В поезде было тепло. Мы достали пакетики чая из Албании, залили кипятком «Укрзалізниці». Тронулись, когда за окном загорелись одесские фонари. Позади — тысячи километров, десятки городов, машин, людей, воспоминаний. Догоняет усталость, клонит в сон, на верхней боковой снится море…
Бархатный сезон на Балканах — отличное время для путешествия. Туристов в тех краях уже меньше. Чаще всего встречаются «crazy russians», как говорят местные.
Наш трехнедельный маршрут выглядел так: Львов, Украина-Краков, Польша (автостоп); Краков-Венеция, Италия (самолет); Венеция-Триест, Италия (поезд); Триест-Любляна, Словения (автостоп); Любляна-Загреб, Хорватия (автостоп); Загреб-Сплит, Хорватия (автобус); Сплит-Дубровник, Хорватия (автобус); Дубровник-Кишинев, Молдова (автостоп).
Эта история для тех, кто впервые готовится к длительному путешествию. Найти попутчика, упаковать рюкзак — полдела. Запаситесь терпением.
Узнаем, почему после такого отдыха вы будете не прочь отдохнуть еще...
Просто забудьте о здоровом сне на все время поездки. Забудьте об удобных кроватях, теплом одеяле, чистом постельном белье, о тихой обстановке. Иногда все, на что можно рассчитывать — два часа покоя в согнутом положении на вокзальной лавке.
Непредсказуемая по продолжительности дорога дает о себе знать. После ночных прогулок на следующий день в какой-то из машин НАЧИНАЕТ РУБИТЬ. Глаза слезятся, сидишь такой, глотаешь зевки, слушая истории водителя (ты же приличный человек!), а сам уже дремлешь.
Вообще, вопрос дискуссионный: стоит ли в таком случае засыпать у водителей. Люди обычно не против, и чуть ли подушку не находят для пассажира. С этической точки зрения мне это не нравится. Вот мужчина (женщина) едет, ему (ей) скучно, тоже устал(а), наверное, глаза за рулем слипаются... «О, может, хотя бы попутчики расскажут что-то!». И ты начинаешь общаться, рассказываешь о своих приключениях, о доме, о профессии…
Себя я поймала на мысли, что после трех-четырех часов в пути темы для разговоров заканчиваются и в машине наступает либо тишина, либо шум мотора заглушает музыка. На этом моменте и НАЧИНАЕТ РУБИТЬ. Кое-кто из читателей, конечно же, заметит, что спать у незнакомцев в машине опасно. Согласна. Но вся жизнь последнее время очень опасная штука.
В путешествии из Польши на Балканы мы только снега не застали. Погода в горной местности меняется стремительно. Вот тебе — жара 25-градусная, вот тебе — через 15 минут — ливень и шквальный ветер.
От дождя не спасали ни насквозь промокшие куртки, ни флаг Украины. Ощущения озноба добавлял ветер, доносящийся с автострад от проезжающих мимо машин. Если повезет и ваш озябший вид разжалобит местных, кто-то из прохожих подарит зонт 🙂
Изрядно замерзнув, мы решили, что пора надевать на себя все, что есть в рюкзаке: то есть футболки и ничего теплее (мы же на Юг ехали, эй!). Оказывается, я могу сделать неплохой бафф на шею из «спальных» штанов.
Тем, кто привык есть по часам или не может жить без плотного обеда, придется туго. Иногда нам везло на хостов, которые ходили в магазин к нашему приезду, готовили нам итальянскую пасту, веганские блюда или водили в рестораны не для туристов (бюджетные версии хороших заведений). Но бывало и так, что за весь день мы успевали перекусить только самыми дешевыми продуктами из супермаркета: хорватским хлебом для тостов и тремя сосисками на двоих. Или только фрукты. Или кофе. Или чай. В общем, вы догадались, куда после поездки деваются три-четыре килограмма.
Хотя нет, это не совсем честно. Мы умудрялись и «хомячить». Как же, находясь в Венеции, не попробовать местное мороженое? Мятно-шоколадное или сливочно-персиковое — оно того стоило.
А в Софии, пропустив здешний Free Food Tour, устроили долгожданный праздник живота — с пончиками и латте.
Хороший попутчик — залог хорошей поездки. Это аксиома. Плохой попутчик — который бесит в первый же день путешествия. А вам еще колесить да колесить.
С Женей было не так. Женю я знаю десять лет, так что подход к человеку известен, как и у нее ко мне. Но никто не застрахован от бытовых ссор (куда пойти, как проложить маршрут, где и что поесть, кто платит на этот раз и т.д.).
Усталость действует на людей таким образом, что тот, кто ближе всех, получит большую дозу агрессии или нытья. С этим пунктом сложнее всего: никогда не угадаешь, как на человека подействует новая среда и непредвиденные обстоятельства.
У дороги никто не останавливается уже битый час; вы заблудились на венецианских улочках, и уже поздно, вокруг никого нет, кроме крыс; вы потеряли ценную вещь; водитель попался странный и намекает на секс; местный хост так и не вышел на связь, и вы остались на улице... — список того, что пошло не по плану, можно перечислять бесконечно.
Нервишки шалят. Хочется бросить все и валить домой первым же самолетом. Минуточку… Тогда ради чего все это? В подобные моменты важно вспомнить о цели пребывания в другой стране, о том, что вас ждет здесь и что будет дальше. А дальше всегда интересней.
Знаю автостоперов, которые ставят цель в день проезжать не менее 500 километров. При удачном раскладе вполне реально проехать полстраны или добраться в соседнее государство в течение светового дня. Нам редко так везло.
Например, из Сплита в Дубровник (около 230 километров) мы добирались два дня. Сначала проехали всего-то 60 километров. А до этого «голосовали» на одном месте почти пять (!) часов. Прибыв в курортный городок в середине пути, выехать до темноты мы не успели. Нашли недорогие апартаменты (ведь хостов, конечно же, здесь не было), заночевали там. На следующий день после двухчасового загара на остановке в ожидании нужного водилы, психанули, взяли билет на автобус и ушли к морю (один из гениальнейших поступков, я считаю).
К счастью, от Дубровника и до самого Кишинева дорогу мы преодолевали на попутках. Бывало, с утра до вечера проезжали более 450 километров. Сложно, но вспоминать приятно.
Больше всего понравилась Черногория. Ехали весь день в город Котор, там планировали переночевать и двигать дальше, в Албанию. Солнце уже не пекло, море после лета еще не остыло. Водители подбирали один за другим. Виды вокруг такие, словно ты в Монако. Слева — горы, покрытые зеленью, справа — бирюзово-голубое море, прозрачная вода, а впереди — дорога… Что не остановка — так фото для открытки.
Хочется бесноваться на пляже, радоваться тому, что видишь это так близко… Эмоции зашкаливают. И это на самом деле именно те впечатления, ради которых люди путешествуют. Здесь улыбнешься и подумаешь: «Не зря, совсем не зря, я так устала».
Оперативні та перевірені новини з Харкова