Харьковская школа фотографии. Или как посещать выставки современного искусства - Накипело
Лонгриды

Харьковская школа фотографии. Или как посещать выставки современного искусства

  • Татьяна Леонова
  • Вікторія Якименко, Ігор Лептуга
  • 11 июня
  • 1443

С 28 мая по 10 июля в ЕрмиловЦентре экспонируется выставка «Автор в игре», посвященная Харьковской школе фотографии. Она рассказывает историю выдающейся школы и ее участников с 1970-хх годов до наших дней. А я хочу поделиться опытом, как посещать выставки современного искусства.

Герои на фотографиях — это и есть фотографы. Они стали по ту сторону объектива, чтобы своим смелым примером начать новую эпоху фотографии в тогда еще советском пуританском городе. Смелым, потому что на большинстве фотографий наши герои обнажены. И их жены, и их коллеги, и те кто в кадре рядом, также обнажены.

Я слышала о Харьковской школе фотографии раньше. Я знаю несколько фамилий.  Архитектурного фотографа Андрея Авдеенко, он присутствовал на открытии выставки, недавно видела на YouTube-канале Юлиана Чаплинского, бывшего главного архитектора Львова.  Роман Пятковка известен не только своими фотографиями, но и работой на телевидении. Один из самых молодых участников школы Игорь Чекачков, у которого есть собственная фото-академия, три месяца назад рассказывал лично мне, что харьковские фотографы за рубежом значительно известнее, чем в родном городе. Такие особенности менталитета. К этому мы еще вернемся.

Просто хочу подчеркнуть, что я пришла на выставку почти, но не совсем с нуля.  Пришла и увидела на фотографиях, через толпу посетителей и представителей СМИ, кучу людей голышом, преимущественно мужского пола. Чего уж там, офигела. Еще заметила знакомые до боли советские «пейзажи»: нищета, обшарпанность улиц и квартир. На почти современных снимках два человека в масках Юлии Тимошенко гуляли по улицам Харькова, подтягивались на турнике и играли на гитаре, кажется, на детской площадке. Наверное, голые, у меня уже все перепуталось в голове. Я бы могла так и уйти, почти ни с чем, только с немного увеличенными глазами и совсем небольшим разрывом сознания.

Здесь, внимание, лайфхак, как надо посещать выставки современного искусства: сознательно, тщательно читая все подписи под экспонатами. Если есть возможность, лучше прийти минимум дважды: первый раз для поверхностного знакомства, а второй раз для полного погружения. Вы уже слышали о моих впечатлениях от первого посещения. А теперь сравните со вторым, когда я посетила кураторскую экскурсию.

Начал традицию оголяться в кадре и, собственно, основал Харьковскую школу фотографии Борис Михайлов.  Именно из его работ начинается выставка, если идти направо.  Узнаваемое советское публичное пространство на улице Михайлов синтезирует с частным пространством своей квартиры, где он уединяется с женой. Через несколько лет ему вторит Роман Пятковка, который со своей тогдашней женой показывает, что как бы сильно не была лишена эротического содержания коммунальная собственность, за закрытыми дверями пуританству не остается места. Грубость и бытовизм Пьятковки несколько романтичнее Михайлова. Например, влагалище его жены прикрыто тенью и пламенем свечи.

 

И пока мы ломаем голову, где та грань между искусством и порнографией, в следующем зале мы попадаем в фото из серии «Лурики», сделанных отцом и сыном, Виктором и Сергеем Кочетов. Лурикы – очень распространенная когда-то в Харькове бытовая практика раскраски семейных портретов, когда фотографии плохого качества просто разрисовывали этаж. Эти фото часто собирали по селам, за небольшую плату убирала и отвозили обратно. Некий частный бизнес, не легальный, так как Советском Союзе предпринимательская деятельность была под запретом.


28 мая в ЕрмиловЦентре открылась выставка Харьковской школы фотографии с участием Виктора Кочетова.  Он успел ее посетить.  Через 5 дней, 2 июня, его не стало.

Его фотографии выставляли на выставках в США и Китае. Его творчество анализируют в фотографических журналах. В начале этого года работы Виктора Павловича Кочетова вместе с работами других фотографов Харьковской школы выбрали для постоянной экспозиции в Центре Помпиду.

Это только первые два зала, через котором попадаем к огромной плоскости с портретами всех участников за все годы существования Харьковской школы фотографии.

На портрете в полный рост, размером в два этажа ЕрмиловЦентр, конечно, обнаженный да еще и с фаллосом в руке, в этом же направлении смотрит Борис Михайлов. Еще свободной рукой показывает на портреты своих собратьев. Ему можно, у него — Шевченковская премия, международное признание, персональная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В том числе благодаря его авторитету интерес к Харьковской школы фотографии и ее участников ощутим в мире: 137 работ харьковских авторов попали в коллекцию Центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже.

 

В чем же уникальность Харьковской школы?

Ее фотографы первыми в СССР отошли от популярного, и, пожалуй, единственного тогда жанра социалистического реализма. Тогда все изображалось только величественным и преувеличенно прекрасным: крепкие, решительные заводчане; румяные, довольны большими надоями доярки; очень вежливые, даже на фото, пионеры; белее белого бордюры и столбы деревьев, свежепокрашенные лавочки и особенно мощные фонтаны;  если дома, то исключительно новостройки. Харьковские фотографы показывали окружающую среду такою, какой она тогда была на самом деле.  Иногда (всегда?) позволяя себе стеб над серой советской обыденностью, раскрашивая убогие городские виды кричащих красками. Или превращая свой отпуск на железобетонных, обнесенных панцерной сеткой пляжах Крыма в пародию на лакшери-отдых.  Или маскируя профессиональные фотографии под любительские.

Мне приходит в голову, что огромное количество ню на фото, неприемлемого в то время, это не только про эпатаж. Это о свободе. И где-то на периферии сознания крутится мысль, что это отголоски движения хиппи, которые докатились до нас, как всегда, с опозданием.

Борис Михайлов придумал метод наложения снимков, который назвал «бутербродом»: в нем два изображения накладываются друг на друга и образуют новый смысл. У фотографа Виктории Якименко получилось что-то похожее. Можно ли ее отнести в ряды школы? К тому же Харьковская школа фотографии — это не организация, а явление. Поэтому о ее составе можно спорить долго.

Попасть к портретас всех фотографов школы, замаскированных под фотографию со школьного советского альбома, можно двумя путями. Справа — эротический, эстетический, личный путь, там фотографии более раннего периода. О нем я немного рассказала.

Если начать двигаться влево, то вы пойдете политическим путем. Это уже период независимой Украины. Там висит упомянутая ранее Юлия Тимошенко. Оказывается, в свое время она сбежала из харьковской колонии и, пока слонялась по улицам, ей так понравилось в Харькове, что она осталась здесь жить. Конечно, это лишь перфоманс от авторов.

На нижнем этаже портреты фотографов школы закатаны в банки, как консервация. Кто-то назвал эту инсталляцию жуткой. А мне она показалась такой домашней, в уютном деревянном буфете.

Есть снимки, где известный фотограф из Москвы Александр Слюсарев приехал в Харьков и выпивал с Олегом Малеваным, а тот фотографировал его после каждой рюмки. Фотографий 19, а сколько было рюмок, вряд ли кто скажет. Слюсарев умер в 2010 году в возрасте 65 лет, говорят, много пил.

Пожалуй, я вспомнила примерно половину инсталляций. У вас впереди еще несколько недель на погружение в эту историю. Биографию и работы каждого фотографа школы можно с увлечением изучать отдельно. Иногда может будет странно, но точно не будет скучно.


Проект стал возможен благодаря работе команды Музея Харьковской школы фотографии, организованном в 2018 году. Его основатель фотограф Сергей Лебединский, представитель Харьковской школы последних лет, вместе с семьей на собственные средства готовят помещение для музея в старом здании завода «Манометр». То есть вы еще услышите о Харьковскую школу в ближайшее время.

Спасибо ведущим кураторской экскурсии Сергею Лебединскому, Александре Осадчей и Надежде Бернар-Ковальчук моих умные мысли.

 

ПОДПИШИТЕСЬ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПЕЛО

В случае массовых потасовок на улицах города мы вас оповестим

X