Когда-то в этой квартире жил известный харьковский филолог, языковед и ученый Юрий Шевелев. Теперь сюда будут приезжать литераторы, музыканты и режиссеры, чтобы окунуться в творческий контекст первой половины ХХ века и получить вдохновение при написании новых произведений.
Недавно ЛитМузей в рамках Харьковской резиденции «Слово» открыл свое второе творческое пространство. Им стала отреставрированная квартира Юрия Шевелева в доме «Саламандры».
Недавно ЛитМузей в рамках Харьковской резиденции «Слово» открыл свое второе творческое пространство. Им стала отреставрированная квартира Юрия Шевелева в доме «Саламандры».
Теперь здесь находится резиденция для украинских художников, музыкантов, литераторов. Кроме того, эта квартира станет еще и художественным пространством, где будут проходить различные творческие мероприятия, презентации и выставки.
Первым жителем новосозданной резиденции стал писатель Юрий Андрухович. Приглашение пожить в прежней квартире Шевелева он воспринимает с благодарностью, ведь это очень знаковое место, убежден литератор. К тому же, здесь созданы прекрасные условия для жизни и творчества.
«Мне в жизни посчастливилось встречать Шевелева, довольно близко и доверительно с ним общаться. Поэтому для меня это трогательный момент – провести определенное количество дней и ночей в родном доме этого человека. Исторические обстоятельства сложились так, что в этом доме было чрезвычайно мощное прекрасное начало для этой семьи. Но это продолжалось недолго», – рассказал Андрухович.
По словам литератора, уже к середине лета он должен завершить свой текст, который станет частью многоаспектного проекта, инициированного художником Никитой Каданом. Сам Андрухович концентрируется вокруг вымышленной истории харьковского корреспондента, который приехал на выставку современного искусства. Задача писателя заключается в том, чтобы написать отчет от имени этого персонажа и именно эта задача навела литератора на мысль, что нужно побыть ближе к Харькову.
«Очень приятно, что в нашем городе заработала такая инициатива – все можно действительно увидеть, почувствовать. Это способствует налаживанию нормальных связей, нормальных контактов. Хорошо, что возвращается имя Шевелева, что оно перестает быть определенным раздражителем, который имеет прежде всего политический контекст. Мне кажется, что это очень важно. Чтобы мы говорили о Шевелева не только в контексте скандалов, связанных с доской, а как о действительно выдающейся личности, которая является одним из брендов нашего города», – рассказал Сергей Жадан.
Тот момент, когда харьковчане начнут говорить о Шевелеве серьезно, без политических спекуляций, должен освидетельствовать начало оздоровления города, убежден литератор. Также он подчеркнул, что в настоящее время квартира харьковского филолога – это нечто большее, чем просто художественная резиденция. Это еще площадка для диалога, продуктивного взаимодействия и сотрудничества. Подобные резиденции несут в себе значительный потенциал. И Харьков как раз учится его использовать.
Юрий Андрухович вспомнил, как впервые познакомился с Юрием Шевелевым в далеком 1992-м году. Тогда профессор очень положительно отозвался о «Рекреации», дебютном романе молодого писателя. В частности филолог назвал прозу Андруховича «шампанской», что и по сегодняшний день, как признается автор, очень его радует. А уже в следующем году представилась возможность познакомиться с Шевелевым лично. Это была довольно сердечная и приятная беседа, вспоминает Андрухович.
Еще одна встреча состоялась уже в Нью-Йорке в 1998 году. Как вспоминал Андрухович, Юрий Шевелев был человеком с прекрасным чувством юмора. Случилось так, что из-за ошибки они сильно опоздали на встречу. Что, конечно, не помешало Шевелеву радушно встретить своих гостей.
«Он сказал: «Заходите, я с радостью вас встречу. Единственное – вам придется меня терпеть без галстука». То есть в течение трех часов он ждал нас в костюме, праздничной рубашке и галстуке. Но когда мы пришли, он был уже в домашних тапочках. Это были очень насыщенные и содержательные полтора-два часа. И за это время было сколько переговорено», – с улыбкой вспоминал Андрухович.
Это просто удивительная эпоха в истории новой Украины, убежден литератор. Ведь после бурных лет – распада Российской империи, тяжелой борьбы за независимость – в Харькове сконцентрировались чрезвычайно мощные творческие силы. Это были литераторы, театралы, художники. Это были люди, которые открыли для тогдашнего слушателя радио и продвигали украинское кино. Это было очень конкурентная среда, в которой представители различных направлений и группировок спорили, ненавидели и любили друг друга.
«Это была великая эпоха, а Харьков стал ее эпицентром», – отмечает Андрухович.
По мнению писателя, современный литературный процесс сильно отличается от того, что был в начале ХХ века. Намного более разжиженный, не такой бурный и беспокойный. Хотя в нем также происходит много интересного. Но сравнивать очень сложно, ведь та эпоха была более людоедской, убежден Юрий Андрухович. И художникам приходилось противостоять гораздо более серьезным вызовам.
«Есть личности, которых это действительно стимулирует. Которым не то, чтобы комфортно в ситуации смертельной опасности, но некоторые из них открывают какие-то дополнительные грани, находят в себе какую-то особую творческую силу. А есть и такие, кажется, их большинство, которых это угнетает и, в принципе, уничтожает. К примеру, наиболее хрестоматийный – наш поэт Павел Григорьевич Тычина. Это один из случаев, когда политическое давление, все эти трагедии и ужасы эпохи фактически уничтожили гениальное дарование », – отметил Андрухович.
В дом «Саламандры» семья Шевелева переехала в 1915 году и вся эта квартира тогда принадлежала им. Однако, уже в 1923 году новая советская власть устроила здесь государственное учреждение, а будущего филолога, его мать и сестру поселили в небольшой тесной комнатушке. Затем жилище Шевелевых и вовсе переоборудовали в коммунальную квартиру.
Во время реставрации помещения все старались максимально сохранить его аутентичность, отметила руководитель проекта Харьковская резиденция «Слово» Татьяна Пилипчук. Что можно было сохранить – было сохранено, что можно было отреставрировать – отреставрировано. Например, реставраторы слой за слоем снимали старые обои. Все для того, чтобы дойти до слоя 1915 года, который был во времена Шевелева.
«Это была определенная опасность, что мы раскрываем предыдущие слои. Конечно, они не в идеальном состоянии, но по сути – это метафора травмы, которую нанесла советская власть той культуре, которая была до 1917 года. И когда представляешь это пространство, эти стены – тогда все складывается. Было бы преступлением после того, как мы раскрыли эти стены, зашпаклевать их или заклеить обоями», – вспоминает соучредитель проекта Харьковская резиденция «Слово» Александр Савчук.
В этом году резиденция примет музыканта Юрия Гуржи и британского режиссера Джонатана Бен-Шауля. Гуржи совместно с Сергеем Жаданом должны создать музыкальный альбом на тексты футуристов ХХ века, Бен-Шауль хочет сосредоточиться на биографии и творчестве Николая Хвылевого.
«Это те люди, кому не безразлично, где работать. Это те, для кого это пространство будет иметь значения, а также имеет значение эта харьковская история. Это люди, которым действительно важно находиться в этом контексте. Таких художников хочется видеть. Вирляна Ткач собирается приехать, потому что хочет работать с темой Курбаса, потому что ей важен этот контекст. Вот Ярина Цымбал приехала, ведь для нее важен контекст дома «Слово». А Юрий Гуржи приедет как музыкант. Он тоже будет работать с авангардными текстами 20-х годов », – рассказала Татьяна Пилипчук.
Оперативні та перевірені новини з Харкова