В основе закона «О высшем образовании» лежит идея университетской автономии. Полная его реализация займет около трех лет, подчеркнул министр образования Украины Сергей Квит. Результатом имплементации закона, который предусматривает академическую, финансовую и организационную самостоятельность вузов, должно стать улучшение качества высшего образования и преодоление коррупции в этой сфере.
Остановить вымывание профессионалов из страны
Первое, что необходимо в корне изменить, — это содержание и качество образования. Для этого мало принятия законов или улучшения финансирования: нужно, чтобы участники процесса — те, кто обучается, и те, кто обучают, — кардинально изменили между собой отношения и концептуально изменились подходы.
«Важно, чтобы люди понимали: вузы не дают образование на всю жизнь, а только создают условия, чтобы каждый человек мог профессионально расти и совершенствоваться на протяжении всей жизни. Для таких изменений прежде всего необходимо желание всех участников, — считает ректор Харьковского Национального педагогического университета им. Г. Сковороды Иван Прокопенко.
Еще один важный пункт, по мнению ректора, реализация концепции национального и патриотичного воспитания, чтобы остановить вымывание профессионалов из страны.
«Если у нас и дальше все будет оставаться, как есть, то никаких средств, выделяемых из государственного бюджета, на образование не хватит. А ведь мы относимся к странам с высоким уровнем образования: количество студентов на 10 тыс. населения — одно из высоких в Европе и мире, — поясняет Иван Федорович. — Поняли, что слишком увлекались чисто профессиональной подготовкой и мало заботились о тех, кто ее получает. К примеру, наши программисты признаны за рубежом, но не в Украине. Хотя качественное образование — важный фактор для процветания самой страны».
«Нет!» диктату
Отдельной строкой чиновники и ученые выделяют увеличение академических свобод, когда ни над студентом, ни над профессором нет модератора, который говорит, что делать. Правда, для этого нововведения обе стороны должны быть достаточно самокритичными. А вот количество аудиторных занятий уже уменьшено. С 1 сентября во многих вузах действует норма 600 часов. Преподаватель должен научить студента самому искать нужную информацию, а не надиктовывать конспекты, тогда у него больше времени будет на науку.
«Сейчас происходит имплементация –— реализация каждой позиции, — и мы увидели, что практически каждая из них находится в противоречии с десятками действующих законов и подзаконных актов. В итоге финансово-экономические автономии вузов пока только декларированы», — отмечает Прокопенко.
Чтобы повысить качество образования, также необходимо не забывать о современном коммуникативном уровне. Сегодня и преподавателям, и студентам очень важно знать и использовать иностранные языки, чтобы быть в курсе новых исследований и мировых открытий. Кроме того, создание такой «свободной траектории» позволит студентам параллельно получать образование за рубежом, не покидая Украину, и получать двойной диплом.
Польза области — польза вузу
В мае высшие учебные заведения региона объединились для совместной деятельности в университетский консорциум. Союз предполагает создание единой информационной, научной, образовательной и инновационной базы. Ректоры Харьковских высших учебных заведений отмечают: каждый вуз автономен и индивидуален, но, если работать сообща, результат будет более эффективен.
«Базовое учебное заведение представлено либо ректором, либо проректором, то есть это люди, которые имеют определенный ресурс и определенные административные полномочия, объяснила председатель Харьковского университетского консорциума Людмила Белова. — Объединяют они вокруг себя желающие вузы войти в этот проект. В некоторых проектах это пока два вуза, в некоторых — уже 10 высших учебных заведений. В консорциуме нет принуждения. Здесь работа, которая должна принести пользу не только области, а это действительно так, польза области — польза вузу, совершенно очевидно. Но должна еще принести те определенные, конкретные результаты для каждого конкретного учебного заведения.
Чиновники отмечают: в дальнейших планах — продвижение научных разработок на международные рынки через офис в Вашингтоне. Ведь со стороны иностранных инвесторов есть огромный интерес к нашим научным разработкам. Так, вузы могут объединять усилия и совместно вести различные инновационные проекты. Сегодня их создано уже 13.
Основные инновации:
- наличие в университетах двухгодичной магистерской программы и переход от статуса кандидата наук к принятому в Европе доктору философии;
- переведение финансового обслуживания вузов из Госказначейства в банки;
- появление новой структуры — Национального агентства по обеспечению качества высшего образования. В его работе по принципу квотирования будут принимать участие представители вузов, работодатели, студенты, однако не будут задействованы ректоры вузов и чиновники Минобразования. Агентство призвано давать оценку качеству образования, которое дает тот или иной вуз;
- сокращение нагрузки преподавателей вузов до 600 часов в год, что позволит преподавательскому составу уделять больше времени науке и повышению собственной квалификации;
- прямые выборы ректоров, в которых смогут принимать участие все преподаватели вузов. Кроме того, срок пребывания ректоров и деканов вузов на должности будет ограничен двумя пятилетними периодами.
Надежда Мережка, специально для газеты ФОРУМ
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин