Румыния автостопом

Автостоп по Румынии, и недельный поход в горах Трансильвании. Бюджет — примерно 150 долларов на двоих. Как это было день за днем — читайте в наших Путевых заметках.

День 1

Двумя попутками и одним автобусом доехали в Солотвино на пропускной пункт. Границу прошли минут за пять (обе!). Пробили паспорта, спросили «не переносим ли мы алкоголь или сигареты» (оружие и наркотики можно) и вот мы в Румынии. Только перешли через мост и сразу же вышли на улицу уютного румынского городка Сегет. Сели перекусить бутербродами в центральном сквере, а через несколько минут подошла местная бабуля с судком голубцов и пакетом винограда. В итоге мы не перекусили, а наелись до следующего дня. Обменяли деньги и двинули к трассе стопить.

Спустя час-полтора остановился мужичек, который пытался что-то объяснить на румынском, показывая, что уже поздно куда-то ехать и надо ложиться спать. Мы прыгнули в машину, но провез он нас километров пять, высадил возле дорожного отеля и пошел за знакомой хозяйкой, которая немножко знает английский (в принципе, как и мы). Мы объяснили им, что на отель у нас нет денег и спим в палатке.

В ответ они посоветовали какой-то кемпинг за 10 км оттуда, дали нам буханку хлеба и пожелали удачного пути. Конечно, ни в какой кемпинг мы не пошли, а просто свернули с дороги, немножко приподнялись и разбили ночлег на краю леса.

День 2

Ночью немножко замёрзли из-за того что поставили сырую палатку с прошлой ночёвки. Но стоило только выйти с леса — сразу же стало жарко от появившегося из-за горы солнышка. Стопили в районе часа — никто не остановился, решили пройти дальше.

В соседнем поселке купили маркер и сделали табличку, но все тот же результат. Такими перебежками мы прошли пару румынских сел и стали на обед. Только мы покушали, не успев собрать продукты, остановился дедушка, который решился нас подобрать. Проехали еще несколько поселков и начались горные серпантины. Это, пожалуй, самая красивая дорога, которую я видел. Возможно, все из-за поры года, но все же ни в Крыму, ни в Карпатах такого не было.

Высадил он нас в центре уже более крупного города Бая-Маре и в глазах его читалось, что всё-таки не за бесплатно он нас хотел подвести. Но... Мы сказали спасибо (на румынском!)  и попрощались. Стоп пока нас абсолютно не радует здесь.

Спустя несколько минут мы уже забрались на местную часовню, откуда открылась красивейшая панорама города. Примерно такую Румынию мы и представляли.

Прогулялись еще, посидели в Маке на вай-фае, подзарядили технику и двинули в сторону гор искать место ночевки. Еще взяли попробовать местного пива (по скидке в супермаркете, на наши оно — 8-10 грн, прям как в АТБ).

Немножко приподнявшись по жилым улицам, нам открылась панорама уже ночного города. Так устали, что даже не сделали фото. Еще несколько сотен метров подъема вглубь леса, и мы ставим палатку на склоне — ровного места так и не нашли.

День 3

Проснулись мы под звук колоколов городских храмов. Воскресенье. Служба. Спустившись от места ночевки и выйдя из леса, мы увидели ту самую панораму Бая-Маре, что наблюдали вечером. Город как на ладони. В этот раз погода не позволила сделать красивых кадров. Немного полюбовавшись, мы пошли вниз. По пути опять залетели в Мак зарядить телефоны и двинули в сторону трассы.

Исторический центр с узкими улочками, покрытыми старой брусчаткой и совковские окраины — вот так выглядят румынские городки (пока что). Выпили кофе в автомате (1,5 леи — 10 грн), забежали в уже полюбившейся нами супермаркет lidl (европейский АТБ) — наш верный друг в каждом городе и вышли на трассу.

Стопить сразу не стали, а сели перекусить на небольшом бугорочке с красивым видом на дорогу. Солнце начало заходить, и мы поняли, что день мы, можно сказать, профукали. И чуть было мы не расслабились, собравшись разбивать ночлег в ближайшем лесу, как остановился пустой автобус. Мы сразу начали показывать, мол не надо — fara bani (без денег), но водитель все равно настаивал, чтобы мы запрыгивали. Удалось даже немножко пообщаться. Все, что он сказал про Украину, — это Петр Порошенко. Провез он нас километров 30 к соседнему городку, под которым мы и заночевали.

День 4

Проснулись под дождь и колокольчики выходящих на пастбище овец. Разожгли костер, позавтракали и выдвинулись на трассу. Спустя пять минут остановился дедушка, который провез нас через поселок и вывез на основную дорогу, хоть ему было и не по пути. Не успели и сориентироваться, как остановилась еще одна машина. Солидный мужичок на «ауди» сказал, что без проблем подбросит нас до Клужа — второго по величине города в Румынии. Наконец-то первый англоговорящий водитель. Немножко рассказал нам о городе. Как оказалось, это студенческая столица с большим количеством университетов. Все ,что он сказал об Украине, — это «Динамо» и «Шахтер».

Проехали километров сто. Но все же за этот день стоп уж слишком нас порадовал. Пока что, это самый длинный участок, который мы проехали попутками. В Клуж приехали после обеда, и встретил он нас проливным дождем. Высадились на ж/д вокзале. Решили узнать, сколько же стоит билет на поезд в Брашов — ближайший крупный город от нашей точки старта похода. Узнали и пошли в центр гулять. Как говорил водитель, Клуж действительно кишит студентами, а по своей инфраструктуре уже начинает чувствоваться Европа.

Немного прогулявшись по дождливому городу, мы сели на центральной площади перекусить и обдумать дальнейшие действия. Понимая, что нам предстоит еще 10-дневный поход в горах, а мы не проехали еще и трети к точке старта, мы решили посмотреть, есть ли какие-то недорогие автобусы. Покопавшись в инете, нашли компанию-перевозчика, но покупка билета только онлайн. Единственный выход - прийти на место выезда автобуса и договориться с водителем. Так мы и сделали. Дождь все усиливался. Спустя час мы добрались до стоянки и среди десятков бусов принялись искать тот, что нам нужен. Нашли. Но водила наотрез отказался нас брать из-за отсутствия онлайн-билетов. Только было я отошёл, как он позвал назад и дал трубку, сказав: «Объясните ситуацию». Это был их офис. Женщина более менее смогла понять, чего мы хотим и почему не купили билеты. Мы выехали в Брашов.

День 5

В Брашов приехали мы в час ночи. Хорошо, что водитель высадил нас на окраине, т.к. искать место ночлега нам пришлось еще больше часа. Встали бы в центре — затянулось бы это еще на пару часов, а на улице дождь, который со временем только усиливался. Ближе к трем только уснули, полностью промокшие. До обеда мы проспали и просидели в палатке из-за непрекращавшегося дождя, ну а потом, по традиции, пошли в Мак греться и заряжаться.

На улице вечерело, а мы даже не дошли до центра. Обидно быть в одном из самых красивых городов Румынии и толком его не увидеть. Мы плюнули на время и погоду и пошли в исторический центр — хоть ночью там прогуляться.

Конечно, увидеть город во всей своей красе нам не удалось из-за темноты, дождя и тумана, но все же, скажу, что-то в этом было. Такая погода только прибавила ощущение того, что ты где-то в средневековой Европе.

Карканье ворон, удары колокола Черной Церкви и осень. Но все же цивилизация оставила свой отпечаток, и спустя нескольких минут погружения в прошлое, приходишь в себя и понимаешь, что ты в ХХІ веке благодаря машинам, стоящим на узких улочках, и звукам, доносящихся из соседних кафешек.

Дальше нам предстоял квест «найди нужную остановку с нужным автобусом для выезда из города на трассу». Каждый человек нам говорил абсолютно разное. Место, откуда выезжать и номер автобуса, постоянно отличались. Проездной на 50 минут у них стоит 4 леи (28 грн). Просроченный билетик нам дала девушка в автобусе, за который мы еще пару раз прокатнулись на двоих. Нам повезло, и кондуктор ни разу не обратила внимание на нас. А в планах у нас было просто упасть на дурачка, показав этот билет.

Спустя часика два после блужданий по спальным районам и частным секторам на ненужном нам автобусе мы немножко выехали-вышли ближе к трассе. Как всегда, лагерь разбили выше в лесу.

День 6

Утром нам предстояла разминочная пробежка с 20-килограммовыми рюкзаками к остановке. Через нее идет городской автобус — единственный, который вывозит за город, да еще и на треть пути к нашей точке старта — городку Буштени. Ходит он редко. И, конечно же, уехал он прям у нас перед носом. Ждать пришлось больше часа. Кофе с автомата и моросящий дождь. Времени у нас в обрез, так как в этот день хотели уже полноценно выдвинуться на маршрут, а ещё не мало дел перед выходом. Прибывает автобус и мы едем по старой схеме-уже на день просроченный билетик и ничего не понимающие иностранцы. Нас опять пронесло и мы выходим на конечной.

Много пустых машин, но никто не останавливается, или же просят денег. Вокруг курортные городки и все хотят навариться на туристах. Спустя пол часа нас забрал парень уже с двумя пассажирами, который без никаких денег решился подбросить нас до Буштени. Дедушка, мужичок и молодой водитель — всю дорогу они шутили и подкалывали друг друга. Английский каждый из них немножко знал. Говорили, что не любят цыган, спрашивали, как нам румынские девушки, дедушка хвалился своими прошлыми подвигами в горах на велосипеде. Короче, скучно не было.

Мы приехали в Буштени. Первое, что мы увидели, — это нависший над поселком скальный массив, вершины которого покрыты снегом.

Погода в этот день нас только радовала. Следующие пару часов мы просто мотались по поселку туда-обратно в поисках карты, обмена валют и нашего супермаркета. Солнце начало заходить за горы, а мы только выдвинулись вверх. Старт дан. Пройдя с километр вверх, мы разбили лагерь в красочном горном лесу.

День 7

Утром нас ожидала чудесная погода. Солнце пробивалось через верхушки высоких деревьев, но завывающий горный ветер уже давал о себе знать. Пока только своим звуком из ущелья. Мы позавтракали и выдвинулись в путь. Карту так и не купили, поэтому шли по мобильной. Благо, на ней есть тропы, родники, знаки и т.д. Так что оффлайн-карты #mapsme ни раз нас выручали.

Спустя несколько часов подъема лес приобрел иные краски. Мы словно зашли в сказку про бабу Ягу. Облака опустились, образовав туман. Камни, покрытые мхом, а деревья грибами. Вокруг тишина. Только избы не хватало. Не успели мы об этом подумать, как наткнулись на домик. К нашему сожалению, лесники закрыли его решеткой.

Пройдя еще пару километров , мы остановились на обед возле большого камня, защищающего от ветра. Рядом был разрушенный дом, в котором валялось немало клеенки. И тут нам в голову приходит гениальная мысль — построить баню! А куда спешить?

Мы разбиваем лагерь и начинаем перетаскивать материалы. С пересохшей реки рядом мы наносили камней для печи, а с остатков домика повытаскивали доски и клеенку. Последней оказалось не так уж много, но мы уже задались целью и нас нечего не останавливало. Весь этот процесс напомнил мне, как в детстве мы строили халабуду во дворе) Дэнчик уходит за водой на несколько километров вниз, а я начинаю заниматься печью. Правильно выложить камни, а потом их разогреть оказалось не очень-то и легко. Так что пришлось нам еще несколько ходок за камнями делать.

Спустя пять часов у нас получилась какая-то халабуда. Камни полностью прогрелись и возле них действительно было жарко. Единственный минус-то, что не было нормального дымоотвода, так что прям попариться нам не удалось, но более чем согреться мы легко смогли. Там действительно было тепло. После нашей псевдопарилки в холодную палатку не хотелось залезать. Если бы не дым и места побольше — остались бы спать там.

День 8

Утренний настрой у нас был боевой. Зайти на Омул было нашей задачей. Нас ожидал рывок на 1000 метров вверх. Мы позавтракали, заварили чай в термоса и начали подъем. По отмеченному маршруту мы не пошли, решили просто воспользоваться тропами на телефонной карте. Спустя несколько минут мы вышли из леса и скальные вершины Трансильвании начали открываться во всей своей красе. Лесная тропа перешла в как бы каменные ступеньки, идя по которым приходилось уже напрягаться посильнее, ну а дальше никакой тропы вообще не стало.

С открытым ртом мы рассматривали все по сторонам, подъем становился все круче, а карабкаться приходилось все чаще. За спиной 20-килограммовые рюкзаки, которые тянут тебя вниз. Мы в огромном каменистом ущелье. Слева и справа — стена, а впереди виднеются острые вершины. Спустя некоторое время, в надежде что это именно тот маршрут, мы забрались так далеко, что назад дороги не было. Карта, напомню, у нас была только на телефоне, на которой ни перепадов высот, ни скальных участков показано не было — просто тропинка. Увидев пещеру и небольшой ровный участок возле нее, мы покарабкались туда. Достали термосы с чаем и принялись обдумывать, как поступить дальше.

Нашим решение было начать спускаться немного в сторону, в таком случае мы выйдем на тропу, с которой по неосторожности сошли. Но кругом одни обрывы! Это не украинские Карпаты, в которых чаще всего можно выйти просто по азимуту.

Единственный выход — узкое ущелье, которое идет как бы ступеньками в нужную нам сторону. Мы начали спуск. Каждая «ступенька» становилась все больше и больше. Дальше рюкзаки приходилось спускать, а иногда даже скидывать друг другу.

Прошел «паучком» к следующей ступени, пятками пробивая снег, чтобы не соскользнуть, снял рюкзак, спустился, ждёшь товарища, пока он спустит тебе оба рюкзака. Такими перебежками мы понемногу продвигались вниз. 

День 9

Всю ночь шел дождь перейдя на утро в снег. На хребту видимость плохая. Мы решили сделать дневку. Тем более днем ранее мы совершили неплохую такую радиалочку- нужно восстановить силы. Отсыпались, ходили за водой, лечились горячими чаями- в общем набирались энергии. Высота 1500 м н.у.м.

День 10

Вторая попытка. Вдоволь отдохнув и восстановив силы, мы снова выходим на подъем. За прошлый день нижний слой снега немного подтаял и образовал корочку льда. Ночью навалило еще больше. Набирая высоту, мы чувствовали, как ветер набирает обороты, небо затягивает темными облаками, а снегопад все больше усиливается. По пути встречаются таблички с предупреждениями о лавинах и памятные кресты погибших туристов. Немного наводит жути. Но... Сезон лавин ещеё не начался. Только первый снег.

Мы выходим из зоны леса и начинаются отвесные полки с перилами в виде цепей. Лесная тропа опять переходит в каменные ступени, ну в этот раз уже заледеневшие и присыпанные снегом. На такой участок нужны как минимум «кошки». Да и одеты мы не по сезону. Ехали в осенние горы, а попали в зиму. Склон становился все круче. С помощью навешенных цепей нам приходилось карабкаться по ледяным камням. Ветер дул рывками, но с такой силой, что не раз сбивал с ног. Пролезли немножко, услышали свист ветра, прижались, пошли дальше. Из-за снегопада видимость ухудшалась. Ветер только усиливался, постоянно сбивая дыхание.

С такой погодой тут не шутят. На высоте чуть больше 2000 мы пришли к совместному выводу, что надо уходить из этого участка и спускаться в зону леса. До вершины первой горы не хватило метров 400 набора, но дальше нам бы еще предстояло пройти несколько километров по хребту. Маленькими перебежками, сползая по цепям и съезжая по снегу, мы спускаемся в зону растительности. Тут ветер потише. Снегопад усиливается. Подняв голову вверх, мы увидели нависшую темную тучу над скалами. Вершин уже не видно -все серое. В этот момент мы поняли, что правильно сделали. Гора не пустила нас. Обойдя вершину траверсом, мы начинаем спуск. Пару часов лесными тропами, и мы разбиваем лагерь. Мокрые и замершие, мы засыпаем в уютной палатке. 

День 11

Всю ночь бушевал сильный ветер, заставляя скрипеть верхушки деревьев. И это уже зона леса! Ни раз я просыпался и думал: «Лишь бы не упало на палатку». Странное чувство тревоги тогда нахлынуло.
Утро. Самое неприятное — это одевать полностью заледеневшие за ночь ботинки. Но это только первые несколько минут. Когда ты начинаешь двигаться, лёд снова тает и ты уже не так чувствуешь холод... до первого привала. Начинает валить снегопад.

Несколько часов мы шли по накатанной дороге вдоль реки, обсуждая и предполагая, что бы было, если бы сейчас мы находились на хребту. Из-за пушистого снега и встречающихся домиков на пути начинает накатывать новогоднее настроение... в начале ноября)

До Рышнова тулить нам еще 10 км. Останавливается машина. Пенсионер, ехавший с дачи, предложил подкинуть нас до поселка. Добрейшей души дедушка — самый общительный водитель за все путешествие (не знающий английского).

Только мы въехали в Рышнов, черная снежная туча вмиг пропала и вышло солнце. Внизу снега как и не было. Уютный небольшой городишка со стоящей цитаделью над ним.

Мы перекусили, выпили кофе и вышли на трассу под закат. Больше часа мы наблюдали, как солнце заходит за горы, фотографируя, снимая таймлепсы и просто двигаясь, чтобы мокрые ботинки не успевали превращаться в лед . Потемнело. Температура упала еще сильнее, и мы пешком по трассе направляемся в сторону Брана...

День 12

Не знаю, почему, но выспаться вообще не получилось. Скорее всего организм не успел приспособиться к теплому воздуху и мягкой постели. Помимо нашего плотного завтрака из овсянки и сухофруктов, хозяйка периодически подкармливала нас тостами. До обеда мы провели время в хостеле, общаясь с ней через переводчик, параллельно приготавливая себе еду на вечер. Сложились, попрощались, обменялись контактами и двинули к замку.

В центре мы увидели огромное количество туристов. Местные кафешки преобразовались к празднику, а полки магазинчиков заполнены тематическими игрушками и костюмами.

Первым нашим разочарованием было увидеть замок чуть ли не под самой трассой. Просматривая фото в интернете, мы почему-то представляли его в лесу за городом. Оказывается, что просто фотографы выбирают правильный ракурс и замок кажется более отдаленным и таинственным.

Кассу при входе на территорию мы, конечно же, проходим, так сказать, щелкая лицом по сторонам) На территории особо смотреть нечего. Двигаемся ко входу. Людей намеренно. Все фотографируются не понятно на фоне чего. Одни делают селфи со стеной. Другие на фоне других. Мы же хоть как-то попытались найти место, с которого будет видно замок и вылезли на небольшую горку, на которую вход, конечно же, был огражден. Несколько фото на память и вниз.

Войти в замок не удалось — охранник на входе попросил предъявить билет и нам пришлось развернуться. Но был еще задний вход, через который мы и проникли внутрь. ‎Второе разочарование — практически вся оригинальная мебель и предметы быта были вывезены наследниками владельца замка. Внутри просто, как в обычном музее. ‎Третье разочарование — вечером тут проходит чья-то частная вечеринка. Мы же, прочитав программу прошлого года, надеялись на открытую для всех тусу в честь Хеллоуина. Мало того, в прошлом году туристов приглашали ночевать в замке, да еще и в гробах (надеюсь, ненастоящих). ‎Короче, мы пришли к выводу, что оставаться здесь еще на одну ночь нет смысла и пошли на трассу стопить.

День 13

Заночевали мы у водителя, который подобрал нас возле Брана, а потом предложил остаться на ночлег у него. После выпитой бутылки грушевого самогона и разговоров до ночи у печи, сон был как никогда крепким. Проснулись мы ближе к обеду, и в планах у нас было попрощаться с нашим хостом и начать уже двигаться в сторону Бухареста. Но просто уехать и ничем не помочь мы не могли и решили остаться еще на один день. После обеда мы пошли в сад собирать груши. Все остальное время мы слушали музыку на виниловом проигрывателе и просто отдыхали. 

Немного о доме. Это, наверное, самое уютное и атмосферное жилище, где я был. Все сделано своими руками и с душой. Музыка с винила, кресла-качалки, печь — все это создаёт необычную атмосферу. Когда-то человеку просто надоело жить в большом городе, он подобрал место в горах (чтобы рядом можно было заниматься своими хобби — прыжками с парапланом и катанием на лыжах) и построил дом. Теперь там и живет.
Thanks for your hospitality, Horia Sandor. See you in Ukraine) «Budmo»)

День 14

Отдохнувшие и сытые, с чистой душой мы покидаем нашего хоста. Погода радует, а вот стоп — нет. Больше часа мы стояли на дороге, пока не остановилась миниатюрная машинка. На удивление, водитель — военный-контрактник, который едет из части домой на выходные. Без проблем он согласился подкинуть нас к городу Питешти, а это больше 100 км по горным дорогам.

Да уж... Пейзажи за окном просто заставляют сидеть с открытым ртом и наблюдать. В первых постах я восторженно писал о румынских горных дорогах через осенние леса. В этот раз леса и горы были покрыты небольшим слоем снега и от этого еще более сказочно смотрелись.

Но как говорится «хорошо, там где нас нет». Водителю эти все пейзажи просто побоку. Он чуть ли не каждые две недели так катается — на работу и назад, поэтому он только-то и делал, что злился на эти узкие серпантины. А еще он был очень удивлен, узнав, какая у нас минимальная зарплата в стране) Только мы переехали хребет, нас опять ждала осень, солнечная осень.

Под вечер, приехав в Питешти, первым делом мы пошли купить чего-то поесть — очень уж проголодались за эти несколько часов дороги. Сели в сквере и давай думать о дальнейших действиях: «Как и когда добираться в столицу, а оттуда уже в Украину?» До Бухареста чуть больше 100 км по хайвею, в кармане несколько лей и гривны на дорогу домой. 

Самым дешевым вариантом добраться в Украину оказался бла-бла-кар. Мы нашли водителя, да еще и русскоговорящего, который едет в Черновцы и берет по 400 грн (автобус — 650, про поезда вообще молчу). Созвонились, договорились. Но было одно но... Выезжает он из Бухареста в 10 утра. До столицы нам чуть больше 100 км по хайвею, на котором стопнуть что-то практически не реально, на часах 9 вечера, в кармане 20 лей. Естественно, на какой-то автобус денег не хватает. Заходим на бла-бла, и тут тебе совпадение! — через час в Бухарест выезжает водитель и берет по 10 лей с человека, два места свободно. Написали, договорились.

Приезжает х7 беха, мы загружаемся и катим. Сказать, что мы долетели с ветерком — ничего не сказать. Чувак топил не меньше 200 и оказался профессиональным водилой. Пообщались мы немного о политике, он высказал всю свою ненависть к нынешней власти и весь свой восторг покойному Чаушеску, что меня немножко удивило. Мало того что он не взял из нас денег, так еще и покатал по достопримечательностям Бухареста. Высадились мы в центре и пошли бродить по ночной столице.

День 15

Полночи мы шарились по столице Румынии. Ужасно клонило в сон, и мы двинули на ж/д вокзал. Часа три перекимарили в зале ожидания, выпили кофе и пешком пошли к месту встречи с водителем.

Впечатление о городе сложилось двоякое. С одной стороны, не очень и тянет он на столицу. Большинство зданий находятся в убитом состоянии, вокзал, я бы сказал, хуже, чем в некоторых городах Украины. В центре города можно увидеть много заброшенных магазинов, упавших знаков и разбитых окон.

С другой стороны, в этом всем был какой-то свой особый колорит. Такого количества граффити я не видел нигде. Даже постоянное смешивание архитектурных стилей, например, модерна и какой-то «коробки» времен Чаушеску выглядело по-особому. Но жить бы здесь я не стал)

Немного опоздав, мы добежали до места встречи с водителем (мог бы и забрать нас), загрузились в бусик и покатили на Батьківщину.

Дорога была долгой и утомительной, на границе простояли часа два в очереди (вот вам и разница между пешеходной - пять минут и автомобильной - два часа). Ближе к ночи мы уже были в Черновцах.
А в Румынию мы еще вернемся за тем, ради чего ехали. Хребет Фэгэраш, высшая точка — Молдовяну и шоссе Трансфагараш остались на следующий год.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

опубликовано

19 февраля 2018

текст

Владислав Лященко

фото

Владислав Лященко, Денис Сумин

просмотров

735

поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: