Нет ничего более неблагодарного, чем описывать, как вы ходили в байдарочный поход. О чем тут писать? На байдарках сплавлялись все ― это, черт побери, самый доступный и распространенный в наших широтах отдых. Так думала я ровно до того момента, пока не услышала от десятка знакомых что-то вроде «О, как это вы решились, а мы вот никогда на байдарках не плавали, а как это вообще можно устроить?». Ок, тогда пусть будет мини-инструкция «для чайников», как подсесть на наркотики водные походы. Опытным можно дальше не читать.
Рассказываю. Чувствую себя при этом примерно как человек-коуч: «Чтобы быть позитивным, нужно смотреть на мир позитивно». Чтобы пойти по реке, нужно найти байдарку (обычно это легко делается в интернете) и не бббояться. Но не все так просто (интонация коуча). Во-первых, если это выходные или праздники, планируйте поход как минимум за месяц, иначе будете проходить квест «найди байдарку» как мы. Во-вторых, тут все зависит от того, ходили вы на этом плавсредстве раньше, умеете ли его собирать-разбирать, как будете добираться до реки и, главное, ― нет, не угадали, не умеете ли вы грести, а зачем вы вообще идете в водный поход.
От целей и будет зависеть ваш формат. Если вы просто хотите не напрягаться, побыть на природе, неважно где и как, не нести на себе рюкзак, то получите стандартный и самый распространенный. А именно: группа туристов грузится в автобус/электричку, прибывает на место высадки, инструкторы собирают байдарки, сплав происходит под руководством старшего группы, стоянки в заранее определенных местах, еда – централизованно, досуг организован, маршрут проверен, все по расписанию. Часто в таких походах даже выдают напрокат палатки и спальники, либо ночевки запланированы на турбазах. Цена вопроса – 200-400 грн в день с человека. Но надо понимать, что попутчики — это лотерея.
Мы как раз наблюдали такое при спуске на воду. Десяток байд, разношерстная группа, громкая музыка на всю реку, половина высадившихся сразу бежит в магазин за пивом, вторая половина неодобрительно косится на первую и бурчит, кто-то не очень трезвый садится в лодку, топит весло (хорошо, что только весло), всем весело. Вывод: сплавляться, особенно в первый раз, лучше с хотя бы частично знакомой компанией. Подпись: «кэп Очевидность», но почему-то люди часто об этом забывают.
Как известно, в байдарке всегда находится два человека – гребиблин и гребублин. А эскадра движется со скоростью самого тихоходного корабля. Поэтому совет второй ― прежде чем садиться в лодку и выслушивать от ваших товарищей много ценных и эмоциональных указаний, выясните, умеете ли вы грести. Спойлер: если вы никогда этого не делали, то нет, не умеете. Правда, есть хорошая новость ― этому легко научиться буквально за пару часов. Только не забудьте обычные нитяные перчатки и пластырь, это спасет от мозолей (они будут обязательно). И тут же ― третий совет. На воде можно получить солнечные ожоги гораздо быстрее и эффективнее. Поэтому солнцезащитный и питательный кремы обязательны в аптечке. Даже суровые морские волки ими на реке пользуются, я видела.
Если же вы мизантроп, ненавидите людей и хотите настоящего отдыха от города, отправляйтесь в самостоятельное плавание. Но тут придется потрудиться и все спланировать самому, начиная от маршрута, снаряжения, закупки продуктов и трансфера. Это опять-таки очевидные вещи, но здесь вы отвечаете сами за себя, и необходимо продумать все до мелочей. Конечно, этот вариант не для новичков. Нужно знать, что делать в экстренной ситуации, как ведет себя лодка на воде, уметь собирать ее и ставить палатку, готовить на костре… С появлением продуктов-сублиматов, ютуба и обучающих роликов все эти проблемы уже не так уж и неразрешимы, но лучше потренироваться с инструктором. И если у вас есть хотя бы один опыт сплава, можно рискнуть.
Выбирая лодку, учитывайте ее грузоподъемность. Существует огромная разница между командой из трех мужчин в полном расцвете сил общим весом в 350 кг и четырьмя туристами, которые едва дотягивают до 2,5 центнеров. В эту разницу как раз помещается возможность взять с собой снаряжение и вероятность не утопить лодку. Если вам не важна скорость, у вас много времени, короткий маршрут и крепкие нервы, берите надувную байдарку. Она будет спокойно плюхать вниз по течению (кстати, ее не нужно собирать, только надуть), правда, управлять ею так же легко, как своенравной, жирной и вдрызг пьяной русалкой, зато она устойчивая. После единственного плавания на надувной байдарке мы всегда берем не надувные, но у нас и нервы не крепкие. В этот раз мы прошли по Изюмской излучине на трехместной байдарке «Нэрис» маршрут от села Левковка до Протопоповки за три дня, практически не напрягаясь и гребя от силы 4 часа в день (это очень мало).
В общем, решайтесь. Наградой станут тишина, полное погружение в природу; выдры, черепахи, болотные луни, цапли, аисты, ласки и полевые мыши, которых можно увидеть, если не очень громко сообщать окружающему миру о том, «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»; возможность спокойно и долго поговорить о важном; прекрасные безлюдные стоянки; маленькие песчаные пляжики; потрясающие закаты; утренние туманы; гулкий плеск большой рыбы у берега; костер и ощущение полной свободы… Жаль, что этого остается все меньше и меньше. Каждое утро мы слышали звук далеких бензопил, и если внимательно посмотреть на гугл-карту, то можно увидеть, что вырубки на Изюмской излучине ничуть не меньше, чем в Карпатах. Нужно успеть полюбить эту землю, чтобы потом, может быть, успеть спасти хоть что-то...
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин