Это не рассказ о последовательных приключениях, идущих одно за одним. Это будет набор впечатлений, из которых сложилась моя картина восприятия Нью-Йорка. А что увидите и заметите вы ― поймете, когда сами здесь побываете.
Первое, что меня поразило ― то, как решена проблема пищевых отходов. Хотя нет, конечно. Первое, что меня поразило, это было метро. После прохождения границы, таможни и очень теплой встречи, мы двинулись к подземке. Сначала в полностью роботизированном паровозике из двух белых вагонов мы добрались от терминала к метро. Поездка длилась минут семь. Довез он нас прямо до станции. Точнее, прямо в станцию. Если еще точнее ― остановился над станцией, а дальше нужно было просто аккуратно спуститься на лифте или эскалаторе к платформе.
Хотя нет, вру! Первое, что меня поразило, это было прохождение пограничного контроля. Сначала немножко идешь, минут 20. Около километра. Потом кружишь между натянутыми ограничителями. А потом попадаешь на площадку, где стоят специальные компьютерные устройства. К ним надо подойти, ввести паспорт ― и тут же, в электронном виде, ответить на стандартные вопросы и заполнить декларацию. «Ввести паспорт» означает прямое физическое действие ― всовывание первой страницы паспорта в специальный желобок. Как это сделать, наверняка подробно описано в технической документации, а вообще это нужно просто увидеть. Короче, — вводите уверенней! Никакой очереди, никакой угрюмого узкого коридорчика с кабинкой. Просто стоит пара офицеров у стоечки, без улыбки (это этикет), вы подходите к одному из них по мере их освобождения. Все! Но, кстати, именно от него зависит, попадешь ты дальше или нет. Чем меньше нервничаешь, тем меньше вопросов. Я улыбался. Мне задали вопрос, надолго ли я здесь? Я ответил, что у меня билет туда и обратно. Крыть ему было нечем, и я услышал: «Добро пожаловать».
Да! Совсем забыл про метро. Оно другое. Концептуально другое. Это не мраморно-гранитные архитектурные туннели, призванные дать почувствовать, что вы в музее в десятках метрах под землёй, нет. Это функционально-транспортный узел, чья задача ― возить людей к месту назначения максимально быстро и комфортно. Такая маршрутка на рельсах. И это не завуалированное бомбоубежище. (А где у них бомбоубежища, я не знаю). Безжалостно-быстрый вход в этот метромир поверг в некоторую растерянность. Много линий разного цвета, обозначенных и буквами, и цифрами. На одну платформу приходят все время разные поезда, следующие по разным направлениям. Вагоны все время открываются и направо, и налево. И типы вагонов разные. Я насчитал четыре. Но! Умело пользуясь Google Map и специальными приложениями по нью-йоркскому метро, за день-два вполне можно освоиться. А потом наступает прозрение и весь объем необходимой информации уже воспринимается боковым зрением. Как вождение автомобиля. И сразу все становится очень удобным.
Итак, первое, что меня поразило. По поводу пищевых отходов. Так вот, их нет. Помните, как в фильмах ужасов ужасный злодей брал руку очень хорошей героини и засовывал в кухонную мойку? Потом включал страшный измельчитель, а потом, в лучшем случае, доставал окровавленную культю. Вот это оно и есть. Все картофельные шкурки, объедки, старая еда, оставленная про запас, подгнившие, но все еще вкусные яблочки — все попадает в слив. Там перемалывается в кашу и попадает в общий водяной коллектор вместе с канализацией и водой. Остальной мусор разделяется. На пластик, картон и стекло. И привычного желания «насрать им назло» почему-то не возникает. Берешь и разделяешь. И никогда, ни возле одного мусорного бака не пахло. Потому что там нет пищевых отходов.
Есть такой миф: мол, Нью-Йорк ― это каменный мешок без единого деревца, где озабоченные люди шныряют между бетонными небоскребами. Так вот, деревья в Нью-Йорке есть. И вдоль тротуара есть. И множество маленьких сквериков и зеленых зон. Часть деревьев растет из земли, а часть стоит в больших тумбах. И много свежего воздуха. Ну, во-первых, близость океана, а во-вторых, очень малые выхлопы автомобилей. Все боятся нарушать установленные нормы выбросов, плюс много гибридов. Благодаря интенсивной ходьбе и свежему воздуху к вечеру ощущается приятная усталость и крепкий сон. Но озабоченные люди все равно шныряют.
Еще говорят, что у американцев нет нашего кефира и сметаны, а только пластмассовый йогурт. Неправда. Кефир есть. Разных видов. На бутылочках так и пишут «KEFIR». И сметана есть. Она называется «cheese-cream». Вот простокваши нет, согласен. Но есть сливки. А молоко жирностью больше 2 % вообще нигде не встречал. В основном либо 0, либо 1%. Есть и творог разных видов, но весь в разнообразных закрытых пластмассовых стаканах. Очень вкусный. И йогурт разных видов. Тоже очень вкусный.
И вот от темы еды перейдем к еще одному заблуждению, что Америка ― это страна толстых людей. Когда я приезжал в Штаты в прошлые разы, жирных людей было ощутимо много. Их количество было физически заметно. Сейчас все категорически наоборот. Огромный толстый человек скорее исключение, чем норма. Много полненьких афроамериканок, особенно в нижней части тела. Конечно, есть исключения, но в основном мужчины и женщины подтянуты и в форме. Никаких мужиков с пузиками. У нас таких пузатых мужчин среднего возраста большинство. Тренажерные залы есть повсюду. Многие из них бесплатны, входят в стоимость аренды квартиры и работают круглосуточно. Вполне допускаю, что, возможно, такая ситуация только в Нью-Йорке, а в остальной Америке все по-другому. Может быть, но в Нью-Йорке так. Вообще, все здоровье завязано на страховой медицине и страховых компаниях. Оказалось, что выгоднее вкладываться в здоровый образ жизни, чем лечить больных.
Собаки. Никаких бездомных собак нет. Не видел ни разу, а ходил я много и по разным закоулочкам. Два раза крысу видел. Очень спокойно направлявшуюся в метро и перебегавшую улицу. Один раз видел кошку. Но вряд ли она была бездомной. Слишком ухожена. Все владельцы собак водят их на поводке и в руках носят кулечек. И как только собачка сделает свое привычное дело, хозяин сразу ― рааааз! И убрал за ней. Все собаки адекватные. Если она в наморднике, это значит, что эта порода агрессивна и есть вероятность, протягивая ручку и делая «у-сю-сю», отхватить по полной. Кстати, в 38 штатах запрещены ротвейлеры и питбули. Периодически на глаза попадается реклама, где предлагают взять не породистых собак, а из приюта. К животным отношение трепетное.
Да и к людям также. Если ты, эмоционально размахивая руками, случайно кого-то зацепишь, он обязательно с улыбкой извинится. При том, что виноват формально был ты. Для меня это было неожиданно. После любого действия обязательно звучит: «Спасибо!». И вот это «Sorry» и «Thanks» окружает тебя постоянно. И, можете верить, можете нет, но оно звучит искренне. И улыбки у людей искрение. Конечно, бывает, когда человек тебе неприятен, а ты вынужден с ним говорить или знакомиться, то тебе приходится формально улыбнуться. Но это единичные случаи. Бывает, естественно, все. Я здесь говорю о тенденции, об общем восприятии. Осознанное уважение к незнакомому человеку. При первом знакомстве — полный кредит доверия. Дальше все зависит от тебя. У нас наоборот: сначала выясняем, где он нас может напарить, а потом уже понимаем, что, в принципе, неплохой парень. Может быть, на этом уважении к незнакомому человеку, к его праву быть таким, какой он есть, и основан их секрет благосостояния?
Я вижу, что уже вас утомил :). Давайте чуть сократим повествование. Лучше я потом отвечу вам в комментах. Правила дорожного движения принципиально не отличаются. Возможно, есть различия в деталях. Но самое важное ― это то, что пешеход всегда главный. Даже если идет на запрещающий сигнал. И упаси Бог ― сбить пешехода! Твоя дальнейшая жизнь будет перечеркнута. Договориться невозможно, ты просто разоришься в судах.
Повсюду звездно-полосатые флаги. Все сделаны красиво и добротно. Нигде не видел просто самодельное полотно, везде флаги висят самого лучшего качества. Бездомных практически не замечал. Два раза спал человек, закутавшись в одеяло, на решетке метро, один раз видел группу спящих в переходе и несколько раз на улице кричали сумасшедшие. Все. Возможно, я не там ходил.
Найти работу. На вопрос о работе наши земляки, живущие там, отвечали так: «Найти работу можно за два часа». Это если речь идет о любой. Причем, у них увеличили минимальную зарплату. Как и у нас. Теперь работодатель не может платить меньше $ 8 в час. Метро стоит $ 3. Бутерброд в уличном фастфуде от $3 до $5. Жить можно.
Восхитительно работает Убер. Физически деньги отсутствуют. Заказ через мобильник ― и сразу снимается нужная сумма. Никому больше ничего не платишь. Машина может приехать любая, от огромного джипа до тарантайки. Приезжает максимум через 5 минут. Отказов не бывает, потому что водитель теряет рейтинг, а значит, получает меньше заказов. Но такси, конечно, дороже метро, поэтому применяется в крайних случаях.
Отсутствует видимая реклама Coca-Colla и жевательных резинок. Pepsi тоже. Видел только в кино перед сеансом. Я не знаю, как люди покупают сигареты. Может, мой глаз некурящего их не замечает, но я нигде не видел, чтобы они открыто продавались. Так же, как алкоголь. Он продается в отдельных специальных магазинах или в закрытых отделах с консультантом.
Пора тебе, читатель, передохнуть. Но позволь еще пару наблюдений. Томатный сок. Это то, как вычисляют нашего брата. Ни в одном фастфуде я не видел, чтобы можно было к еде купить томатный сок. Яблочный, оранж, витаминные напитки — пожалуйста. Если просишь томатный сок, сразу спрашивают, откуда ты. И последнее. В кинотеатрах, в которых я был, нет обычных кресел. Все кресла только мягкие и раздвижные. Можно лежать и спать. В зал пускают с детьми в колясках. Все! На этом все!
Я попытался передать атмосферу и впечатления, удивившие меня. Но Нью-Йорк невозможно описать словами. Его нужно увидеть самому и познакомиться лично.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин