Не так давно в своей заметке «Три истории о харьковских актерах середины XIX — начала ХХ века» я вспоминал славные имена уроженцев нашего города и края, блиставших на театральной сцене. А сегодня, как я и обещал, немного биографий прекрасных театральных актрис и оперных певиц родом из Харькова. Ведь их истории не менее интересны. Кто-то из них смог добиться призвания и популярности, правда, лишь в Харькове. Имена других, наоборот, стали широко известны на просторах всей тогдашней Российской империи, и не только. Но, как бы там ни было, все это неотъемлемая часть прошлого нашего любимого города.
Когда речь заходит о прекрасных харьковских театральных актрисах, то, как правило, сразу вспоминают (вполне заслужено) Евлалию Павловнау Кадмину. Но ведь были и другие, пусть и менее славные, имена. Сейчас именно о них мы и поговорим.
В 4-м томе «Словаря сценических деятелей» за 1898—1904 гг. встречаем материал об уроженке Харькова Анне Николаевне Галицкой. Свою артистическую деятельность она начала с любительских спектаклей. После восьми классов гимназии Анна Николаевна поступает в труппу А. Н. Дюковой, и первый год играет там небольшие роли в водевилях. После четвертого сезона в этом театре она уже выступала в амплуа кокеток, играя роли Нины Васильевнаы Смельской (пьеса А. Н. Островского «Таланты и поклонники») и Нины Павловны Коринкиной (пьеса А. Н. Островского «Без вины виноватые». Прекрасно удавалось ей изображать наивных девушек «ingénue». Например, Агафью Тихоновну Купердягину в пьесе Николая Васильевича Гоголя «Женитьба», или Аннушку в пьесе А. Н. Островского «Шутники». Во время летних сезонов Анна Николаевна покидала наш город и с успехом играла на сцене Славянского курорта.
А вот история уроженки имения Дмитриевка Старобельского уезда Веры Константиновны Дарьяловой. Правда, ее актерский дебют состоялся не в нашем любимом городе, а Перми, где она сыграла роль Полиньки в пьесе М. Г. Савина «Кручина». Первый сезон Вера Константиновна работала на сцене театра в Екатеринбурге, затем выступала во многих других городах ― Томске, Хабаровске, Владивостоке, закрепив за собою прочно амплуа прекрасной драматической актрисы.
Родившаяся в 1855 году в нашем городе Анна Егоровна Гарина воспитание получила в детском приюте. Как и у многих других начинающих актрис Харькова, первое ее выступление состоялось на сцене театра Дюковой. Начав там с крохотных ролей, со временем Анна Егоровна завоевала прочное амплуа прекрасной исполнительницы ролей старух (в том числе и главных). Кроме нашего любимого города, Гарина работала также в театрах Киева, Новочеркасска, Ростова-на-Дону, Екатеринослава.
Однако куда большего успеха на сцене смогла достичь родившаяся в Харькове в 1860 году Мария Александровна Курочкина, больше известная зрителям того времени как Красовская-Мокур. Хотя изначально мало что в ее жизни предвещало славу на сцене. Ведь по окончании пермской гимназии Мария Александровна серьезно театром не занималась, принимала участие лишь в любительских театральных постановках. Однако так случилось, что, будучи проездом в Перми, ее выступление случайно увидел уже известный в то время актер, режиссер, антрепренер и деятель культуры Петр Михайлович Медведев. Сразу же после выступления он пригласил ее к себе в Екатеринбург, где Курочкина и начала свою сценическую деятельность. Надо отметить, что, прежде чем добиться признания публики, актриса переиграла буквально все, начиная от небольших водевилей и опереток. Однако благодаря именно этому Мария Александровна славилась своим разнохарактерным репертуаром и с успехом на протяжении 6 лет выступала во многих городах (в том числе и Харькове). И лишь после этого ее пригласили на императорскую сцену Александринского театра в Санкт-Петербурге, где ей особенно удавались драматические роли. Однако через 5 лет прекрасная драматическая актриса заболела, была вынуждена сделать перерыв и покинуть сцену. Как сложилась дальнейшая судьба в ХХ веке этой замечательной харьковчанки, мне, увы, неизвестно.
Харьковчанки, ставшие оперными певицами, интересны не менее.
Одну из них за голос широкого диапазона и первоклассную вокальную технику еще при жизни современники называли «любительницей вокальных фейерверков». А известный физик Владимир Дмитриевич Зернов в своих мемуарах описывает ее как «превосходную певицу и замечательной красоты женщину». Речь идет, конечно же, об Элеоноре Генриетте Иде Пфейфер, известной как Эмилия Федоровна Боброва. Родилась она в нашем любимом городе в немецкой семье в 1875 году. Начальное образование получила в Харьковской женской гимназии, после которой в 1893 году поступила в Киевское отделение Императорского музыкального общества по классу пения и драматического искусства профессора Камилло Эверарди. В 1896 году, еще ученицей, благодаря своему таланту «участвовала в Высочайшем присутствии в симфоническом собрании под управлением А. Н. Виноградского и имела счастье получить царский подарок». По окончании в 1897 году учебы наша харьковчанка вступила в товарищество «Фюрер и Гельрот», игравшее в Вильно (ныне Вильнюс), где с успехом дебютировала в «Гугенотах» Дж. Мейербера.
На зиму Боброва была приглашена в казанско-саратовское товарищество, откуда вскоре перешла в родную харьковскую оперу. Затем успешно пела в Саратове, Перми, Киеве, Петербурге, Москве, Одессе, Екатеринбурге. Репертуар нашей прекрасной и талантливой харьковчанки включал свыше 30 партий, среди которых были Людмила («Руслан и Людмила» М. Глинки), Снегурочка (опера Н. Римского-Корсакова), Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Изабелла («Роберт-Дьявол» Дж. Мейербера), Джульетта («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Маргарита Валуа («Гугеноты» Дж. Мейербера) и другие. Многие из этих опер Боброва разучивала под непосредственным руководством своего учителя, профессора Камилло Эверарди.
Дата смерти и место захоронения певицы Эмилии Федоровны Бобровой-Пфейфер неизвестны.
Однако память о ней на родине по прежнему жива. В своих работах о ней прекрасный харьковский исследователь Ирина Николаевна Чуканова и по сей день доносит жителям нашего города много интересных фактов:
«С конца декабря в Пермской опере начиналась обыкновенно серия бенефисов любимых артистов. На 30 декабря в бенефис Бобровой был назначен «Гамлет». Богатый уральский золотопромышленник, миллионер Поклевский-Козелл был без ума от Бобровой. В бенефис Боброва утопала в цветах и подарках. Ее поклонник поднес ей в розовой яшмовой шкатулке золотой самородок. С 1895 года Э. Ф. Боброва выступала в концертах. Исполняла романсы, в том числе П. Чайковского, Э. Грига. Композитор Борис Пулло посвятил певице романс на слова М. Ю. Лермонтова «Слышу ли голос твой…» (1902г)».
Еще одна цитата из воспоминаний современников о Бобровой, среди которых крайне интересна характеристика творчества нашей знаменитой харьковчанки от Н. Н. Боголюбова («Шестьдесят лет в оперном театре. Воспоминания режиссера»):
«Ее замечательный голос, совершенно бессознательно для нее, выражал разнообразные душевные эмоции, а внешне актриса была холодна. На сцене Боброва все делала точно и аккуратно, но это было холодным и формальным искусством. Единственная партия, в которой Боброва была безукоризненна — это Офелия в опере «Гамлет» А. Тома. Артистка была как бы рождена для воплощения оперного варианта великого шекспировского образа. Весь стиль исполнения артисткой этой роли — пение, жест, необыкновенная женственность и красота — все это позволяло думать, особенно в сцене сумасшествия, что именно такой могла быть Офелия Шекспира».
Судьбоносным стал дебют в тех же «Гугенотах» Дж. Мейербера, правда, в 1892 году, и не в Вильно, а на сцене Мариинского театра, — для Марии Александровны Михайловой. Родилась она в нашем городе 3 июня 1864 года. Помимо обучения пению в Петербурге на музыкально-драматических курсах Евгения Павловича Рапгофа у профессора Зельмы Петровны Греннинг-Вильде, для совершенства пения Мария Александровна несколько лет летом ездила в Италию и Францию, где училась у известных оперных певцов своего времени. После упомянутого выше дебюта в качестве солистки Мариинского театра Михайлова на протяжении многих лет успешно гастролировала по городам империи (Одесса, Киев, Харьков). А также пела за границей: в Чехии, Болгарии, Сербии, Греции, Австрии и Японии. Ее партнерами в то время были Собинов, Стравинский и даже Шаляпин. А композитор Александр Константинович Глазунов, восхищенный Михайловой, посвятил ей несколько песен.
Современники отмечали, что «особенностью голоса госпожи Михайловой является нежный серебристый тембр и подкупающая теплота...». Последние гастроли нашей известной землячки состоялись в 1914 году. В последующие годы она занималась преподаванием пения. Умерла в возрасте 78 лет 18 января 1943 года в Перми.
Безусловно, это далеко не все прекрасные женщины, родившиеся в нашем городе и благодаря своему таланту ставшие известными как на Слобожанщине, так и за ее пределами. Но ведь и о прошлом Харькова можно говорить действительно бесконечно, и имена эти заслуживают нашей памяти.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин