Как изменилась украинская IT-сфера за 15 лет. Разговор с экспертами ЕРАМ в Украине - Накипіло
Партнерські матеріали

Как изменилась украинская IT-сфера за 15 лет. Разговор с экспертами ЕРАМ в Украине

Это промо материал

Все мы пережили «переходный» возраст в школе. Бурные эмоции, максимализм, инициативность — подростки идут напролом в любом деле, как бы трудно ни было. Точно так же любая индустрия в процессе «взросления» преодолевает сложности, познает себя и открывает новые возможности развития.

В этом году ЕРАМ в Украине исполняется 15-лет. Команда IT-специалистов объединяет более 8000 опытных разработчиков, тестировщиков, аналитиков, дизайнеров и менеджеров в Киеве, Харькове, Львове, Днепре, Виннице. А с переходом на удаленный формат работы — компания приглашает к сотрудничеству специалистов вне зависимости от области и места проживания в Украине.

В юбилейный год ЕРАМ столкнулась с новыми вызовами. Как никогда востребованными стали образовательные и социальные проекты компании. Здесь есть курсы обучения для новичков и практическое применение навыков в работе с клиентами. Каждый сотрудник может реализовать себя как ментор, педагог или запустить свой социальный проект. Уверенно справится с трудностями помогает накопленный опыт. И пусть, по нашим меркам, это «подростковый возраст», у компании есть, чему поучиться коллегам из других сфер.

В партнерских эфирах с Накипело эксперты ЕРАМ Украина поделились мыслями о настоящем и будущем украинских технологий, об образовании и социальной ответственности IT-бизнеса.

Sergei Shkurupii 1

«Нужно инвестировать в общество — создавать социальные проекты, полезные всем», — Сергей Шкурупий, директор офиса ЕРАМ в Харькове

«В марте было тяжело делать прогнозы о влиянии COVID-19 на мировую экономику и IT-индустрию. Первые пару месяцев были тяжелыми. У фирм, связанных с авиаперелетами, путешествиями, отелями, торговыми центрами, обороты упали практически до нуля. IT-компании, которые работали с этим бизнесом, вынуждены были остановить проекты, и мы не исключение. С марта по май некоторые клиенты заморозили проекты.

В то же время у нас были другие бизнесы, нацеленные на онлайн-доставку продуктов, услуг или связанные с работой онлайн. Они столкнулись с повышенным спросом, и даже в период сильнейшего локдауна мы получали от них дополнительные запросы. Они писали: «У нас большая нагрузка на сервисы. Давайте их улучшим, выпустим приложение». С июня мы заметили активный рост заказов, а в июле показатели превысили те, что были январе-феврале».



«Небольшие IT-компании, которые сотрудничали с одним-двумя клиентами, не смогли быстро переориентироваться и закрылись. Но в целом индустрия получила толчок к развитию, ведь люди стали чаще не только отдыхать в онлайне, но и работать. В сфере цифровых услуг это побудило дополнительный всплеск заказов для IT-специалистов».



«В связи с пандемией мы переориентировали позиционирование компании и начали сотрудничать с людьми во всех областях Украины. Раньше мы ограничивались наличием офисов в пяти областях, мол, если хочешь работать с нами, выбирай, куда переезжать — в Киев, Харьков или Винницу, например. С переходом на удаленную работу мы стали привлекать к сотрудничеству специалистов даже из тех регионов, где нет офисов ЕРАМ. Сейчас виртуально развиваем Южный регион. У нас есть менеджер, который регулирует это направление. По данным прошлой недели, в команде уже 33 человека.

Возможно, в будущем мы откроем еще один офис на юге, но скорее всего после карантина вернемся в пространство в виде коворкинга. Мы склоняемся к гибридному формату сотрудничества: когда пару раз в неделю можно встретиться с командой в офисе, а остальные дни подключаться удаленно, откуда угодно».



«Для крупной компании социальная корпоративная ответственность — это, с одной стороны, обязательство, с другой — логичная часть ее развития. Когда организация достигает определенного масштаба, она естественным образом взаимодействует с обществом и социальными проектами. Много лет назад наша компания пошла по этому пути в сфере образования. Компании нужны новые квалифицированные специалисты. Но университетская система, как наша, так и международная, в силу своей специфики и приоритета академических знаний, отстает от практических навыков, необходимых в работе».



«Сегодня нужно инвестировать в общество — создавать социальные проекты, полезные всем участникам процесса. Можно самим учить команду, но это требует больших вложений. Можно ждать, когда система образования начнет готовить специалистов по-новому, а можно объединить усилия. С одной стороны — это образовательная инициатива, с другой — социально важная.

Сначала от нас была минимальная поддержка школам и вузам — оборудовать компьютерный класс, передать компьютеры. Затем предложили студентам обучение на курсах по новым программам, чтобы они отрабатывали на практике актуальные технологии. Следующим этапом — создали курсы повышения квалификации для преподавателей. То есть педагоги тоже могут обучиться новым технологиям и правильно их преподносить в аудитории. Выпускникам потребуется стажировка в компании, и позже мы можем взять их на работу».

Aziza Hamidova

«Социальные проекты переживают эволюцию», — Азиза Хамидова, экспертка КСО-проектов в EPAM Украина

«Важно измерять социальный эффект подобных проектов. Мы используем количественные показатели, то есть сколько участников из целевой аудитории удалось привлечь к инициативе. Также используем подход результативности. Например, у нас есть цель познакомить детей из кризисных семей с программированием. Насколько мы достигли этой цели? Чтобы оценить, после каждого проекта мы используем формы обратной связи. Анкетирование помогает узнать, насколько довольны волонтеры, готовы ли они рекомендовать проект своим коллегам».



«С началом пандемии мы столкнулись с кризисом медицинской системы. Большое количество компаний в Украине, и EPAM в том числе, отреагировали на COVID-кризис и поддержали украинские больницы на национальном и региональном уровне».



«В медицинских проектах для нас в приоритете помощь медицинским учреждениям, которые оказались наиболее чувствительными к кризису. Для этого сотрудничали с UNICEF, чтобы лучше понимать нужды больниц не только в крупных городах, но и в небольших областных центрах. Мы откликнулись на просьбы коллег предоставить адресную помощь в больницы тех городов, где проживают наши таланты. Для этого в марте-апреле организовали фандрайзинговую кампанию. Сейчас продолжаем поставлять в медучреждения пульсоксиметры, кислородное оборудование и инфракрасные термометры для карет скорой помощи».



«Конечно, стараемся продолжать и те проекты, которые запустили до COVID-19, и переводим их в онлайн. В социальных проектах EPAM выделяет несколько направлений: образовательное, формирование экологической культуры, гендерное равенство и взаимодействие с обществом.

Наши коллеги часто посещали школы и вузы и рассказывали учащимся про перспективные IT-специальности и о том, в каких отраслях могут быть полезны знания программирования. Подобные проекты будем постепенно адаптировать онлайн, например, для внутренней аудитории работает образовательная программа eKids. Весной планируем запустить полноценный онлайн-проект.

Также сотрудничаем с Благотворительным фондом «Каритас». В партнерстве с организацией охватываем в основном детей из кризисных семей и в будущем хотим выйти на более широкую аудиторию.

В разработке еще одна инициатива совместно с Министерством образования и IТ Ukraine Association. Суть проекта — профориентация учащихся старших классов в мире IТ».



«Социальные проекты переживают эволюцию. Если раньше в EPAM были разовые акции, которые поддерживал HR- и PR-департамент, затем определяли специалиста, который занимался социальными проектами, то сейчас уже не отдел отвечает за такое проявление компании, а фактически каждый сотрудник. Так в Харькове появилось сообщество людей, помогающих животным, в Киеве — донорское сообщество, которое вскоре распространилось на всю Украину».



«Сегодня социальный компонент — это не просто дополнение для компании, а классический пример ее устойчивого развития. Взаимодействие с обществом только усиливает рост бизнеса. А в кризисное время самая большая корпоративная социальная ответственность бизнеса — по отношению к сотрудникам».

Maksim Pochebut

«Критическое мышление и способность быстро адаптироваться к новым реалиям — вот это важно сейчас», — Максим Почебут, руководитель образовательных программ ЕРАМ в Восточной и Центральной Европе

«Система образования сама по себе довольно негибкая и тяжеловесная. Это мировая проблема. Она не может быстро успеть за тем, что происходит вокруг, особенно в IT-индустрии, где динамично меняются технологии».



«IT-сфера настолько расширяется, что нам надо быть готовыми в будущем столкнуться с совсем другими вызовами и научиться их решать. Конечно, если вы хотите задержаться в этой сфере надолго и постоянно совершенствоваться. Критическое мышление и способность быстро адаптироваться к новым реалиям — вот это наиболее важно сейчас».



«Когда я поступил в университет, со мной в одной комнате в общежитии жил пятикурсник, который выучил программирование по книжке. У него не было компьютера. Он стал очень успешным инженером и сейчас продолжает свою карьеру. Это говорит о том, что все реально. Особенно это стало понятно в 2010-х годах с появлением массовых онлайн-курсов. Мировые университеты начали выкладывать в сеть огромное количество качественного контента. Каждый из любой точки мира, где есть интернет, мог его получить бесплатно или по доступной подписке».



«Если говорить о качестве знаний, для нас прежде всего важно, чтобы студенты получали сильное базовое инженерное образование — хороший математический аппарат, достойную инженерную культуру, понимание того, что нужно будет решать сложные задачи в будущем. Этого мы ждем о университетов и помогаем им становиться лучше».



«На определенном этапе студент просто получает знания по какой-то узкой технологии или, как говорят программисты, по некому стеку (набору) технологий. Но позже возникнет потребность в проектном обучении — умении работать в команде. Образовательные программы, которые в частности создает наша компания, погружают студентов в экосистему, чтобы знания из университета или в результате самообучения они могли применять в команде».



«Всегда поражает, как слаженно в США работает треугольник “государство — бизнес — университет”. Зачастую у нас это взаимодействие разбалансировано. Больше друг на друга смотрят бизнесы и вузы. Задача бизнеса — зарабатывать деньги, создавать продукты, генерировать пользу для своих клиентов. Образование — это все-таки прерогатива университетов. Но этот треугольник, который работает в Кремниевой Долине, должен заработать и у нас».



«В Украине уже появились частные университеты IT направленности. Там совсем другой подход к преподаванию, они разрабатывают собственные программы обучения. Точно так же меняются государственные университеты. Однако есть серьезная кадровая проблема. Наша индустрия отчасти тоже является источником вымывания преподавательских кадров — они идут к нам работать. Мы понимаем эту проблему и инвестируем свое время и силы в развитие качественного образования именно в вузах».

Evgenii Mospan

«Задачи в IT решаются не для того, чтобы получить ответ, а чтобы помочь бизнесу», — Евгений Моспан, руководитель глобального Центра компетенций ЕРАМ по направлению Java

«Преподавание для IT-специалиста — это социальная ответственность. Если мы не делимся знаниями, они теряют свою ценность. Я как руководитель крупных проектов хотел бы видеть сильных инженеров в своей команде. Откуда же они возьмутся, если их не учить? Здесь не возникает никакой мотивационной проблемы потому, что ты знаешь, что завтра тебе с этими людьми работать. Чем лучше ты их подготовил сегодня, тем легче вы потом решите сложную бизнес-задачу».



«Существует расстояние между фундаментальными знаниями и практическими навыками, которые специалист получает после вуза в реальной индустрии. Мой опыт подсказывает, что самоучка в IT может на равных конкурировать с выпускником технической кафедры. Если человек изначально выбрал подходящее для него направление и получил хорошую программу обучения, то для него нет ничего невозможного. Да, ему придется бежать быстрее остальных, но у него есть преимущество — опыт из другой сферы, который он может применить в новой IT-специальности».



«Любая задача в IT решается не для того, чтобы получить ответ и сверить ее с решебником. Она решается в практической плоскости. Это то, вокруг чего строится современный IT-бизнес. Компании задумываются о диджитализации и хотят решать свои проблемы с помощью технологий».



«Мой опыт подсказывает, что потенциал украинских программистов достаточно высокий. Наши молодые специалисты работают с более опытными иностранными коллегами и показывают уровень знаний, который полностью удовлетворяет иностранцев. Они отмечают нашу целеустремленность, желание работать, полноценно решить проблему и сделать это максимально качественно».



«Есть интересная история, как два архитектора строили социальную цель. Первый — начал разрабатывать качественную архитектуру, рассчитанную на многомиллионную территорию. Второй — написал РНР-страничку и начал регистрировать первых пользователей. Как вы думаете, кто из них был более успешен? Конечно, второй. Все исходит от практики, но нельзя забывать про фундаментальные вещи».

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова