрипач и дирижер, но еще более талантливый композитор, заканчивающий в настоящее время сочинение оперы на сюжет из польской литературы, еще недостаточно оценен в этой сфере своей деятельности. Скромная роль преподавателя музыкального училища, требующая большой затраты времени и сил, квартетные и симфонические концерты с репетициями и подготовкой к ним учеников, обычные польские вечера, в которых Горский принимает всегда также живое участие, как и во всех музыкальных делах костела, сильно тормозят его творчество. Это, однако, не мешает надеяться, что все-таки Горский займет подобающее его таланту место среди русских композиторов».
Однако ровно через 10 лет доброе имя, известность, признание современников, в общем, все, чего достиг Константин Горский, неожиданно обратилось в прах. В 1913 году Горский уходит из музыкального училища, а харьковцы перестают ходить на его концерты. Что же стало причиной заката карьеры того, кому так рукоплескали на концертах?! Для многих это и по сей день остается загадкой. Те же, кто знают, говорить о причине падения Горского не любят, поэтому не ищите ответа в интернете, ибо история слишком грязна.
При работе с одним из наиболее авторитетных, популярных и читаемых музыкальных изданий того времени, «Русской музыкальной газетой», в майском номере за 1913 год мной был обнаружен весьма интересный материал.
«Харьков. Нам сообщают о страшно некрасивой истории, разыгравшейся в здешнем музыкальном мире.
Один из лучших учеников местного музыкального училища по классу скрипки Константина Горского, Каравайчук, окончил года 3 тому назад училище и с тех пор заявил себя дельным дирижером. Он сформировал оркестр любителей и неоднократно организовывал вполне удачные симфонические концерты, и по программе, и по исполнению. После смерти небезызвестного в Харькове дирижера Фр. Кучера он стал во главе студенческого оркестра Технологического института и прекрасно вел свое дело, получив вполне хорошие, заслуженные отзывы своих прежних профессоров, включая директора училища И. И. Слатина и своего профессора — К. Горского.
Минувшим летом последний рекомендовал Каравайчука (артистический псевдоним — Караваев) своему брату Ивану Горскому в Тифлис, где Каравайчук должен был быть его помощником, 2-м дирижером. На почве дирижерской ревности разыгрался конфликт. Иван Горский (как о том сообщил и наш корреспондент П. Бебутов) не имел успеха, а, наоборот, молодой Каравайчук обратил на себя внимание публики. Дело кончилось разрывом — Каравайчук должен был уйти. На предстоящий летний сезон Севастопольская городская управа пригласила Каравайчука дирижером летнего оркестра, на место которого метил Иван Горский. С целью дискредитировать Каравайчука последний напечатал в «Крымском вестнике» письмо некрасивого свойства и, к сожалению, был в этом случае поддержан своим братом, который поместил в той же газете отзыв о своем ученике Каравайчуке, порочащий его доброе имя и его музыкальные данные и, в то же время, потребовал от него обратно свое собственное удостоверение, написанное в 1910 году! Всю эту печальную историю поведал Каравайчук в харьковском «Южном крае» с целью реабилитировать себя. К счастью, этот некрасивый инцидент закончился благополучно. Хотя севастопольская управа и вызвала для объяснения Каравайчука (вследствие письма Ивана Горского, имевшего характер доноса) и написала запрос директору училища, место осталось за молодым дирижером. Во всяком случае, отношение к нему братьев Горских останутся красноречивым фактом в летописи нашей провинциальной музыкальной жизни.
Константин Горский вышел из состава преподавателей харьковского музыкального училища».
После этих событий Константин Горский продолжает и дальше заниматься музыкой, однако в газетах нередко можно встретить упоминания о пустых залах...
Безусловно, никто из нас не идеален и все мы совершаем ошибки. Думаю, также совершенно не имеет значения, простил ли Горского наш с вами Харьков или нет. Намного важнее для нас то, что харьковский скандал навсегда вошел в летопись провинциальной музыкальной жизни как пример реакции общественности на неблаговидный поступок, описанный в ведущем музыкальном издании.
В конце концов, история нашего города ― это не только славные деяния, но и подобные скандалы. Мы имеем право знать правду, какой бы неприятной она не была.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин