Людвигу ван Бетховену — 250: Моменты славы великого композитора - Накипело
Истории

Людвигу ван Бетховену — 250: Моменты славы великого композитора

  • Богдан Геньбач
  • Никита Титов
  • 3 января
  • 1707

На момент написания Девятой симфонии, своей последней великой работы, Бетховен полностью лишился слуха. Окружающие считали его психом, а композитор боялся, что его музыка уже давно вышла из моды. 

7 мая 1824 года Людвиг ван Бетховен презентовал миру финальную работу. Симфонию, которая создавалась десятилетиями, объединила весь творческий путь композитора и навсегда изменила мировое музыкальное искусство. 

Бетховен подарил миру музыку, которая живет вечно. В 2020 году ему бы исполнилось 250 лет.


 

 

Судьба стучится в дверь

Четыре вступительные ноты Пятой симфонии Людвига Бетховена известны всем меломанам. «Так судьба стучится в дверь», — характеризовал композитор своему секретарю и биографу Антону Шиндлеру главный мотив произведения.

Развивающаяся глухота закончила карьеру Бетховена как пианиста незадолго до выхода Пятой симфонии. Закончился важный этап жизни, разрушились надежды. Бетховен думал о самоубийстве, но творческие амбиции победили суицидальный настрой.

«Я хочу схватить судьбу за горло, она не должна сбить меня с ног», — писал Бетховен друзьям.

При написании композитор вдохновлялся идеалами Французской революции, ему импонировали идеи братства, равенства и свободы. Знаменитое начало симфонии — это ритмы французской протестной музыки.

Взрывной финал произведения с его резким переход в до-мажор воспринимается как триумф Бетховена над собственной судьбой. Пятая симфония стала символом становления Великого композитора Людвига ван Бетховена.


 

 

Загадочная Элиза

«К Элизе» — небольшая пьеса для пианино, которая никогда не была опубликована автором. Небольшой кусочек бумаги, небрежно подписанный рукой Бетховена «К Элизе», в 1867 году нашел музыковед Людвиг Ноль. Произведение обнаружили спустя 40 лет после смерти композитора, и с тех пор прелестную мелодию узнают с первых нот.

Письма композитора, сочинения биографов или рассказы современников не содержат упоминания девушек с именем Элиза. Кому же посвящена легендарная пьеса?

Людвиг ван Бетховен часто влюблялся и так же часто получал отказы от женщин. Одной из не разделивших чувства композитора была его студентка Тереза Мальфатти. Бетховен сделал предложение Терезе, но получил отказ. Так появилась самая популярная теория названия композиции — вероятно, Людвиг Ноль просто не смог разобрать почерк композитора, и одна из самых популярных работ Бетховена на самом деле называется «К Терезе».

Есть и другая версия. За несколько лет до написания пьесы Бетховен познакомился с оперной певицей Элизабет Рекель. Бетховен и Рекель были хорошими друзьями, пока Элизабет не вышла замуж за заклятого врага Бетховена, Иоганна Гуммеля. Сокращение имени Элизабет до простого Элиза кажется логичным, хотя нигде нет упоминаний, что кто-то так называл певицу. Возможно, «К Элизе» — это прощание Бетховена с Рекель.

 


 

Нечто вроде фантазии

Уникальная по своей атмосфере, одновременно завораживающая и разбивающая сердце. Соната, каких не слышали до этого.

Людвиг ван Бетховен называл ее «Sonata quasi una fantasia» — «Нечто вроде фантазии». Произведение он посвятил своей студентке, графине Джульетте Гвиччарди. Бетховен был влюблен в нее, но Джульетта не ответила взаимностью.

Состоящая из трех частей соната в начале создает ощущение невыразимой тайны и трагедии и выражает чувства ярости и злости в конце.

Через пять лет после смерти композитора немецкий поэт Людвиг Рельштаб напишет, что первая часть сонаты — как лунный свет, сияющий на озере Люцерн. С тех пор мы знаем эту пьесу как «Лунную сонату».


 

 

Диалог с самим собой

Полностью потерявший слух Людвиг ван Бетховен изолировался от окружающего мира. Композитора снова посещали суицидальные мысли, он пережил тяжелую депрессию. Его в который раз спасло творчество. Бетховен преодолел отчаяние и создал самое величайшее произведение в жизни. Оно отличалось от всего, что он сочинил ранее. Оно отличалось от всего, что кто-либо создавал вообще.

Впервые в симфонии был использован вокал. Бетховен на протяжении всего своего творческого пути искал возможность наложить на музыку произведение немецкого поэта Фридриха Шиллера «Ода к радости». И решился на это, когда сам уже не мог услышать результат такого симбиоза.

Композитор работал над каждой нотой произведения, в его записных книжках — более 200-т различных вариантов «Оды к радости». Включение вокала в жанр, который долгие годы считался исключительно инструментальным, вызвало критику по отношению к Бетховену. Как это часто бывает, гения не поняли современники, но для следующих поколений «Ода к радости» стала знаковым, эталонным произведением.

В 1972 году сокращенная версия «Оды к радости» ознаменовала окончание европейских войн и примирение народов Европы. Заключительная часть Девятой сонаты Людвига ван Бетховена стала гимном Европейского Союза.

В 1989 году «Ода к радости» открывала рождественский концерт в Берлине, где несколькими неделями ранее пала разделяющая немцев Берлинская стена.

Сегодня «Ода к радости» — одно из самых популярных музыкальных произведений в мире. Миллионы людей слышали ее звучание. А ее автор, Людвиг ван Бетховен, слышал «Оду к радости» лишь в своем воображении. 


 

 

Музыка для вдохновения

Произведения музыкального революционера Бетховена, написанные для классических оркестров, к 2020 году были исполнены на всех возможных музыкальных, а иногда и совсем не музыкальных инструментах.

Знаменитую «Оду к радости» исполняли на пивных бутылках. Виртуозы рассчитали наполненность бутылок жидкостью, чтобы правильно воспроизвести ноты произведения. 


Пятая соната зазвучала по-новому в исполнении музыкантов из Вирджинии, которые для творчества используют пластиковые ведра.


Возможно, радикальная смена музыкальных инструментов в представлениях автора меняет восприятие произведения. Но можно точно сказать: невозможно изменить созданную Бетховеном атмосферу. «Лунная Соната» на электрогитаре осталась все тем же симбиозом тайны и ярости, которую заложил в нее автор.


Гениальная музыка великого немца оказалась универсальной: вписалась и в сферу высоких технологий, и профессионального спорта. В рекламе Samsung знаменитый английский футболист Дэвид Бекхэм исполнил композицию Бетховена при помощи футбольных мячей и барабанов.


А вот иллюстрация единения человека и природы: музыкант Пол Бартон исполняет композиции Бетховена для необычного зрителя, слепого слона Ромсаи.

ПОДПИШИТЕСЬ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПЕЛО

В случае массовых потасовок на улицах города мы вас оповестим

X