Мы расскажем четыре истории о харьковских предпринимателях-стартаперах, которые своим примером доказали: малый бизнес жив и развивает наш город.
Знакомьтесь:
Иван Гродзенский, основатель MosaicWorkshop — мастерской мебели и предметов интерьера
Никита Ткаченко, основатель TK Drums factory — производства по изготовлению барабанных палочек и аксессуаров. Никита также занимается ремонтом барабанов
Евгений Сафонов, совладелец Pasteria il pasto Сделано руками — ресторана быстрого питания в итальянском стиле
Евгений Жебко, совладелец и автор идеи Mammoth Bike — производства электровелосипедов. Гитарист харьковской инди-поп группы Pur:Pur
Респондентам были заданы одинаковые вопросы, и каждый из них охотно рассказал о своем пути и становлении в предпринимательстве.
Идея создания проекта
Иван Гродзенский: «Я занимался керамикой еще в юношестве, посещал студию, занимался скульптурой. Увидел сюжет по ТВ о том, как в Марокко делают мозаичные столики. Ребята, которые смотрели эту передачу со мной, стали обсуждать, как это круто, а я сказал — это ведь совсем не сложно. Тогда направление моей работы было связано с финансами, и направление это умирало. Вот решил купить печку, глину, краски, сварку. Освоил то, чего не умел, по видеоурокам. Удалось пару изделий продать уже через месяц после старта, но все равно спрос был очень мал. Жена предложила сделать стол из широких досок. Я все узнал, купил, отшлифовал, покрасил и как-то скрутил. Стол этот купили через неделю. После этого даже недели не было, чтобы у меня не было работы и заказов».
Никита Ткаченко: «Идея создания проекта возникла после рождения дочери. В тот момент я был начинающим барабанщиком и работал простым поваром. После рождения ребенка не хватало времени на регулярные репетиции, средств хватало только на содержание семьи и оплату съемной квартиры. В связи с этим я принял сложное решение продать свои барабаны и комплектующие. На вырученные деньги купил станок, дрели и прочие подобные инструменты для ремонта барабанов и тарелок, так как очень любил и люблю по сей день этот инструмент!»
Евгений Сафонов: «Все просто, но не очень. У проекта несколько лет истории с разными корнями. Идея пришла от служб доставки, увлечения кулинарией и рисунков моей дочки. Я работаю в крупной компании и постоянно с коллегами заказываю еду в офис.
И почти все было „не то“. Порции маленькие, невкусно, дорого. Все не так. Мы увлеклись с коллегами, и ради забавы начали писать обзоры на службы доставки. Сделали отдельную страницу для этого. Появились читатели, дочка рисовала иллюстрации. А потом как-то внезапно все сложилось воедино. В какой-то момент я задал себе вопрос: «Если ты считаешь себя таким умным, увлекаешься кулинарией, все хвалят твою стряпню, а все службы доставки не нравятся и ты их критикуешь, то что тебе мешает сделать что-то свое? Хватит ругать других, докажи, что можешь сделать хорошо и вкусно». Ну и начал потихоньку. Готовил у себя на кухне в ущерб основной работе. Доставлял сначала два раза в неделю ограниченному количеству людей. Напрашивался друзьям в скайп, предлагал попробовать еду. Из любопытства. Из интереса. Книги по кулинарии и постоянная практика. Снова книги и практика. Кулинарные фестивали. Снова практика.
Потом стал доставлять три раза в неделю. Сам не успеваю. Нашел кухню в аренду, чтобы переехать из дома, который начал превращаться в цех. Нашел людей. Так спонтанно возникла доставка, но не сам проект: тогда возникла идея и направление. Сегодняшний проект пришел позже».
Евгений Жебко: «Идея проекта возникла, с одной стороны, закономерно, с другой – спонтанно.
В детстве я много времени проводил с дедушками, которые бесконечно что-то изобретали, совершенствовали.
Мы много паяли, чинили разные механические приспособления. Помню, как мы из старого телефона и радио собрали электронику для моей первой электрогитары. Получилось на удивление достойно.
Для меня самого удивительно, что в итоге я получил гуманитарное образование и большую часть жизни прозанимался музыкой.
Однако велосипеды, мотоциклы и путешествия я любил всегда. Толчком к началу Mammoth Bike послужил случай. Как-то вечером, катаясь на велосипеде, я заехал буквально на 10 минут к друзьям. Велосипед пристегнул у входа в подъезд к фонарному столбу. Когда я вышел, от велосипеда осталась только одна пристегнутая рама. Тогда я испытал смешанные чувства: с одной стороны, было обидно, а с другой – сложно было не уважать талант этих людей!
Рама была неплохая — Mongoose. Но, руководствуясь необъяснимыми чувствами, вместо того, чтобы восстановить, я поменял ее на велосипед ХВЗ в ужасном состоянии. Почему-то мне показалось, что будет значительно дешевле восстановить шоссейник. Конечно же, я отдал больше денег, чем стоили бы все комплектующие и работа для восстановления моего Mangoose. Обидно было, что в мастерской, в которую я отдал этот шоссейник, сделали работу ужасно! Это было второе разочарование. Мне этого хватило, и я понял, что, пожалуй, начну все делать сам. Смешно, что в детстве мне всегда говорили: «Женя, не изобретай велосипед. Ищи простые решения!». Но я решил попробовать!»
Как все заработало
Иван Гродзенский: «На старте ориентировался на то, в чем были базовые знания — на керамику. Хотел заниматься мелким производством в принципе, особой конкуренции не нашел (потом оказалось, что мозаичные столики просто не в тренде)».
Никита Ткаченко: "Не имея опыта в данной сфере, много читал после работы по ночам на различных форумах — что и как можно сделать при определенных проблемах. Брал сломанные инструменты у знакомых и чинил их бесплатно, дабы получить опыт.
Все пошло хорошо, и через год я задумал производство барабанных палочек Tk Drums.
Все еще не зная многих деталей, начал изучать специальную литературу; пришлось освоить SMM, фотошоп и многое другое…"
Евгений Сафонов: "Старт возник внезапно. Уже была доставка, но сложно, почти невозможно было бросить основную работу. На двух стульях, в моем конкретном случае, было не усидеть. Страдало либо одно, либо другое. Вдобавок, спустя время выяснилось, что выбранный продукт — паста — совершенно невозможно доставлять. Если делать пасту как полагается (а мы делаем пасту сами, даже муку нам особенную привозят), то срок ее «жизни» очень ограничен. Это не пицца и не суши. А я влюблен в итальянскую кухню и ничего другого не хочу.
Пришлось выбирать. Здраво поразмыслив, я понял, что надо открываться в оффлайне, но с доставкой в ограниченном радиусе, и закрыл доставку в конце весны 2017-го. Открыться в оффлайне хотел в сентябре 2017 года.
У меня не было:
- Денег
- Помещения
- Опыта открытия и управления общепитом
- Богатых родителей
У меня были:
— уверенность в продукте. Я инвестировал и продолжаю инвестировать в себя как в повара. Проходил обучение в кулинарной школе в Италии и продолжал туда ездить один-два раза в год. Я и вся моя команда умеем делать пасту не хуже, чем в Италии. Мы проверяли.
— уверенность, что монопродукт — это долгосрочный тренд, и в долгосрочной перспективе «выстрелит».
— опыт в маркетинге. Хотя, по факту, общепитовский маркетинг кардинально отличается от того, чем занимался я.
Вот эту точку можно считать стартом проекта.
Он произошел в диалоге. Мой постоянный клиент доставки (из нашей же компании) написал заказ, но не получил подтверждения. Я ему ответил, что закрыл доставку и планирую открыться позже в оффлайне. Дальше цитирую практически дословно:
— Прикольно, а когда откроетесь?
— Не знаю, еще ничего нет, но ищу помещение.
— Круто. У вас хорошая еда. Мне тоже интересно. Я бы поучаствовал в инвестициях.
— Серьезно?
— Ну да. Почему нет.
Это очень обобщенно, но примерно так. Так появился компаньон, без которого вообще ничего не случилось бы.
Евгений Жебко: «Несколько месяцев я провел, исследуя все, что появилось интересного в велоиндустрии, и наткнулся на множество действительно классных проектов электровелосипедов и мотоциклов – Stealth Bike, Alta Motors, LMX и другие. В тот момент эта волна только начиналась, все были у истоков. Я понял: да, это оно, я хочу попробовать сделать что-то подобное и сделать это классно.
Прошло еще несколько месяцев, идея начала обрастать такими же энтузиастами, как и я – нашлись конструктор, механик, электронщик. В итоге через год у нас оформилась небольшая команда и первый прототип.
Эта идея — сделать разборное двухколесное транспортное средство, с которым можно путешествовать, — захватила моего товарища. Позже он стал партнером в предприятии.
Не последнюю роль в нашем сотрудничестве сыграло то, что у него было свое производство, производственный опыт и возможность вложить деньги в масштабирование проекта. Так у нас появилась мастерская, обновилась команда. Мы прошли еще несколько стадий технических прототипов.
В 2016 году первая удачная модель попала в обзор мото-блога «В шлеме», видео собрало более 250 000 просмотров. О нас узнали, начали много писать, и стало понятно: пора выбираться из подполья.
Весной 2017 года мы учли все минусы предыдущих версий и сделали первый, на наш взгляд, полноценный MVP (minimum viable product) — минимально жизнеспособный, и тут же объявили о начале открытых тестов. У нас было множество гипотез, но их нужно было или подтвердить, или опровергнуть эмпирически.
На тест можно было записаться через сайт. Мы объединяли людей в группы по 8-10 человек. Каждый мог бесплатно поездить 10-20 минут и составить впечатление о продукте.
Это было и остается для нас наиболее устойчивой бизнес-моделью. Результатом тестов стали сотни заполненных анкет с отзывами (бесценный материал для оптимизации продукта), первые предзаказы, проданные экземпляры и большое количество медиа-контента.
Уже в декабре 2017 года мы отправили первые велосипеды за границу».
Сложности преодолимы
Иван Гродзенский: «Трудностей всего две: сложно настроить командную работу, и дорогие кредиты».
из архива Ивана
Никита Ткаченко: «На протяжении двух лет я инвестировал все средства в разработки, не имея от этого отдачи. Были моменты, когда при покупке сырья переводил немалые суммы, и после этого люди пропадали — ничего не отправив, или не выполнив условия, которые были оговорены… Часто после таких ситуаций хотелось все бросить, но жалко было потраченное время и деньги, поэтому начинал все сначала!
Затем настал период, когда я был вынужден занять крупную сумму средств на закупку сырья, типографии и прочего для выходной цены. Но когда я нашел партнеров, все пошло отлично!»
Евгений Сафонов: «Сложности все бытовые. Оперативка, рутина. Но это приятная рутина, потому что родная. Проблемы с арендодателями. Проблемы со средним чеком. Проблемы с пониманием продукта. Вы думаете, что ваш продукт всем нужен? Как бы не так! Вы вообще никому не нужны! Мы думали, что доставка займет 40-50% оборота, а она занимает едва 18% сейчас. Правило Парето в действии.
Проблемы есть с форматом. Мы думали, что мы монопродукт: пришел-поел-ушел. Как шаурмичная, только приличная и очень качественная. Но это не так.
Проблемы возникают каждый день. Главная проблема — слабая прогнозируемость на старте проекта. Простыми словами: ты думаешь, что будет круто, но круто точно не будет. А если внезапно стало круто, то ты точно будешь не готов».
Евгений Жебко: «Сложностей бесконечное количество, но, если хочешь что-то построить, без этого все равно никак не обойтись. Мы в буквальном смысле изобретали велосипед во всем: нужно было постоянно исследовать новый для нас рынок, искать материалы, подрядчиков, учиться работать вместе. У нас ни у кого не было подобного опыта, но мы постепенно учились на своих ошибках.
Сначала построили экспериментальное производство, чему посвятили 3 года. Только сейчас мы приходим к тому, что у нас не меняется каждый день оснастка, а лежит оформленная документация на проект, появились определенные производственные нормы и т. д.».
Плюсы и минусы работы на себя
Иван Гродзенский: «Я не могу сравнивать: на себя или на начальство. Никогда не работал на кого-то. Но, судя по примерам других людей, могу предположить, что в работе на себя много плюсов — заработок, свобода, живее голова и т. д. И только один минус — сложно сделать паузу и уйти в отпуск, например».
Евгений Сафонов: "Минусы: мы с компаньоном продолжаем работать в компании на основной работе. И это минус. Один из нас должен быть 80% времени на кухне хотя бы полгода-год.
Вы работаете тупо 24/7. Даже если вы в отпуске, то все равно, как минимум, думаете о своем проекте.
Плюсы: Опыт. Драйв. Понимание, что ты делаешь это не только ради денег. Плюсов много, но они больше эмоциональные. Наш проект больше про эмоции, чем просто бизнес. Что, впрочем, не исключает составляющей практичности и выгоды”.
Евгений Жебко: «Работать на себя — своеобразная философия. Плюс в том, что ты как бы стоишь у штурвала своего корабля, но в основном — это одни минусы) Нет спины, за которую ты спрячешься. Это большой груз ответственности – за себя, результат, людей, которые поверили в предприятие. Нужно постоянно держать руку на пульсе: есть зарплаты, общий объем фиксированных затрат, и, чем больше растет предприятие, тем больше становятся эти суммы.
В нашем случае мы не работаем по схеме „купил-продал“, не предоставляем услуги. Мы с нуля производим достаточно сложный продукт. В таком формате работать и выживать на самом деле очень сложно. И я понимаю: если б меня не захватывал результат, я бы уже давно это оставил».
Что дальше?
Иван Гродзенский: «Я ставлю планы на год. На текущий год задания были такие: увеличить вдвое оборот, выйти на экспорт. Обе этих задачи уже выполнены по состоянию „на сейчас“. Теперь задача — достроить мастерскую и организовать постоянное присутствие в ЕС».
Никита Ткаченко: «Все наладилось, и я думал, что продажи пойдут горой на меня. Но увы: не так все гладко, пришлось проводить дорогие съемки товаров, и самому звонить и ходить предлагать свой товар. Только таким образом продажи пошли вверх. Теперь каждый месяц мы увеличиваем производительность и объемы продаж! В планах — выйти на международный рынок и развивать эту сферу в нашей стране».
Евгений Сафонов: «Краткосрочно — выйти в ноль. Долгосрочно — масштабироваться в монозаведения другой кухни».
Евгений Жебко: «Мы пробовали работать с фондами, но это не привело ни к каким положительным результатам. На сегодняшний день мы существуем благодаря продажам, количество которых хочется увеличивать. В наших ближайших планах — запуск двух новых моделей, генерация актуального фото- и видеоконтента, обзоры и, конечно же, тесты, тесты и еще раз тесты».
Парочка советов начинающим
Иван Гродзенский: «Советы такие: меньше ходить на всякие бизнес-курсы и читать книжки „акул бизнеса“, а больше думать о том, что предпринять именно сейчас. Кто понимает в бизнесе, не будет работать преподом. У „акул бизнеса“ в США — другая реальность. В нашей стране огромная деградация производства, там сотни „ниш“ для всех, организовать все намного проще, чем кажется. И продать не так уж и сложно. Действуйте смелее и будьте оптимистами».
Никита Ткаченко: «Для тех, кто думает, стоит ли бросать все и начинать свое дело, могу сказать только — „ДА!!!“ Но будьте готовы к сложностям, крахам и падениям, читайте много литературы и смотрите фильмы, такие, как: „Волк с Уолл-Стрит“, „Основатель“ и т. д».
Евгений Сафонов:
«1. Все тренинги про бизнес — говно. Вообще все. Да-да, все без исключения. Не платите мудакам ни копейки. MBA (ua), Трансформатор с Бизнес-Молодостью — флагманы. Они зарабатывают на вашем невежестве, не давая взамен ничего, кроме надежды в красивой обертке.
2. Читайте первоисточники, а не бизнес-книги. Читайте профессиональные книги, а не брошюры с громкими названиями. Статьи ничему не научат. Опыт Стива Джобса — это его опыт, а не ваш. Поэтому от него толку — ноль. Лучше почитайте что-то прикладное из того, что вас интересует.
3. Снова читайте профессиональные книги.
4. Рассуждения и комментарии в Facebook — это не действие. Действие, это когда у тебя нет денег, но ты отрываешь жопу и три недели гуляешь по району, стучась во все двери в поисках нужного помещения. Натурально, сделай что-нибудь, а не селфи в Instagram.
5. Ориентироваться на деньги как на цель — самый плохой вариант. Ну будет у тебя миллион, и что? C такой целью денег никогда не заработаешь. Деньги счастья не приносят».
Евегний Жебко: «Не нужно бояться пробовать, экспериментировать, выдвигать и опровергать гипотезы. В самом начале мы проговорили, что будем придерживаться концепции „100 шагов (попыток)“. Было понятно, что ни с первого, ни, возможно, с 10-го или 100-го раза ничего не выйдет. Но если пробовать, вероятность успеха с каждой новой итерацией будет увеличиваться. Психологически это непросто, но такова природа эволюционных процессов.
В остальном — это уже механика бизнеса: как построить предприятие, где взять деньги, как найти баланс между затратами на производство и возможными доходами от реализации ЦКП (ценного конечного продукта), как мотивировать команду, как в кризисы, которых избежать не получиться, выжить и сохранить целостность».
Харьков — масштабная площадка креативных умов и новаторов. Возможно, это ваши знакомые или друзья. Никогда не поздно придумать что-то интересное, полезное, сделать хобби источником дохода, и наоборот.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе свежих новостей.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин